Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно принятого Госдумой законопроекта, устанавливающего дополнительные ограничения на проведение публичных мероприятий

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно принятого Госдумой законопроекта, устанавливающего дополнительные ограничения на проведение публичных мероприятий
Версия для печати
2 декабря 2022 г. 16:46

Руководитель Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега) выступила с комментарием относительно принятого Государственной Думой ФС РФ законопроекта, устанавливающего дополнительные ограничения на проведение публичных мероприятий (законопроект № 140449-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Согласно законопроекту запрещено проведение собраний, митингов, пикетов и шествий на земельных участках, где размещены культовые сооружения, включая деревянные поклонные кресты. Данная норма позволит пресечь публичные мероприятия «храмоборцев» на предоставленных религиозным организациям для строительства православных храмов земельных участках, где распложены поклонные кресты. Таким образом, закон блокирует публичные мероприятия подобные проведенным «храмоборцами» в Торфянке, а также на пересечении Олонецкого проезда и улицы Менжинского в Северо-Восточном административном округе города Москвы.

На сегодняшний день согласно Федеральному закону от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» и Федеральному закону от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», публичные религиозные обряды, например, крестные ходы, которые проводятся не на территории храмов, а в общественных местах, проводятся в порядке, установленном для проведения публичных мероприятий, то есть в порядке, установленном законом «о собраниях, митингах..». Поэтому любые ограничения, которые вводятся законом о публичных мероприятиях, распространяются автоматически на публичные религиозные обряды.

Сейчас законодатель решил ввести дополнительные ограничения на проведение публичных мероприятий (законопроект № 140449-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»), установив, в частности, что такие публичные мероприятия нельзя проводить на территории вокзалов, госорганов, образовательных учреждений. Кроме того, предполагается ввести запрет на проведение публичных мероприятий на территории культовых помещений, зданий и сооружений, а также на земельных участках, на которых расположены такие здания.

Данное ограничение очевидно не должно распространяться на публичные религиозные обряды, поскольку массовые крестные ходы, проходящие в общественных местах, охватывают храмовые территории. Например, крестный ход может начинаться на территории храма, пересекать эту территорию и т.д.

Поэтому мы предложили вывести публичные богослужения из-под действия проектируемого запрета на проведение публичных мероприятий в культовых зданиях и на их территориях.

Кроме того, Церковью предложена еще одна поправка в законопроект. Дело в том, что авторы законопроекта предлагают наделить субъекты РФ правом устанавливать дополнительные ограничения на проведение собраний, митингов, шествий, то есть устанавливать дополнительный перечень мест, где запрещено проводить публичные мероприятия. Предложено установить исключение для публичных религиозных обрядов. Эта поправка учтена и согласно новой версии законопроекта субъекты РФ не вправе вводить дополнительные ограничения в отношении мест проведения публичных религиозных обрядов.

Ожидается подписание законопроекта Президентом РФ.

Патриархия.ru

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие документы

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно проекта приказа Минздрава России об утверждении общих требований к организации посещения пациента священнослужителями централизованных религиозных организаций

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно проекта приказа Минэкономразвития России «О внесении изменений в Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно принятия Государственной Думой в третьем чтении проекта Федерального закона «О внесении изменений в статьи 44 и 46 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно вступления в силу закона «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности"»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно принятого Государственной Думой закона «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности"»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии к законопроекту «О внесении изменений в ст. 3 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" и ст. 21 ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях"»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии к проекту закона «Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных»