Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Дионисию (Шумилину), епископу Россошанскому и Острогожскому

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Дионисию (Шумилину), епископу Россошанскому и Острогожскому
Версия для печати
25 декабря 2022 г. 15:07

25 декабря 2022 года, в Неделю 28-ю по Пятидесятнице, святых праотец, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме равноапостольных Мефодия и Кирилла в Ростокине г. Москвы и возглавил хиротонию архимандрита Дионисия (Шумилина) во епископа Россошанского и Острогожского. По окончании Литургии Предстоятель напутствовал епископа Дионисия на служение.

Преосвященный епископ Дионисий!

Премудрый и Дивный Бог, Отец непостижимого величества (хвалебная песнь свт. Амвросия Медиоланского), по любви приведший мир из небытия в бытие и создавший человека, великий Бог, Творец мира, ныне обратил Свой милостивый взор на тебя, натвои труды и возжелал увидеть тебя в числе последователей Своих учеников — святых апостолов.

Когда-то, откликнувшись на любовь в Троице славимого Бога, ты крестился во имя Его и вознамерился посвятить себя служению Ему. Не всегда, к сожалению, действиями человека руководит любовь, однако для христианина, а наипаче же для архипастыря, нормой жизни должно являться подражание Господу прежде всего в любви. Да будет эта великая сила, соединяющая человека с Богом и другими людьми, главной движущей силой твоих решений, поступков и слов.

Ныне перед тобой открывается новое поприще трудов во славу Божию: ты призван пасти Божие стадо, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия (1 Пет. 5:2). Пастух овец бессловесных оберегает их прежде всего потому, что от прилагаемых усилий зависит его благополучие, — в самом деле, если волки загрызут овец, пастух потеряет свое благополучие. Пастырь же овец Христовых призван заботиться главным образом о духовном совершенствовании пасомых, дабы не стать наемником (Ин. 10:12), пекущимся лишь о собственном прибытке. Пастырь должен направлять людей по пути спасения, обращать их духовный взор не к себе, а к Превечному Архиерею — Господу Иисусу Христу. Только искренняя любовь к Нему и ближним способна давать силы на такое делание, вдохновлять на служение, плоды которого предназначены не для трудящегося, но для Церкви земной и Небесной. Молюсь, дабы и ты, став пастырем добрым, с любовью заботящимся о духовном возрастании вверенных тебе чад, смог от всего сердца сказать вслед за Апостолом любви: «Для меня нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине» (3 Ин. 1:4).

В нынешнее сложное время, когда враг рода человеческого делает всё для того, чтобы разобщенность и страх, разделения и конфликты отдаляли людей друг от друга, мешали им становиться миротворцами и нарекаться сынами Божиими (Мф. 5:9), только любовь способна уврачевать раны от вражды и противостояний, укрепить в делах добра и милосердия, даровать спокойствие и благорасположение. По слову святителя Иоанна Златоуста, «любовь соединяет многих в одно тело и делает души их жилищами Святого Духа, потому что не в разделенных друг от друга, но в соединенных по душе может обитать Дух мира» («Беседа о совершенной любви, и о воздаянии по достоинству дел, и о сокрушении»). Это слово святителя нужно принять и умом, и сердцем.

Призывая пасомых жить и поступать по любви, ты и сам должен неустанно трудиться и воспитывать в себе эту величайшую добродетель. Кому-то этот совет может показаться странным: как можно воспитать себя в любви? Сердцу не прикажешь — есть такая пословица; кого-то любишь, а от кого-то отвращаешься. Но пастырь должен любить всех, а путь любви только один — совершать добрые дела. «Кто твой ближний?» — спрашивает Господь. Тот, кто совершил милость. А милость — это и есть синоним любви. Невозможно заставить сердце полюбить другого человека, но разум может заставить каждого поступать по закону Божиему и совершать дела милосердия.

Самые правильные и высокие слова не найдут отклика в сердцах внимающих тебе, если ты будешь говорить не от личного духовного опыта, а наставлять в том, чего сам не стяжал. Говорю одно, а делаю другое, — это лицемерие. Иногда такому проповеднику кажется, что никто ничего не понимает, но люди понимают! Может, не столько умом, сколько сердцем, и к одним идут, а от других уходят, — потому что понимает паства, где правда и где проповедь соответствует делам, а где лишь красивые слова.Твои слова останутся невоспринятыми и в том случае, если ты будешь проповедовать,гордясь высотой своего положения и властью. «Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры», говорит апостол Павел и предупреждает, что отступившие от любви рискуют уклониться в пустословие, желая быть законоучителями, но не разумея того, что утверждают (1 Тим. 1:5-7). Хотят учить, а учить не могут, потому что личного опыта нет; а если нет личного опыта любви и доброделания — еще раз хочу сказать, — то и слова становятся пустыми и не воспринимаются людьми. Перед тем как обратиться к пастве, молись о том, чтобы Господь вложил в твои уста нужные слова, направил тебя и вразумил, даровал способность говорить с любовью к людям и искренним желанием привести их к спасению.

Вседержитель судил тебе взойти на Россошанскую кафедру. Ты уже знаком с особенностями епархиальной жизни на Воронежской земле, поэтому не понаслышке знаешь, насколько важно уделять внимание возрождению и строительству храмов и монастырей в этом уделе Божием, развивать социальное, миссионерское и молодежное служение, укреплять взаимодействие с местной властью.

Надзирая за должным устроением епархиальной жизни, со вниманием относись к духовным нуждам и запросам верующих. С любовью к Богу и людям совершай то, что требует от тебя высокий архиерейский сан. Заботясь о земном, цель имей горнюю — воспитать для вечности души вверенных тебе пастырей и их духовных чад, дабы они, по слову апостола, истинною любовью всё возращали в Того, Который есть глава Христос (Еф. 4:15).

Укрепляйся частым совершением Божественной литургии и приобщением Святых Таин, призывай к этому и тех, за кого ты в ответе пред Господом, неустанно молись, дабы Он исполнил и преисполнил их, то есть паству твою, любовью друг к другу и ко всем, утвердил их сердца непорочными во святыне пред Богом и Отцом нашим (1 Фес. 3:12-13).

Напутствуемый этими словами Патриарха, прими в руки жезл сей — зримый символ епископской власти — и, благословив народ, молившийся о даровании тебе непорочного архиерейства, с любовью ко Христу Спасителю, со смирением и упованием на волю Божию и с твердым намерением сделать все, что от тебя ныне требует Церковь,гряди на свое новое служение.

Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Епархиальном собрании г. Москвы (20 декабря 2024 года)

Поздравления Святейшего Патриарха Кирилла по случаю Дня работника органов государственной безопасности

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла народной артистке РСФСР А.А. Вертинской с юбилеем

Патриаршее поздравление епископу Калачинскому Силуану с 55-летием со дня рождения

Патриаршее обращение в связи с проведением благотворительной акции «День милосердия и сострадания ко всем во узах темничных находящимся»

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Блаженнейшему Патриарху Румынскому Даниилу с днем тезоименитства

Патриаршее поздравление митрополиту Восточно-Американскому Николаю с 50-летием со дня рождения

Патриаршее приветствие участникам торжеств, посвященных 635-летию со дня преставления основательницы Богородице-Рождественского ставропигиального монастыря схимонахини Марфы

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла по случаю 30-летия Законодательного Собрания Санкт-Петербурга

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Предстоятелю Болгарской Православной Церкви с днем тезоименитства