Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Выступление митрополита Волоколамского Антония на конференции «Религиозное многоголосие и национальное единство»

Выступление митрополита Волоколамского Антония на конференции «Религиозное многоголосие и национальное единство»
Версия для печати
25 ноября 2022 г. 12:52

24 ноября 2022 года в Казани прошла организованная Валдайским клубом конференция на тему «Религиозное многоголосие и национальное единство». Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Антоний выступил с докладом на сессии «Религиозное взаимодействие между странами как одна из основ мира и развития».

Со внешними обходитесь благоразумно,
пользуясь временем (Кол. 4:5).

Уважаемые участники!

Ни для кого не секрет, что мы с вами сейчас живем в переломную эпоху человеческой истории. Уже не одно поколение людей сменилось с момента окончания Второй мировой войны, много десятилетий назад закончился Карибский кризис, но сегодня нам выпал жребий вновь слышать «о войнах и военных слухах» (Мф. 24:6). Наше Отечество фактически противостоит по многим вопросам — прежде всего, мировоззренческого характера — группе наиболее развитых и могущественных государств мира.

Мне бы хотелось предложить осмысление происходящего с точки зрения верующего человека, представителя Русской Православной Церкви, которая свыше тысячи лет оказывала большое воздействие на духовный образ жизни нашей страны. Этот религиозный выбор был сделан князем Владимиром и по воле народа сохраняется по сей день.

Культура народов России — одна из самых многообразных в мире, и каждый народ, проживающий на ее территории, традиционно исповедует ту или иную религию. Мы сумели построить, не побоюсь этого слова, образцовую модель сотрудничества между традиционными религиями нашей страны — Православием, исламом, иудаизмом и буддизмом. Народы России понимают, что нужно знать и уважать традиции и культуру друг друга. В этом наше ключевое отличие от доминирующей в некоторых странах идеи о собственной исключительности.

В качестве эпиграфа к своему выступлению я выбрал слова апостола Павла: «Со внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем» (Кол. 4:5). Слова эти, на мой взгляд, определяют наиболее существенные черты характера нашего многонационального народа, позволяющие нам и сегодня поддерживать добрые отношения с людьми разных вероисповеданий и культур.

Русская Православная Церковь не один десяток лет поддерживает диалог с религиями Востока, главным образом, с исламом. И я могу констатировать, что с мусульманами мы нередко находим куда больше взаимопонимания, чем с нашими же единоверцами на Западе. Почему так?

Потому что вера занимает важнейшее место в жизни многих людей на Востоке. Приверженность наших обществ Богом данным ценностям личной и общественной нравственности и духовности определяет нашу близость. Московский Патриархат уже 25 лет на регулярной основе ведет диалог с мусульманскими организациями Ирана. Нужно отметить весьма высокий уровень взаимопонимания и доверия, достигнутый в ходе данного общения. Помимо прочего, это общение способствовало тому, что сегодня Россия и Иран имеют прочные дружественные связи. Подобное можно сказать и об отношениях России со многими странами исламского мира. Не так давно в столице Казахстана Нур-Султане я встречался с Верховным имамом главного мирового центра исламской мысли — университета «Аль-Азхар». Могу свидетельствовать, что в настоящее время со стороны мусульманского мира имеется особый интерес к межрелигиозному диалогу с Россией, ибо они хорошо понимают, что сегодня Россия противостоит, по сути, самому образу жизни, который направлен на поклонение человеку, а не Богу. Восток не приемлет такой парадигмы и, думается, именно поэтому у нас оказалось там немало единомышленников, несмотря на беспрецедентное давление со стороны сильнейших держав мира.

В этом контексте мне вспоминаются оказавшиеся пророческими слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, сказанные шесть лет назад в проповеди в неделю Торжества Православия: «Сегодня идея жизни без Бога распространяется с новой силой уже в масштабах целой планеты. Мы видим, как во многих процветающих странах предпринимаются усилия утвердить на законодательном уровне право выбора любого пути, в том числе самого греховного, идущего вразрез со словом Божиим. Это опасное явление в жизни современного человечества получило название "дехристианизация". Наверное, подобные философские взгляды нельзя было бы назвать ересью, если бы многие христиане их не приняли и не поставили права человека выше, чем слово Божие. Поэтому мы говорим сегодня о глобальной ереси человекопоклонничества — нового вида идолопоклонства, исторгающего Бога из человеческой жизни. Ничего подобного в глобальном масштабе никогда не было. Именно на преодоление этой главной ереси современности, которая может привести к апокалиптическим событиям, Церковь должна направить сегодня силу своего слова и мысли»[1].

Его Святейшество тогда ясно указал на то, что человекопоклонничество, поставленное во главу угла, может привести к апокалиптическим событиям. Сегодня мы наблюдаем как раз такой вариант развития ситуации: что, если не игнорирование Бога и Его заповедей, привело к нынешней ситуации, когда проливается кровь людей и звучат угрозы глобального военного противостояния?

Здесь я хотел бы обратиться к мысли великого русского писателя, выходца из украинской земли — Николая Васильевича Гоголя. Автор героического эпоса «Тарас Бульба» немало размышлял о войне и мире, любви к Отечеству и вере. Очень актуальными сегодня являются его слова из «Авторской исповеди»: «Тому, кто пожелает истинно честно служить России, нужно иметь очень много любви к ней, которая бы поглотила уже все другие чувства, — нужно иметь много любви к человеку вообще и сделаться истинным христианином, во всем смысле этого слова»[2].

Можно вспомнить и высказывания Гоголя из писем к графу Александру Петровичу Толстому по поводу получения новостей о бедствиях в России: «Нам прежде всего нужно жить в Боге, а не в России. Ведь мы знаем, что без Божьей воли ничего не делается. А воля Божья разумна, воля Божья знает, что нам нужно. Будем исполнять закон Христа относительно тех людей, с которыми нам придется столкнуться (закон этот можно исполнять всюду), а о России Бог позаботится»[3].

Из этих слов следует ясный вывод: благополучие нашего народа и нашей страны напрямую зависит от того, какими ценностями мы живем. Залог сильного и сплоченного общества — это комплексная совместная работа религиозных общин и государственных институтов, направленная на воспитание в людях твердых понятий о нравственности. А это, прежде всего, предполагает работу в информационном и образовательном пространстве.

Чем выше будет уровень религиозности в российском обществе — тем больше мы приобретем союзников в современном мире и тем большее уважение станем вызывать у окружающих. Глядя на сегодняшние события, часто вспоминается ветхозаветная история иудейского народа, который, несмотря на технологическое отставание от других народов, умел побеждать превосходящие силы противника и брать неприступные города. Евреи преуспевали благодаря тому, что имели веру в Бога и старались хранить Его заповеди. Но как только люди теряли страх Божий, как только начинали процветать язычество, коррупция и беззаконие — народ отдалялся от Бога и оказывался порабощаем захватчиками. Об этом же свидетельствуют и исторические прецеденты падения всех до единой великих мировых империй — они рушились тогда, когда падала нравственность.

У нас в стране сформированы все условия для плодотворного соработничества: в России уже 25 лет работает Межрелигиозный совет, где представлены все крупнейшие традиционные общины. Подготовлена хорошая почва для сотрудничества с религиозным сообществом зарубежных стран.

Дай Бог нам всем в многообразии мнений найти верный путь, по которому мы призваны идти вместе для мирного и спокойного будущего в нашей любимой стране.

Благодарю всех за внимание.

[1] Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Торжества Православия после Литургии в Храме Христа Спасителя 20.03.2016. http://www.patriarchia.ru/db/text/4410951.html.

[2] Гоголь Н.В. Авторская исповедь // Сочинения. Полное собрание в 1 Т. СПб. Изд. Ф. Павленкова., 1902. С. 1201.

[3] Гоголь Н.В. Толстому А.П., 2 августа н.ст. 1847 г. // Письма. http://gogol-lit.ru/gogol/pisma-gogolya/letter-1002.htm.

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

Материалы по теме

Состоялось заседание Организационного комитета Дней духовной культуры России

Митрополит Волоколамский Антоний встретился с иерархом Православной Церкви в Америке

Сотрудник ОВЦС принял участие в межрелигиозном круглом столе

Завершилась поездка председателя ОВЦС в Таиланд

Святейший Патриарх Кирилл вручил муфтию Дагестана орден Славы и Чести

Встреча Святейшего Патриарха Кирилла с муфтием Дагестана

Святейший Патриарх Кирилл вручил муфтию Дагестана орден Славы и Чести

Утвержден состав делегации Русской Православной Церкви для участия в XIII заседании совместной российско-иранской комиссии по диалогу «Православие — Ислам»

Сотрудник ОВЦС принял участие в межрелигиозном круглом столе

Состоялась встреча председателя ОВЦС с Верховным Патриархом буддистов Таиланда

Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ принял участие в Форуме российской идентичности

Представители Русской Православной Церкви приняли участие в межрелигиозном форуме в Узбекистане

Другие статьи

Отношения Московского и Константинопольского Патриархатов в 1960-е — начале 1970-х годов по материалам архива Отдела внешних церковных связей

Выступление митрополита Волоколамского Антония на XIX международном мусульманском форуме «Роль религиозных лидеров в защите духовно-нравственных ценностей и укреплении мира и безопасности»

«Верный cвидетель» (Прит. 14:25). Митрополит Никодим (Ротов) и его деятельность во Всемирном Совете Церквей

Выступление митрополита Волоколамского Антония на Генеральной ассамблее Христианской конференции Азии в Коттаяме

Церковные нарративы и секулярная идеология. Нужно ли православным «догонять» Второй Ватикан

Молитвами первых преподобных: делегация монашествующих Русской Православной Церкви посетила святыни Египта

К вопросу о благословении «однополых союзов» в Церкви Англии

Протоиерей Владимир Самойленко: «Казанская духовная семинария может и должна перерасти в академию!»

Выступление митрополита Волоколамского Антония на конференции «Религиозное многоголосие и национальное единство»

Методология богословских исследований сквозь призму модернистского кризиса в Римско-Католической Церкви