Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Патриаршая проповедь в Рождественский сочельник после Литургии в Храме Христа Спасителя

Патриаршая проповедь в Рождественский сочельник после Литургии в Храме Христа Спасителя
Версия для печати
6 января 2023 г. 14:20

Утром 6 января 2023 года, в навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Всех вас, дорогие владыки, отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю с Рождественским сочельником!

Этим богослужением мы практически вошли в сам праздник Рождества Христова. Мы прославляем Господа родившегося замечательными словами: «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума» (тропарь праздника). А почему так? А потому что мир, даже с рациональной точки зрения, то есть с точки зрения трезвого разума, находился в плачевном состоянии. Не то чтобы в античном мире не было ученых — были ученые замечательные, чьи труды доныне сохраняют значение для всего человечества. Но не было света разума, потому что даже самые выдающиеся ученые того времени поклонялись идолам, то есть не Истинному Богу, а выдуманным богам, которым приписывались все человеческие страсти, пороки и добродетели. Это были люди, которых обожествила лишенная Божественного разума человеческая мудрость. И поскольку это была религия человеческая, религия о человеке и направленная на поклонение человеку, то она не могла возвышать людей до того, чтобы они Бога истинного узрели своим разумом и своим сердцем, а оттуда и мгла, темнота, неведение, заблуждение...

Кстати, в слове «заблуждение» тот же корень, что и в слове «блуд». Заблуждение, блуд — это потеря ориентации, когда человек сбивается с пути. И неслучайно слово «блуд» мы применяем к определенным плотским грехам, потому что очень часто именно эти грехи выявляют неспособность человека идти правильным жизненным путем, — когда он сбился с пути, заблудился, то есть впал в блуд.

Вот такое блуждание мыслей, убеждений, религиозных взглядов и присутствовало тогда в античном мире, но Господь принес свет разума, то есть учение, которое имеет своей основой не человеческую, а божественную мудрость и, следуя которому, человек никогда не заблудится ни в личной, ни в общественной жизни. А если простираться дальше, то и человечество не заблудится, не погибнет, если будет идти этим путем истины.

Сегодня мы наблюдаем очень опасные тенденции в развитии человечества. Многие теряют всякую веру, и веру в Бога в том числе. А потеря веры в Бога привязывает к мудрости человеческой, ведь чем-то руководствоваться надо. Так вместо веры в Бога, вместо восприятия Божественного закона люди начинают опираться на некие схемы, построенные человеческим разумом. И некоторым кажется, что это замечательные идеи, жизнеспособные схемы, но сколько же таких было за всю историю, и все они ушли в небытие!

А вера во Христа родившегося, во Младенца Вифлеемского пребывает на протяжении двух тысяч лет, несмотря на гонения и притеснения, несмотря на все скорби, которые пришлось преодолеть предшествующим нам поколениям верующих людей. Вера во Христа живет. И мы особенно чувствуем пришествие в мир Спасителя, особенно осознаем или должны осознавать непреходящее значение Его слова, Его учения в те дни, когда вспоминаем о Его пришествии в мир.

«Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума». И дай Бог, чтобы этот свет, Божественное учение Самого Бога, ставшего человеком и пришедшего в мир для нашего спасения, помогло многим из нас вернуться на истинный путь жизни, если заблудились и сошли с этого пути, или найти этот путь, если никогда на него и не вступали. Пусть свет Божественной мудрости поможет всем нам сохранять веру православную, возрастать в этой вере как в величайшей Божественной мудрости, которая помогает людям, если очень коротко сказать, просто быть счастливыми, обладать полнотой жизни, потому что жизнь в соответствии с Божественным законом и имеет целью привести каждого человека к полноте бытия, которая уже здесь опознается и разумом, и сердцем, особенно через веру, но в полной мере откроется каждому в мире ином. Нет ни одного человека, который избежал бы перехода из этой жизни в жизнь вечную, из этого мира в вечный мир, и надеемся, что по нашей вере, по жизни в соответствии с верой Господь по ту сторону земного бытия примет нас в Свое Небесное Царство. И неким залогом великой радости встречи с Господом, некой зарей, предвещающей возможность этой встречи, является праздник, который мы сегодня совершаем — торжественное воспоминание Рождества Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Николая Мирликийского после Литургии в Никольском храме в Хамовниках г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Воскресения Словущего в Марьинском парке г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Живоначальной Троицы в Чертанове г. Москвы

Патриаршая проповедь в день памяти благоверного великого князя Александра Невского в Александро-Невском скиту близ Переделкина

Патриаршая проповедь перед молебном у раки святителя Тихона в Донском ставропигиальном монастыре

Патриаршая проповедь в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Филарета Московского

Патриаршая проповедь в Неделю 22-ю по Пятидесятнице после Литургии в храме святителя Николая Мирликийского в Бирюлеве г. Москвы

Патриаршее слово после богослужения в Александро-Невском скиту близ Переделкина

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, после Литургии в Донском ставропигиальном монастыре г. Москвы