Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии к проекту закона «Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии к проекту закона «Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных»
Версия для печати
26 декабря 2022 г. 16:19

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии игумении Ксении (Чернеги) к проекту федерального закона «Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В законопроект по предложению Церкви внесены следующие поправки, направленные на обеспечение права гражданина на отказ от сбора и размещения биометрических персональных данных.

Во-первых, законопроект прямо предусматривает не только право лица на отказ от сбора и размещения биометрических персональных данных, но содержит также и нормы, касающиеся формы и процедуры отказа. Так, согласно ст. 2 законопроекта, отказ предоставляется лицом лично в отделение МФЦ с получением в МФЦ письменного подтверждения предоставления такого отказа. Форма данных отказа и его письменного подтверждения будут определены Правительством РФ. Важно отметить, что лицо вправе отозвать отказ, предоставив такой отзыв лично в отделение МФЦ, с получением письменного подтверждения отзыва отказа. На этот случай форма отзыва отказа и его письменного подтверждения также будут определены Правительством РФ.

Во-вторых, законопроект допускает размещение на едином портале госуслуг (ЕПГУ) сведений об отказе от сбора и размещения биометрических персональных данных, а также об отзыве такого отказа только в том случае, если лицо зарегистрировалось в единой системе идентификации и аутентификации. В случае, если гражданин не дал согласия на такую регистрацию, сведения о сделанном им отказе от сбора и размещения биометрических персональных данных, а также об отзыве такого отказа не размещаются в ЕПГУ.

В-третьих, законопроект запрещает дискриминацию граждан в зависимости от прохождения ими идентификации и аутентификации. Так, в ст. 2 законопроекта содержатся положения о том, что оказание услуг, выполнение работ и продажа товаров не могут быть обусловлены прохождением идентификации и аутентификации. Равным образом объем предоставляемых услуг (выполняемых работ) и количество товаров также не могут зависеть от прохождения потребителем идентификации и аутентификации.

Важно, что законопроектом предусмотрено исключительное право родителей и иных законных представителей несовершеннолетних предоставлять согласие на размещение и обработку их биометрических персональных данных. Соответственно, родители вправе отказаться от сбора и размещения биометрических персональных данных несовершеннолетних, а также отозвать впоследствии данный отказ.

Хотела бы также отметить, что законопроект предусматривает создание при правительстве РФ Координационного совета по развитию цифровых технологий идентификации и аутентификации на основе биометрических персональных данных. В состав данного совета войдут не только представители общественности и экспертного сообщества, но также и представители централизованных религиозных организаций.

Церковь предлагала также установить закрытый перечень биометрических персональных данных, подлежащих размещению и обработке в целях идентификации и аутентификации. Данное предложение учтено частично. Редакция законопроекта предусматривает закрытый перечень биометрических персональных данных, подлежащих сбору и размещению в единой биометрической системе, к таким данным относятся изображение лица человека, полученное с помощью фото- и видео устройств, и запись голоса человека, полученная с помощью звукозаписывающих устройств. Однако, после 2024 года данный перечень предполагается расширить, о чем сказано в п. 9 ст. 27 законопроекта, согласно которому с 1 сентября 2024 года действие закона будет распространено на виды биометрических персональных данных, определенные Правительством Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и Координационным советом. Вместе с тем, установленный законопроектом запрет на размещение и обработку геномной информации не подлежит пересмотру.

Патриархия.ru

Материалы по теме

Митрополит Калужский Климент награжден орденом «За заслуги перед Отечеством»

Соболезнования Святейшего Патриарха Кирилла родным и близким погибших и пострадавшим в результате ракетного обстрела г. Рыльска [Патриарх : Послания]

Председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами совершил чин погребения генерал-лейтенанта Игоря Кириллова

Предстоятель Русской Церкви представил Епархиальному собранию города Москвы обзор своей деятельности в 2024 году

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии к проекту закона «Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных» [Документы]

В.Р. Легойда: Церковь выступает за фундаментальное право граждан отказываться от биометрической идентификации

Святейший Патриарх Кирилл: Церковь выступает за фундаментальное право граждан отказываться от биометрической идентификации

Обращение Святейшего Патриарха Кирилла к председателю Государственной Думы ФС РФ В.В. Володину [Патриарх : Приветствия и обращения]

Комментарий руководителя Правового управления относительно приказа Минздрава России «Об утверждении общих требований к организации посещения пациента священнослужителями централизованных религиозных организаций…» [Документы]

Комментарий руководителя Правового управления относительно законодательной инициативы, направленной на запрет совершения богослужений в жилых помещениях [Документы]

Комментарий руководителя Правового управления относительно принятия Госдумой поправки в законопроект о запрете «чайлдфри» [Документы]

Заявление Правового управления Московской Патриархии в связи с вступлением в силу Закона Украины от 20.08.24 № 3894-IX «О защите конституционного строя в сфере деятельности религиозных организаций» [Документы]

Другие документы

Комментарий руководителя Правового управления относительно законопроектов, устанавливающих административную ответственность за пропаганду отказа от деторождения

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно проекта приказа Минздрава России об утверждении общих требований к организации посещения пациента священнослужителями централизованных религиозных организаций

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно проекта приказа Минэкономразвития России «О внесении изменений в Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно принятия Государственной Думой в третьем чтении проекта Федерального закона «О внесении изменений в статьи 44 и 46 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно вступления в силу закона «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности"»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно принятого Государственной Думой закона «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности"»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии к законопроекту «О внесении изменений в ст. 3 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" и ст. 21 ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях"»