Вечером 1 марта 2023 года, в среду первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в Сретенском ставропигиальном мужском монастыре г. Москвы. По окончании богослужения Святейший Владыка произнес проповедь.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Святителю Иоанну Златоусту принадлежат такие слова: «Злой человек опаснее ядовитой змеи, потому что змея открыто яд свой налагает, а злой человек скрытно жало вонзает».
Святитель неслучайно произнес эти слова. Ему пришлось многое претерпеть и от врагов Церкви, и от лжебратий, и знаем, что дни своей жизни он закончил не в Константинополе, а в далеком кавказском краю, где господствовала малярия и куда ссылали самых опасных преступников, памятуя, что долго прожить в тех местах человек не мог. Наверное, под впечатлением всего того, что святитель Иоанн Златоуст лично испытал от злых людей, он и сказал эти пронзительные слова, которые следует запомнить.
Что же делать, когда человек жалит нас своим ядовитым жалом? Как и в случае с ядовитыми змеями следует делать все, чтобы избежать встречи с таким человеком. Но ведь его не всегда можно опознать в том, с кем мы встречаемся. В отличие от змеи, даже внешний вид которой вызывает страх и отвращение, человек может и не проявлять свою способность смертельно жалить другого. Так или иначе, многие скорби приходят к нам именно от нашей неспособности разобраться в людях. Потому что нередко мы, будучи очарованы или заинтересованы каким-то человеком, с легкостью впускаем его в свою жизнь, а потом очень тяжело разочаровываемся. Такова реальность.
И, вместе с тем, Господь ведь не призвал нас жить в какой-то стерильной среде, среди единомышленников, среди добрых людей! Он призвал нас жить в этом мире, где есть и добро, и зло, где диавол с Богом борется, а поле битвы — сердца человеческие. В этом мире мы несем миссию свидетельства о Господе и одновременно работаем над своим спасением. Вот почему невозможно, особенно в условиях современных больших городов, создать вокруг себя какой-то особый микромир.
По милости Божией в нашей стране наступило время, когда и в крупных городах можно создавать обители. Вот и эта обитель в самом сердце Москвы стала для многих местом духовного успокоения, местом молитвы, местом получения даров Духа Святого. Однако у многих нет возможности часто посещать храмы и обители, но и они, оставаясь православными христианами, призваны там, как бы на передней линии фронта, бороться за свою свободу от греха, за свою способность оставаться добрыми христианами, продолжать верить в Бога и стараться жить в соответствии с Божественными заповедями.
Действительно, окружающий мир очень сильно влияет на каждого человека. Еще раз хотел бы сказать, что мы живем в эпоху, когда огромное влияние на весь мир и на каждого человека оказывают средства массовой информации. Мы живем в бурном информационном потоке, и нередко очень трудно разобраться, где правда, где ложь, ведут ли слова, тиражируемые на миллионы людей посредством средств массовой информации, ко благу или ко злу.
Но у нас с вами, верующих православных людей, есть особое преимущество. У нас есть критерий истины, чего лишены многие, даже самые образованные люди. Они ищут этот критерий в науке, в искусстве, во многих других сферах человеческой жизни, а критерий истины — только в Боге, в слове Божием. Потому что Господь — над всем миром, Его слово не подвержено никакой деформации, в Его слове — абсолютная правда. И когда мы воспринимаем это слово и умом, и сердцем, когда мы исповедуем Господа не только устами, но стараемся и жизнью своей Его исповедовать, — мы обретаем удивительное противоядие, способность не получить печать зла, отразить диавольское наваждение, сохранить самих себя.
Все эти мысли очень к месту, когда мы с вами собрались на молитву не в уединенной обители, не в отдаленном приходе, а в центре мегаполиса. И то, что мы собрались во множестве, свидетельствует о том, что жива вера Христова в народе нашем. Представляю, как переполнены сейчас многие другие храмы и обители Церкви Русской, где люди XXI века, преклоняя пред Богом свои колени и сердца, питаются Божественной мудростью и формируют в себе удивительную способность, несмотря на множество искушений и соблазнов, идти, хоть и не без трудностей, по пути спасения.
В каком-то смысле мы с вами, пребывая в Церкви, находимся на борту корабля спасения, потому что за бортом этого корабля — бушующее море. А спастись там очень тяжело. Можно найти кусок бревна, часть корабельной мачты, еще какие-то плавучие предметы, чтобы, уцепившись за них, спасаться. Но как же все это ненадежно! А корабль спасения, который есть Церковь, дает нам реальную возможность пройти по бурным волнам житейского моря и сохранить самих себя.
Как плавание во время бури неизбежно сопровождается рисками, так и наше жизненное плавание, это путешествие по непростому, часто бурному житейскому морю, также связано со многими рисками. Конечно, и слабость человеческая проявляется перед лицом многих проблем и соблазнов, и некие искушения терзают людей, ослабляя их способность сопротивляться злу, и многое другое происходит, особенно если вспомнить современную культуру или, лучше сказать, псевдокультуру, которая в центре своем, к сожалению, имеет не абсолютную истину, не высочайший нравственный идеал, а чаще всего нечто прямо противоположное. Знаем, какими кадрами наполнен современный кинематограф, знаем, какие книги сегодня публикуются, — все это направлено не на то, чтобы помочь человеку плыть по бурным волнам житейского моря, а чтобы, напротив, утопить его в этих волнах. Но еще и еще раз с благодарением Господу мы должны свидетельствовать о том, что имеем возможность, находясь на борту спасительного корабля, на борту нашей Святой Церкви, душу свою спасти и совершить это непростое плавание.
Вновь хотел бы сказать о том, насколько важны очаги церковной жизни в современных мегаполисах, как важно устраивать приходы и храмы в крупных городах. Вы знаете, что в Москве сегодня строятся более 200 новых храмов. Когда по милости Божией я принял такое решение — созидать новые храмы, — многие меня отговаривали: «Да посмотрите, не так уж много народу и в тех храмах, которые сегодня в центре Москвы; куда уж новые строить? Может, на что-то другое следует направить эти средства?» Но опыт показал, что когда появляется новый храм, появляется и новая христианская община, объединенная в этом храме и через этот храм идущая по пути спасения.
Дай Бог, чтобы Церковь наша, сохраняя свое единство и духовную силу, действительно оставалась для всех нас, для русских православных людей, таким ковчегом спасения. Когда я говорю «русские», я имею в виду не только национальность, но и принадлежность к России, к ее культуре, к ее духовной традиции. Но для того чтобы мы могли воспользоваться этим ковчегом, давайте сохранять веру, как бы трудно это ни было. Необходимо воспитывать в вере своих детей и внуков. Очень важно, чтобы традиция передачи веры православной в нашем народе сегодня была как можно более сильной, ярко выраженной. А для того чтобы было так, никто не должен уклоняться от работы с детьми, с молодежью, если Господь приводит нас в соприкосновение с этой категорией наших людей. Всякий православный христианин не должен упускать возможности — в зависимости от рода деятельности или семейных обстоятельств — деликатно поговорить с молодыми людьми о самом главном.
Вот это и есть то, что на языке Церкви называется апостольским служением мирян. Если мы будем уповать только на священнослужителей, считая проповедь слова Божия, обращение людей к Богу делом исключительно батюшек, то допустим огромную ошибку. Потому что каждый христианин, каждый член Церкви, заботясь о своем собственном спасении, призван помогать и другим утвердиться на пути спасения.
Еще и еще раз хотел бы сказать, что я избрал именно эту тему моего сегодняшнего к вам обращения, потому что мы находимся в цветущей обители в центре современного мегаполиса. Все, что здесь происходит, действительно радует и сердце, и глаз. Но совершенно очевидно, что вне этих стен живут разные люди. Все они — наши люди, но нередко они ничего не знают о Боге, или знают очень поверхностно, или не связывают себя душой и сердцем с Православной Церковью. Поэтому ко всем нам обращен Божественный призыв нести слово Христовой истины нашему народу, и да поможет нам в этом Господь!
Для того чтобы каждый понял, что это вполне исполнимая задача, мы должны не забывать, что Церковь, к которой мы принадлежим, именуется Апостольской по двум причинам: потому что она была создана апостолами и потому что она призвана продолжать апостольское служение. А это значит нести миру свет, нести миру весть о Христе распятом и Воскресшем, о Христе, Который и есть Спаситель мира. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси