Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после всенощного бдения в Александро-Невском кафедральном соборе г. Нижнего Новгорода

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после всенощного бдения в Александро-Невском кафедральном соборе г. Нижнего Новгорода
Версия для печати
22 октября 2022 г. 21:08

22 октября 2022 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил утреню всенощного бдения в Александро-Невском кафедральном соборе г. Нижнего Новгорода. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Ваше Высокопреосвященство!

Сердечно благодарю Вас за слова и за дивный подарок, который, конечно, помещу где-то совсем рядом с тем местом, где я постоянно пребываю, чтобы, взирая на дивный образ Богоматери, вспоминать землю Нижегородскую, вспоминать сегодняшнее богослужение и Вашу доброту.

Царица Небесная — над всеми нами, Ее Покров — над землей Русской, и, наверное, этой силой, которая ниспосылается Пречистой Девой Марией, и спасается наша страна в самых трудных обстоятельствах, во время междоусобных браней, во время нашествия иноплеменников. Верим, что и в это непростое время, когда многие ополчились на Русь Святую, Царица Небесная будет простирать над нами, над Отечеством нашим Свой Покров, и верим, что Ее предстательством пред лицом Божиим, пред лицом Сына Ея, Господь даст нам силу сопротивляться злу, греху и всякой неправде и сохранить Отечество наше невредимым и непобежденным и души наши невредимыми и непобежденными силами зла.

Сегодня очень много молодежи в храме, я радуюсь этому и потому хотел бы в своем слове сказать что-то такое, что им близко и понятно, с чем они знакомы. У Сергея Бодрова, знаменитого нашего актера и режиссера, был фильм, который назывался «Брат». Многие его посмотрели, и вот в этом фильме есть такой диалог главного героя с другим персонажем. Главный герой, обращаясь к своему собеседнику, говорит: «В чем сила, брат?» И сам же отвечает: «Сила, брат, в правде». Герой фильма был, конечно, прав — сила в правде; только есть одна недосказанность в этом диалоге — правда-то у каждого своя! Почему люди ссорятся? Потому что у каждого своя правда. Почему страны воюют? Потому что у каждой своя правда. Послушать дипломатов, политиков, которые защищают ту или другую сторону: и там, и там очень убедительные аргументы. Почему? Потому что у каждого своя правда.

А чему нас учит Господь? Что не может быть двух правд. Есть только одна правда, а все остальное — это либо приближение к правде, либо ее искажение. Правда может быть только одна — по каждому вопросу, по каждой проблеме, по каждой конфликтной ситуации. И с христианской точки зрения в той части фильма, который я сегодня упомянул, надо было сказать: «Брат, правда-то в Боге». А почему в Боге? А потому что Бог являет собой абсолютную Правду. В слове Божием содержится абсолютная правда, и нет в нем ни тени неправды, ни тени искажения истины. Вот, наверное, поэтому слово Божие и не могут принять, — потому что живут в неправде, привыкли к неправде, далеки мыслями своими от Божественной правды. Но правда — только то, что исходит от Бога. Открываешь Евангелие, и там каждое слово есть правда, для всех народов, для всех наций, для всех государств, для людей разного пола и разного возраста. Одна правда на всех, и эту правду нам явил Сам Господь.

А что же нужно делать в ответ на эту величайшую милость? Философы на протяжении многотысячелетней истории человечества пытались открыть людям некую правду, и у каждого философа была опять-таки своя правда, так что и ссорились они, и мирились, а ни для кого единой правды не было. Но Господь во Христе Иисусе, через слово Свое, даровал нам абсолютную правду, без всякой тени искажения. Что же нам тогда остается делать? А нам остается принять эту правду и жить по ней, жить по слову Божиему.

Вот тут-то и начинается самое трудное, потому что правда Божия нудится, то есть силой овладевается (см. Мф. 11:12). Ведь для того чтобы принять Божию правду, нужно в самом себе победить склонность к неправде, склонность к греху, склонность к ошибочному поведению. И потому попытки следовать Божией правде — это очень правильные попытки, это некий путь, по которому должен идти человек. Он не войдет сразу в Божию правду и не овладеет истиной, но само движение навстречу Божией правде уже спасительно, уже радостно, уже наполняет подлинным смыслом человеческую жизнь.

Каждый из нас — на пути к этой абсолютной правде, и только Господь может измерить ту дистанцию, которая каждого из нас от этой правды отделяет. Эта дистанция и будет критерием при оценке нашей жизни на Страшном и последнем суде Божием. Ну, а пока мы здесь, пока мы в теле своем, пока мы руководствуемся своим разумом, своей волей, своими чувствами, мы должны максимально впитать Божию правду в свое сознание, соединить ее со своей жизнью, сделать актуальной, научиться применять Божию правду при оценке всего того, что с нами происходит на уровне нашего сознания, на уровне нашей воли, на уровне наших чувств и действий. И если у нас будет этот навык применения Божией правды к самим себе, то мы сможем применять этот критерий и по отношению к другим. С осмотрительностью, чтобы не впадать в осуждение; но само явление правды Божией в нашей жизни поможет нам увидеть и в других людях как правду, так и ложь. А разве не в этом заключается высшая человеческая мудрость и высшая проницательность, чтобы понимать, кто перед тобой — друг или враг, говорящий правду или говорящий ложь, по-настоящему вдохновенный руководитель, который желает для тех, кто идет за ним, добра или тот, кто ведет в пропасть? Так вот, все то, что является жизненно необходимым для человека — способность ориентироваться в историческом пространстве, в пространстве реальной жизни — даруется тому, кто правду Божию поставляет превыше всего и старается жить этой Божией правдой.

Да поможет Господь всем нам, всему нашему народу, на который сегодня обрушивается очень много соблазнов. Страну нашу и народ наш критикуют, учат, как нам жить, что нам делать, по какому пути идти. Именно в связи с этими сетованиями и обвинениями в адрес России и нужно помнить, что у нас свой исторический путь. И для того чтобы быть уверенным в правильности этого пути, мы должны соотносить его, а значит, и свои действия с Божией правдой, и тогда никакие соблазны не омрачат нашего сознания и не ослабят силы нашей национальной жизни.

Сегодня мы действительно вошли в полосу очень непростых международных отношений, но правда превыше всего, и нельзя идти на компромисс с ложью, даже если эта ложь очень сильная. Ведь отцом лжи является диавол (см. Ин. 8:44), так что идти на компромисс с ложью значит идти на компромисс с диаволом, а диавол не желает нам добра. Вот почему очень важно, мои дорогие, в первую очередь хранить веру, потому что через веру православную нам является высшая мудрость, открытая в Божественных заповедях, в духовном опыте, в опыте молитвы, в соприкосновении с Богом.

Именно поэтому сейчас то самое время, когда всем надо укрепляться в вере, особенно всем нашим колеблющимся, интеллигентам, которые одной ногой в Церкви, другой вне Церкви. Нужно заканчивать эту дихотомию, это разделение, нужно действительно принимать веру наших отцов и праотцев как великую силу, которая уберегала и спасала наш народ. И сегодня, несомненно, вера будет вдохновлять нас на пути любви и служения Отечеству нашему и на пути любви друг ко другу.

Да поможет всем нам Господь, в первую очередь, ничего не бояться. Находясь на Нижегородской земле, в городе Лукоянове, я вспомнил эти слова, которые говорил мой благочестивый дед — исповедник, прошедший многие тюрьмы и лагеря за свою веру в Бога. В 50-е годы он приехал в Ленинград, где мы тогда жили, рассказывал о своей тяжелой жизни и учил меня: «Ничего не бойся, кроме Бога». Если мы стараемся применить к своей жизни эту заповедь мудрого человека, мы становимся очень сильными. Если мы боимся Бога, то есть стремимся исполнять Его закон, мы становимся очень сильными. А жизнь вне рамок Божиего закона — это слабость.

По-настоящему ответить на вопрос героя Сергея Бодрова может глубоко верующий человек. Только он может сказать, в чем сила. Сила — в правде, но в Божией правде. Следуя именно этому пониманию того, что есть высочайшая ценность в человеческой жизни, мы можем и душу свою спасти, и Родине послужить, и ближнему своему протянуть руку помощи. И да поможет нам Господь в том, чтобы мы шли именно таким, а не каким иным историческим путем, — каждый из нас и все мы вместе как Церковь Христова Православная, да и весь наш народ. Милость Божия, Покров Пречистой Царицы Небесной да пребывают над землею Русскою и над этим прекрасным градом на берегах Волги. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Версия: украинская

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Воскресения Словущего в Марьинском парке г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Живоначальной Троицы в Чертанове г. Москвы

Патриаршая проповедь в день памяти благоверного великого князя Александра Невского в Александро-Невском скиту близ Переделкина

Патриаршая проповедь перед молебном у раки святителя Тихона в Донском ставропигиальном монастыре

Патриаршая проповедь в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Филарета Московского

Патриаршая проповедь в Неделю 22-ю по Пятидесятнице после Литургии в храме святителя Николая Мирликийского в Бирюлеве г. Москвы

Патриаршее слово после богослужения в Александро-Невском скиту близ Переделкина

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, после Литургии в Донском ставропигиальном монастыре г. Москвы

Патриаршая проповедь в Неделю 21-ю по Пятидесятнице после Литургии в Храме Христа Спасителя