Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Патриаршая проповедь в день памяти святителей Московских после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Патриаршая проповедь в день памяти святителей Московских после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля
Версия для печати
18 октября 2022 г. 15:05

18 октября 2022 года, в день памяти святителей Московских Петра, Алексия, Ионы, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена, Тихона, Петра, Филарета, Иннокентия и Макария, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня мы прославляем память святителей Московских — тех, кто подвигом жизни своей, жертвенным своим служением совершал многие дивные дела, отразившиеся великим благом не только на духовной жизни нашего народа, но и всего нашего Отечества. Во время, когда раздробление единого целого многими почиталось за благо, когда на месте единого государства образовывались многие удельные княжества, каждое из которых претендовало на особую роль, а значит, становилось конкурентом и врагом для своего соседа, — вот в это самое время, когда ослабли все центростремительные силы, объединяющие народ, святитель Петр совершает удивительное по своему значению, смыслу и последствиям деяние. Он переносит в град Москву Первопрестольную кафедру всея Руси и здесь, на этом месте, закладывает основание кафедрального храма всея Руси — Успенского собора, который остался невредим, несмотря на страшные исторические перипетии, несмотря на стремление безбожных властей в какой-то момент вообще изничтожить все церковные памятники на территории Кремля. Долгое время здесь был музей, но и за то слава Богу, потому что люди, приходя в этот музей, соприкасались со святыней, с самой сердцевиной русской истории, и многих даже такое соприкосновение, вне литургической жизни, заставляло задуматься о многом. Часто эти мысли приводили людей к вере в Господа и Спасителя, и даже закрытый Успенский собор, несомненно, работал на то, чтобы укреплялась духовная жизнь в нашем народе. Ну, а когда настали другие времена и собор был открыт для богослужений, помню, с какой великой радостью все мы это восприняли, какое множество людей стекалось сюда для того, чтобы помолиться в стенах возрожденного кафедрального собора всея Руси!

Вот и сегодня, вспоминая святителя Петра, мы молимся у его святых мощей. Конечно, о державе Русской, о том, чтобы рассеялись все наветы вражии, которые сегодня направлены на то, чтобы окончательно и бесповоротно разрушить единство Руси. Ведь эти замыслы только врагам Руси на руку, но самой Руси, будь то Россия или Украина, никакой пользы не приносят, хотя многие силы работают на то, чтобы доказать обратное, будто разделение Руси есть некое благо.

Когда-то один из политических деятелей спросил меня: «Вот почему Вы так отстаиваете сохранение единого пространства Руси? Ведь это же средневековье! А сейчас политическая ситуация изменилась». Я ответил: «Может быть, это была бы действительно бесповоротная перемена, если бы речь шла не о жизни единого народа, вне зависимости от, как его сегодня называют. Но это единый народ, и он хочет жить в большом доме». И я спросил тогда этого господина: «А Вы предпочли бы жить в маленькой квартире, отстаивая свою как бы свободу и независимость от других? Или в большой квартире, в большом доме? Вот мы предпочитаем жить в большом доме, но так, чтобы нам не было тесно, чтобы это жительство не превращалось в то, что иногда происходит в общежитиях, когда люди становятся врагами».

Вот и сегодня сложилась такая ситуация на просторах Руси, когда каждый, живя в своем собственном доме, должен при этом осознавать свою принадлежность к единому духовному пространству Святой Руси, к наследникам великих князей Владимира и Александра Невского, к наследникам тех великих князей, которые утверждали Православие и боролись с врагами. И сегодня это осознание принадлежности к единому народу так важно для того, чтобы избежать всяких военных потрясений на пространстве Святой Руси, чтобы иметь силу и мудрость противостоять искушениям, соблазнам и провокациям, направленным на то, чтобы единый народ столкнуть в очередной братоубийственной войне.

Мы молимся и будем молиться о единстве Святой Руси — а как же иначе? Как можно иначе себя осознавать, молясь в Кремле под сводами Успенского собора всея Руси? Сами стены вопиют об этой истине — о том, что все мы один народ, и этот кафедральный собор всея Руси несет на себе печать ответственности за духовное благополучие всех православных христиан, находящихся в пространстве Святой Руси. Ответственности за Церковь нашу единую и неделимую, за то, чтобы она сохраняла свое единство и через это единство являла волю Божию о всем нашем народе, где бы он ни жил, — в Москве или Киеве, в Минске или других городах. Ведь это единая духовная общность, соединенная узами Русской Православной Церкви.

Сегодня наши молитвы о том, чтобы единство это, как я уже сказал, никто не поколебал и никто не разрушил. Но чтобы было так, каждый из нас должен трудиться для сохранения этого единства — в первую очередь молиться, ведь Господь слышит молитвы. По молитвам Господь избавлял землю нашу от нашествий иноплеменников, междоусобной брани. А если повнимательнее приглядеться к своему жизненному пути — каждого по его молитвам Господь избавлял от скорбей, бед и зол. Господь слышит наши молитвы, тем более молитвы не о каком-то личном небольшом благополучии, а о духовном благополучии, духовном здравии всего нашего единого исторического народа Святой Руси.

И еще раз хочу сказать: все эти мысли актуализируются, когда взираешь на исторические стены Успенского собора — кафедрального собора Святой Руси. Пусть Господь приклонит милость Свою ко всему нашему народу, прекратит междоусобную брань, которая сегодня, к сожалению, в отдельных землях исторической Руси приобретает форму реальных военных действий. Пусть Господь вразумит каждого, кто вовлекается в эти военные действия. И каждый должен понять, что стреляет он по своему брату, и потому прекращение войны, установление мира и духовного единства всего нашего народа — вот о чем сегодня наша молитва и вот что должно быть предметом наших общих трудов.

Но когда мы говорим так, мы очень далеки от того, что на западном языке называется пацифизмом. Пацифизм — это борьба за мир при любых обстоятельствах и очень часто на любых условиях. Но мы всегда говорим — и это укореняется в нашей духовной традиции — не может быть мира без справедливости. Мир без справедливости надламывается при любом осложнении обстановки или изменении отношения людей. Поэтому мир должен быть прочный. А для того чтобы он был таким, нужно, чтобы силой Божией были искоренены из сознания людей, которые не стремятся к духовному единству Святой Руси, все эти диавольские помыслы, чтобы все мы осознали ответственность за сохранение духовного единства Русского мира.

И да поможет всем нам Господь именно таким образом совершать свое служение — каждому на своем месте. Я со смелостью произношу в этих стенах слова «Русский мир», хотя знаю, что некоторые силы на Украине их демонизируют. Но мы употребляем слово «русский» не в том смысле, что оно означает только часть исторической Руси, соответствующую Российской Федерации. Мы употребляем это слово в том же смысле, как употребил его Нестор Летописец, говоря о том, «откуда пошла есть Русская земля». Не российская, не украинская, не белорусская — откуда пошла Русская земля! Вот в каком смысле мы употребляем это слово — с полной ответственностью, внутренним спокойствием и уверенностью в правоте нашей позиции.

Еще раз призываю всех вас, мои дорогие, молиться сегодня о всей Русской земле, о народах, которые населяют эту землю, о преодолении разногласий и особенно о прекращении междоусобной брани, которая всегда влечет за собой смерть и страдания человеческие. Чтобы Господь воссоединил всех нас в едином теле единой Святой Руси. Чтобы при всем понимании политической картины мира, при всем уважении к таким политическим понятиям новейшего времени, как суверенитет отдельных народов, никак не разрушалось наше осознание того, что мы единый народ — народ Святой Руси.

Молитвами святителя Петра, святителей Киевских, начиная от Михаила и кончая святым исповедником Владимиром, который жизнь свою положил у стен Киево-Печерской лавры во времена гражданской войны, молитвами всех, кто трудился во имя Святого Православия на просторах Руси, Господь да остановит междоусобную брань и да восстановит мир и любовь среди детей единого исторического Отечества, именуемого Православной Русью. Об этом сегодня наши молитвы, и на это направляем мы сегодня свои труды. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Версия: украинская

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Воскресения Словущего в Марьинском парке г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Живоначальной Троицы в Чертанове г. Москвы

Патриаршая проповедь в день памяти благоверного великого князя Александра Невского в Александро-Невском скиту близ Переделкина

Патриаршая проповедь перед молебном у раки святителя Тихона в Донском ставропигиальном монастыре

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Филарета Московского

Патриаршая проповедь в Неделю 22-ю по Пятидесятнице после Литургии в храме святителя Николая Мирликийского в Бирюлеве г. Москвы

Патриаршее слово после богослужения в Александро-Невском скиту близ Переделкина

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, после Литургии в Донском ставропигиальном монастыре г. Москвы

Патриаршая проповедь в Неделю 21-ю по Пятидесятнице после Литургии в Храме Христа Спасителя