22 марта 2009 года в конференц-зале кафедрального собора Христа Спасителя в Калининграде состоялась пресс-конференция Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и губернатора Калининградской области Георгия Бооса.
Святейший Патриарх Кирилл: Позвольте мне в начале пресс-конференции сказать вступительное слово. Это первый мой визит в Калининградскую область после избрания Патриархом Московским и всея Руси. Я начал поездки из Москвы со своей епархии. Был в Смоленске, в Калининграде. Между этими поездками была поездка в Тулу, связанная с проведением Госсовета. Дальше я предполагаю посетить Санкт-Петербург, то есть стремлюсь в первую очередь побывать в тех городах, которые очень близки мне, с которыми связана часть моих трудов и моего служения.
Большая радость видеть переполненный собор, огромное количество детей, много молодежи. Вспоминаю, с чего все начиналось. Об этом мы в последнее время много говорим, но такие вещи не могут подпадать в разряд некой тавтологии, плохого стиля, потому здесь речь идет не о стиле, а о жизни. Мысленно я всегда возвращаюсь к тому, что здесь было, и радуюсь тому, что мы видим перед собой теперь. Но одновременно этот взгляд на красоту нынешней церковной жизни ни в коем случае не должен искажать перспективы и создавать видимость некоего абсолютного благополучия. Мы, наверно, сделали только самые первые шаги: построили, открыли, организовали, чему-то кого-то научили. Но впереди еще непочатый край работы, и здесь, на Калининградской земле, в том числе.
Калининградская земля особенно близка моему сердцу еще и потому, что здесь очень специфические условия пастырской работы. Я должен сказать, что это сложное место для пастырского служения. Мы живем здесь на стыке культур, в окружении иных государств, при значительном присутствии инославного фактора. В каком-то смысле глобализация, которая сегодня становится реальностью, здесь, в Калининградской области, ощущается больше, чем в любом другом месте России. Поэтому и вызовы, которые жизнь бросает здесь священнику, очень непростые. В каком-то смысле, если мы решим многие вопросы, связанные с Церковью, с церковным служением в Калининграде, то мы, может быть, создадим правильную модель того, как Церковь должна будет взаимодействовать с окружающим миром в XXI веке.
Я был очень рад видеть наше духовенство сегодня. Для меня большое удовольствие быть в эти дни с Георгием Валентиновичем. Мы продолжаем тот разговор, который у нас начался уже давно, обсуждаем много тем. Я рад тому, что положительно развивается экономика, конечно, с поправками на кризис, но тем не менее условия жизни людей меняются к лучшему, и очень надеюсь на материальное процветание Калининградской области.
Завершая это краткое вступительное слово, я хотел бы всем пожелать успеха: вам, Георгий Валентинович, в вашем служении, владыке Серафиму, представителям законодательной и исполнительной власти, институтам гражданского общества, нашей интеллигенции, журналистскому сообществу и, конечно, всему нашему народу. Благодарю вас за внимание. Пожалуйста, задавайте вопросы.
Калининградская ГТРК, «Вести-Калининград»: Ваше Святейшество, насколько серьезно экономический кризис влияет и уже повлиял на планы Русской Православной Церкви по строительству новых храмов, в том числе на западе России, на Калининградской земле? Как помочь молодым людям в это непростое время найти свой путь к Церкви?
Святейший Патриарх Кирилл: Что касается кризиса, то на Церкви он отражается, и примерно в тех же пропорциях, что и на государстве. А иначе и быть не может, ведь Церковь это не элитарная часть общества, это органическая часть общества. Поэтому сокращение программ, которое имеется в государстве, примерно в той же пропорции касается сегодня и Церкви. Как в государстве мы еще не чувствуем всей боли кризиса, так и Церковь пока всей его боли не ощущает. Мы просто прозреваем возможную перспективу, прогнозируем, и считаем, что должны готовиться, конечно, к тому времени, когда может быть весьма существенно сократится финансирование церковных программ. Но Церкви не привыкать. То, что мы сегодня называем кризисом, ни в какое сравнение не идет с тем, что мы пережили в течение XX века. Мы привыкли к трудностям во много крат превышающим те, с которыми сейчас сталкивается наше общество, и в том числе Церковь.
Что же касается каких-то выводов, которые может быть следует делать из кризиса, то я считаю, что кризис — это не только проклятие, но и благословение. Он дает возможность пересмотреть ценности, он заставляет людей задуматься. Знаете, когда все хорошо, когда все идет по накатанному, то как-то и думать не о чем: привык ты к своему бутерброду с маслом, вот и кушаешь этот бутерброд. А когда у тебя этот бутерброд отнимают, это какой-то вызов, какой-то толчок, ты начинаешь о чем-то думать.
Полагаю, что в каком-то смысле кризис может помочь нашим людям выработать правильное отношение к труду, ведь когда в 1990-х годах мы говорили о безработице, речь шла о какой-то виртуальной безработице. Реальной безработицы у нас не было. Реальная безработица сразу отрезвляет, она заставляет людей мобилизоваться, собрать все свои силы, работать хорошо, опасаясь потерять работу. У нас не было этого никогда. Я сам часто выступал в качестве работодателя и удивлялся, как люди не дорожат своей работой, как могут по пустяку рассориться и уйти, как трудно было делать замечания, усиливать рабочую дисциплину. И хотя нам говорили, что мы живем в свободном рынке и у нас существует конкуренция, я не видел никакой особенной конкуренции на рынке труда. Поэтому думаю, что сейчас (это жесткие слова, но их нужно кому-то произносить, и Церковь имеет право это говорить, потому что это касается духовной жизни людей) мы должны хорошо научиться работать. И не только в том смысле, как говорят наши руководители, чтобы быть конкурентоспособными, конечно, и для этого тоже, но в первую очередь для того, чтобы строить свое собственное благополучие. Вот почему в кризисе есть положительные моменты.
Кризис, я надеюсь, проткнет наконец-то эту тонкую искусственную оболочку мыльного пузыря, в котором ничего нет, под названием «виртуальная экономика». Деньги — это всегда эквивалент затраченного труда — умственного, физического, духовного. Если деньги перестают быть эквивалентом затраченного труда и ценностей, то они перестают быть деньгами. Если деньги становятся эквивалентом финансовой интриги, спекулятивной схемы, то они перестают быть деньгами, они теряют свою ценность или исчезают, с чем мы сегодня и сталкиваемся. Поэтому из этого кризиса мы должны выйти не ослабленными, а сильными.
Мы, конечно, должны перестраивать свою экономику, мы должны отказываться от этого виртуального измерения, на котором обогащались очень-очень многие, в одночасье. Я имел однажды возможность быть в кругу богатых людей, которые хвалились тем, что за неделю, не прикладывая никаких усилий, заработали 20 миллионов долларов, играя на бирже. Но вот эти же 20 миллионов долларов кто-то должен обеспечить ценностями, а обеспечить невозможно. Поэтому, я думаю, должны быть какие-то поправки к нашему экономическому состоянию.
Меня очень радуют высказывания высших руководителей нашего государства и зарубежных государств. Я хотел бы особенно отметить очень мудрое выступление премьер-министра Великобритании, который вдруг заговорил тем голосом, которым сегодня говорит Русская Православная Церковь. Если мы все сегодня будем говорить одним голосом, оценивая то, что происходит сегодня в сфере экономики, то есть надежда, что мы действительно справимся с этими экономическими проблемами.
Очень важно, чтобы мы вышли из кризиса умудренными и с пониманием своего собственного личного вклада в созидание нашего Отечества. Каждый должен себя спросить, отвечает ли его собственная зарплата его реальному вкладу. Иногда этот вклад больше, чем зарплата, и тогда мы говорим о необходимости повышать зарплату. Ну, а если зарплата намного превышает реальный вклад? Если значительная часть вклада виртуальна, разве это не вклад в развитие кризисных отношений в экономике?
Нам Бог дает сейчас шанс. Мы терпеливые люди, мы намного терпеливее, чем многие другие. У нас есть способность преодолевать трудности, только самое главное — в истерику не впадать. Есть такое искушение — впасть в истерику и обязательно среди кого-то, в данном случае среди властей, искать виновных. Мы должны от этого себя сейчас оградить. Мы станем сильными, когда мы все сделаем правильные выводы из кризиса — и власть, и Церковь, народ.
Когда вы говорите о том, если я правильно понял вопрос, что может помочь сегодня людям возрастать в их религиозности, я думаю, это сама жизнь. То, о чем мы говорим, должно помогать делать не только экономические и политические, но нравственные, религиозные выводы. Испытания и даются нам для того, чтобы мы вышли из них очищенными, сильными.
Возьмите к примеру все творчество Достоевского, сквозь которое проходит эта поразительная идея, что через трудности и даже через страдания, при их правильном прохождении — с верой, с надеждой на Бога, с готовностью полагать свои собственные силы — человек выходит всегда победителем и всегда сильным.
Мы живем в очень интересное время. Прошло это ожесточение 1990-х годов, когда вообще трудно было о чем-либо говорить и думать, когда была просто какая-то пещерная борьба за существование. Сегодня есть определенная респектабельность нашей жизни, есть запас прочности, в том числе и благодаря правильной экономической политике государства, и трудности, которые сегодня перед нами стоят и которые встречаются нам на пути, мы должны обратить на наше общее благо.
РИА «Новости»: Ваше Святейшество, расскажите, пожалуйста, о своих дальнейших планах. В частности, какие города вы планируете посетить, какие епархии? Если это возможно, назовите примерные сроки визитов.
Святейший Патриарх Кирилл: По части определенных сроков говорить довольно сложно, потому что некоторые поездки связаны с согласованием сроков, например, моя поездка на Украину. Я полагаю, что следующим городом, который я посещу после Петербурга, должен быть Киев — мать городов русских.
Украина — очень важная часть исторической Руси, которая сегодня проходит через огромные испытания. Для Церкви это все один народ, это наш народ. И поэтому Патриарх должен быть вместе со своим народом, в том числе в испытаниях и скорбях. Я очень хотел бы поехать в Киев, помолиться у Киево-Печерских святынь вместе с Блаженнейшим владыкой митрополитом Владимиром, вместе с епископатом Украинской Православной Церкви, который очень дружно, консолидировано поддержал меня на Поместном Соборе. А это означает, что в том числе и с моим служением они связывали какие-то свои надежды. Я хотел бы быть вместе с ними в это время, с украинским благочестивым народом.
Потом я предполагаю посетить Минск, Белоруссию, потому что это тоже важная часть исторической Руси: Белоруссия — Белая Русь, светлое пятно на исторической карте Руси. Когда Русь была под иноземным владычеством, единственная свободная ее часть называлась Белой Русью, светлой Русью. Мне бы хотелось тоже быть среди белорусского народа, вместе с ним помолиться, подумать о нашем совместном будущем.
Я получаю сейчас много приглашений посещать епархии. Буду стараться, насколько будет хватать у меня сил, совершать такие поездки.
Мне предстоят поездки по Поместным Православным Церквам. По всей вероятности я эти визиты, если Бог даст сил, начну в этом году. Согласно существующей традиции поездки осуществляются по диптиху. Я предполагаю посетить Константинополь, а затем древние восточные Патриархаты, Православные Церкви на Балканах, другие Православные Церкви.
Вот такой план на ближайшее время, а сколько потребуется времени для осуществления этого плана, пока не знаю. Во многом это будет зависеть от моей повестки дня, связанной со служением в Москве.
ТРК «Каскад»: Ваше Святейшество, скажите, пожалуйста, как Вы распорядитесь миллионом рублей, который Вам положен как почетному гражданину Калининградской области?
Святейший Патриарх Кирилл: Во-первых, хотел бы еще раз поблагодарить Георгия Валентиновича, а в его лице — всех, кто избрал меня Почетным гражданином Калининградской области. Я вчера на эту тему уже много говорил, сегодня еще раз хочу сказать, что я очень тронут, до глубины души.
Это, конечно, знак нового времени, что иерарх, правящий архиерей избирается первым Почетным гражданином (региона — ред.). Это знак признания не столько моих заслуг, сколько вклада Православной Церкви в жизнь нашего региона, «янтарного края».
Что касается денежной составляющей этого почетного звания, то я уже принял решение и дал соответствующее распоряжение: эти деньги будут направлены на строительство второй очереди православной гимназии. Здесь, за собором, будет построен замечательный комплекс, он уже спроектирован, согласован с архитектурными инстанциями и городскими властями. Это будет замечательный по архитектуре уникальный комплекс. Здесь будет большая православная гимназия, здесь будет духовно-культурный центр. Замечательно, что все это будет находится рядом с собором Христа Спасителя в центре города Калининграда.
Учитывая тот факт, что мы сейчас из-за кризиса не имеем такой финансовой поддержки, как прежде, строительство этого центра может быть сопряжено с определенными трудностями. Поэтому средства, которые мне вручаются, очень кстати. Еще раз хотел бы сердечно за это тоже поблагодарить.
Телеканал «ТВ-Центр»: Георгий Валентинович, какое значение имеет визит Патриарха в ваш регион? Есть ли возможность у простых калининградцев получить звание почетного гражданина?
Г.В. Боос: Визит Патриарха безусловно имеет значение колоссальное для всех жителей Калининградской области, и не только для православных, но и для представителей других вероисповеданий.
Надо отметить, что Святейший Патриарх пользуется колоссальным авторитетом среди всех конфессий, заслуженным авторитетом. Возглавляя на протяжении многих лет Отдел внешних связей Русской Православной Церкви, он был инициатором многих позитивных процессов в религиозном мире и организатором, осуществившим эти процессы.
Нужно подчеркнуть, что за эти годы авторитет Русской Православной Церкви вырос колоссально. Поэтому, естественно, за визитом Его Святейшества в Калининградскую область следят не только православные верующие.
Что же касается значения визита, то для калининградской паствы невозможно никакими словами описать важность приезда руководителя этой паствы. Вы видели сегодня в храме счастливые лица людей, которые просили благословения у Святейшего, вы видели на протяжении этих дней, как люди встречали своего Предстоятеля, как люди радовались тому, что могут слышать пастырское слово, могут лицезреть своего руководителя, своего духовного наставника, своего лидера.
Что касается второго вашего вопроса, то все мы являемся простыми гражданами, независимо ни от каких иерархий, сословий, вероисповеданий и расовой принадлежности. Мы перед лицом своего Отечества и перед лицом своих сограждан абсолютно одинаковы. Более того, мы перед лицом Господа одинаковы. Поэтому мы все простые граждане, а почетное звание получают за свои заслуги наиболее достойные.
Газета «Калининградская правда»: Ваше Святейшество, Вы связаны с Калининградом уже четверть века. Назовите Ваше самое яркое впечатление за время вашего калининградского служения, самый яркий эпизод.
Святейший Патриарх Кирилл: Самый яркий эпизод был, когда я 23 года назад приехал в Калининград, вышел из поезда, ко мне подошел какой-то слегка подвыпивший господин и так серьезно-серьезно на меня посмотрев (а я был, конечно, в рясе), спросил: «У тебя что, и борода настоящая?». С этого мы начали.
А второй яркий эпизод — это освящение храма Христа Спасителя. Я, кстати, в тот момент, когда, обернувшись из алтаря и благословляя народ, взглянул на это великолепие, на эти тысячи людей, на эти прекрасные хоры, на молодое духовенство, я вспомнил того дяденьку.
Вот эти два эпизода являются самыми яркими. Между этими эпизодами — целая жизнь.
Газета «Персона»: Вчера в разговоре игумения Елисавета сказала, что поставила бы у себя в монастыре телевизор, если бы был православный канал. Ваше Святейшество, каково ваше мнение по поводу организации такого телеканала. И предложение в связи с этим: может быть в порядке эксперимента в Калининградской области открыть православный канал?
Святейший Патриарх Кирилл: Сейчас у нас два православных телеканала. Один здесь имеет свою телекамеру, это круглосуточный канал «Союз». Второй православный канал — «Спас». Они, к сожалению, работают только через спутник и кабельную систему. Но их развитие — это вопрос техники; особенно с появлением цифровых возможностей передачи сигнала, я думаю, что эти каналы займут одинаковое положение в ряду других.
Мы будем обращать внимание на телевидение. Причем когда мы говорим «православный канал», то мы имеем в виду, что это каналы, которые могут быть отличны друг от друга. Специфика, допустим, телеканала «Союз» — это освещение внутрицерковной жизни. Потребителями этого канала являются в основном люди воцерковленные, которым интересно знать, где был Патриарх, где он служит, с кем встречается, какие события происходят в Церкви. На канале вечером молитвенное правило читается. У некоторых людей нет времени помолиться, а тут включил канал, и вдруг молитва. Сам себя ловил на мысли, что сидя слушать неудобно, надо встать. И так молишься вместе с каналом «Союз». А канал «Спас» более общественный.
Думаю, что и то, и другое направление мы будем развивать. И я не исключаю, что в городе Калининграде, если появятся такие технические возможности, может быть организовано широкомасштабное вещание наших православных каналов.
Благодарю всех за внимание.
Пресс-служба Московской Патриархии