Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Патриаршая проповедь в Неделю 29-ю по Пятидесятнице после Литургии в кафедральном соборе великомученика Георгия Победоносца в г. Одинцово Московской области

Патриаршая проповедь в Неделю 29-ю по Пятидесятнице после Литургии в кафедральном соборе великомученика Георгия Победоносца в г. Одинцово Московской области
Версия для печати
1 января 2023 г. 16:32

1 января 2023 года, в Неделю 29-ю по Пятидесятнице, пред Рождеством Христовым, святых отец, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборе великомученика Георгия Победоносца в г. Одинцово Московской области. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня мы празднуем память святых отцов — тех, кто предшествовал Господу и Спасителю. Это выдающиеся духовные люди, духовные лидеры Ветхого Завета. Своей жизнью, своим служением, своей проповедью они приуготовляли путь Господу, а потому и память этих ветхозаветных праведников совершается в преддверии Рождества Христова.

Сегодня воспоминание святых отцов совпало с гражданским Новым годом. Если мне не изменяет память, такое совпадение было и в 2012 году, и помню, как с этим совпадением связывались мысли людей о прошлом и будущем. Многие, простираясь мыслями в будущее, оптимистично полагали, что все идет к лучшему, что все лучшее впереди. И вообще, надежда на то, что лучшее впереди, присутствует в роде человеческом и даже отражается в некоей философии, которая называется философией прогресса. Согласно этому учению, человечество развивается поступательно во всех отношениях.

Конечно, есть некая правда в том, что эта философия утверждает. На глазах у всех происходит невероятное научно-техническое развитие, совершенствуются средства коммуникации, транспорт и все, что касается материальной стороны человеческой жизни. Несомненно, прогресс налицо. Но что касается личности человека, его внутреннего духовного состояния? Можем ли мы утверждать, что люди нынешнего времени намного лучше, содержательнее, духовно сильнее, чем те, которые предшествовали нам? Так сказать невозможно, потому что никакого общего духовного и нравственного прогресса не существует. Этот прогресс существует, но реализуется в рамках отдельной человеческой личности. И так было всегда — и сегодня, и десять, и сто, и тысячу лет назад. Каждый мог иметь целью свое внутреннее, нравственное, духовное, интеллектуальное совершенство, и многие шли по этому пути, но было и множество тех, кто деградировал. То же самое происходит и сегодня, и мы должны ясно понять: никакого духовного и нравственного прогресса в масштабах человечества не происходит.

Сегодня мы находимся в тяжелейшей атмосфере взаимного недоверия между странами. Это напряжение возрастает настолько, что возникает угроза крупномасштабной войны. Разве тогда, когда мы в прошлый раз праздновали совпадение праздника святых отец и Нового года, международная жизнь была столь же напряженной? А если международные отношения так ухудшились — это прогресс или регресс? Конечно, регресс. Движение не вверх, не к звездам, а наоборот, вниз, в бездну. Поэтому еще раз хочу сказать: идея человеческого прогресса, конечно, применима к развитию науки, техники, технологий, но никак не применима к нравственному состоянию личности и человеческого общества. Более того: чем больше удобств человек получает, чем большими достижениями науки и техники он наслаждается, тем, может быть, слабее он становится. Совершенно очевидно: нравственный, духовный прогресс никак не соответствует научно-техническому прогрессу человеческого общества.

А теперь давайте зададим вопрос: а от чего зависит будущее? От научно-технического или нравственного прогресса? Но ведь научно-технический прогресс не только создает комфортные средства передвижения, разного рода электронные устройства, которые помогают нам в коммуникациях, — также совершенствуется и оружие. И никогда человечество не обладало такими страшными средствами уничтожения всей планеты, как те, что сейчас накоплены в оружейных арсеналах. А если эти арсеналы, это невероятное совершенствование вооружений не соответствует нравственному состоянию рода человеческого, то разве не возрастает угроза использования оружия массового уничтожения?

Все это свидетельствует о том, что научно-техническое развитие и несомненный прогресс цивилизации не могут обеспечить ни счастья человека, ни его безопасности. А что же может гарантировать человеческое счастье и безопасность? Может быть, какая-то философия? Их много существовало и существует, и каждая утверждает, что указывает человеку путь в светлое будущее. А на самом деле — помогла ли хоть одна из этих философий? Никогда! И не будем анализировать, почему, ответ простой: всё это результаты творчества человека, который ограничен в своих возможностях.

Но есть нечто, что мы имеем и что проистекает не от человека, а от Бога, неограниченного в Своих возможностях. Это Его Слово, Его закон, который мы с вами и сегодня слышали через чтение Священного Писания. Это то, что проповедует Церковь. Это тот самый закон Божий, который только и может спасти весь человеческий род. Но как много людей не принимают этот закон, считая, что это какой-то пережиток прошлого! Или, как некоторые говорят, «это вообще это не для меня, ведь и то нельзя делать, и то нельзя, а я хочу делать всё, что хочу!» Но если закон Божий будет исторгнут из человеческой жизни, если люди перестанут жить по Божественному закону, то наступит погибель. Такая личность и такое общество нежизнеспособны, ибо в основу бытия человека Бог положил Свой нравственный закон.

Сегодня это особенно очевидно, а потому проповедь о Христе, проповедь о христианских ценностях приобретает огромное значение. Речь идет не только о спасении личности — речь идет о спасении народов, государств, о спасении рода человеческого. Миссия Церкви сегодня имеет глобальное значение. Но эта миссия может иметь силу только тогда, когда на нее откликаются люди, когда слово Божие производит внутреннюю перемену в личности, когда человек, задумавшись о том, что Бог через Евангелие, через Сына Своего Иисуса Христа сказал людям, начинает соотносить Божий закон со своей жизнью. И когда человек видит полное несовпадение того, что делает, о чем думает, к чему стремится, с законом Божиим, если человек, осознав это несоответствие, изменяет всю свою жизнь и если таких людей становится множество, — вот тогда и обеспечивается подлинная безопасность и человека, и общества, и государства, и всей планеты.

Сегодня гражданский Новый год. Мы вступаем в новый год благости Божией, и, конечно, наша молитва — о мире, о том, чтобы Господь предотвратил губительное развитие международных отношений, которые достигли сегодня опаснейшей черты. Мы молимся о том, чтобы не было войны, чтобы возобладал здравый смысл и люди, имеющие разные политические взгляды и убеждения, смогли найти общую основу для мирной и справедливой жизни. Молясь о мире во всем мире, мы, конечно, молимся каждый о себе, о своих родных и близких, и эту молитву мы должны сопровождать стремлением жить по Божиим заповедям. Потому что, если верующие люди не будут жить по заповедям, чего же требовать от того нерелигиозного мира, в руках которого страшное оружие?! Мир спасает каждый из нас — своей верой, своим благочестием, своей любовью, потому что эти спасительные ценности не исчезают, но усиливаются от того, что к ним приобщается всё больше людей.

Да благословит Господь Россию, страну нашу. Благодарим Бога за то, что сегодня Россия — это страна, где укрепляется вера. Многие богатые, благополучные люди в других частях мира с удивлением смотрят на нашу Родину и не могут понять: современная передовая страна, в которой возрождается вера — это что? Для многих это шок, а для нас — символ надежды и веры в то, что если наше Отечество и дальше будет так развиваться, если мы будем соединять веру с образованием, культурой, наукой, техникой, со всем тем, что дает материальную силу и благополучие, то Россия будет непобедимой и станет еще более ярким примером того, как современный человек может соединить веру и знание, Бога и материю, жизнь духовную и жизнь материальную.

Вот такой жребий выпал на нашу Родину. В свое время именно Россия спасла мир от страшной чумы фашизма, и в первую очередь благодаря жертвам России была достигнута победа. Может быть, сегодня Господь, не призывая нас к таким страшным жертвам, призывает нас к тому, чтобы своей духовной жизнью, своей верой, соединением веры со знанием, проникновением веры во все сферы общественной жизни мы так же помогли миру обрести спасение, как сделали это, победив фашизм. И, может быть, Господь избирает Отечество наше, на которое обращаются сегодня гневные и злобные взгляды тех, кто не разделяет наших убеждений, кто чужд нам и по вере, и по нравственным принципам жизни. С той стороны — недопонимание, настороженность, часто злые чувства и мысли; мы же, идя по своему историческому пути, должны хранить веру в сердце и делать все для того, чтобы становиться умственно, нравственно, физически сильнее, развивая все стороны нашей общественной и государственной жизни.

И да поможет нам Господь войти с этими мыслями в новый год Его благости, в новое лето, которое, надеемся, будет мирным и спасительным и для народа нашего, и для многих других народов. И дай Бог, чтобы это лето определило и дальнейшие годы мирной и благополучной жизни. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Николая Мирликийского после Литургии в Никольском храме в Хамовниках г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Воскресения Словущего в Марьинском парке г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Живоначальной Троицы в Чертанове г. Москвы

Патриаршая проповедь в день памяти благоверного великого князя Александра Невского в Александро-Невском скиту близ Переделкина

Патриаршая проповедь перед молебном у раки святителя Тихона в Донском ставропигиальном монастыре

Патриаршая проповедь в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Филарета Московского

Патриаршая проповедь в Неделю 22-ю по Пятидесятнице после Литургии в храме святителя Николая Мирликийского в Бирюлеве г. Москвы

Патриаршее слово после богослужения в Александро-Невском скиту близ Переделкина

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, после Литургии в Донском ставропигиальном монастыре г. Москвы