14 марта отмечается День православной книги. В этот день (1 марта по старому стилю) в 1564 году на Руси была издана первая точно датированная печатная книга — «Апостол» Ивана Федорова. С 2010 года по инициативе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в память об этой дате установлен День православной книги. О значении этого праздника, о русской классике и современной литературе в интервью «Литературной газете» рассказывает председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент.
— Владыка, расскажите, пожалуйста, о праздновании Дня православной книги в 2023 году. Какие главные события запланированы?
— По сложившейся традиции в самых разных форматах пройдут мероприятия на всем пространстве канонической территории Русской Православной Церкви — книжные выставки, презентации изданий, мастер-классы и открытые уроки будут организованы во всех епархиях. Программа мероприятий представлена на интерактивной карте празднования на сайте Издательского Совета.
12 марта на православном телеканале «Спас» пройдет центральное мероприятие праздника — телемарафон, в котором примут участие писатели, литераторы, общественные деятели. В этом году важной темой является поддержка книжной культуры на Донбассе. Издательский Совет совместно с телеканалом «Спас» при участии православных издательств и при поддержке Издательской программы Правительства Москвы осуществил доставку в епархии Донецкой и Луганской народных республик более 8 000 экземпляров книг. Детская, художественная, историческая и духовная литература передана в библиотеки, школы, детские дома и приходы разных городов и поселков Донбасса. Это непременно послужит развитию интереса к чтению и книжной культуре в это непростое время.
В рамках празднования Издательский Совет проведет православную книжную выставку-форум «Радость Слова» в Ульяновске, а также при участии Издательского Совета состоится открытие Дня православной книги в Хабаровске. В этих мероприятиях будут участвовать лауреаты Патриаршей литературной премии Виктор Николаев и Олеся Николаева. В ходе поездки в Хабаровск Виктор Николаевич Николаев посетит также Ванинскую епархию и проведет творческие встречи с читателями.
19 марта состоится традиционный молодежный брейн-ринг в формате видеоконференции, посвященный 200-летию выдающегося отечественного педагога К.Д. Ушинского и его наследию. Такая форма молодежного мероприятия показала свою востребованность — ежегодно в брейн-рингах на День православной книги участвуют молодежные команды не только из разных регионов России, но и из Белоруссии, Казахстана.
— Важно напоминать обществу, что Церковь стояла у истоков становления книгопечатания и просвещения на Руси?
— На протяжении всей истории нашего Отечества Церковь заботилась о распространении духовного просвещения. На самом раннем этапе становления русской культуры Церковь определила вектор культурного развития — книжность стала важнейшим элементом нашей духовной и культурной традиции. В период становления и расцвета русской классической литературы духовная традиция самым непосредственным образом влияла на творчество великих русских писателей. Даже в страшное время богоборчества и засилья атеизма русская литература продолжала основываться на ценностях христианства. А в наше время Патриаршая литературная премия имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия стала центром, объединяющим созидательные и нравственно-чистые литературные силы современного общества. Церковь продолжает заботиться о культуре Отечества, оберегая ее от разрушительного воздействия агрессивной массовой культуры, которая навязывается нам извне.
— Как связаны Евангелие и русская литература?
— Русская художественная словесность начиналась как литература христианская. Из времен Древней Руси мы знаем произведения христианские по сути и содержанию. То, что сегодня называется литературой светской, появилось уже позже.
Подлинная, настоящая русская литература имеет главную особенность: она не может быть названа полностью светской, потому что в ее основе христианская нравственность. Если христианская этика оказывается чуждой, неблизкой писателю, если в своем произведении он противоречит ей, то настоящего литературного шедевра не получается, значимого вклада в литературу не будет. Для русской литературы это именно так. Можно вспомнить сильные произведения нашей художественной словесности и убедиться в этом. В русской литературе гениальность по-настоящему проявляется и раскрывается только в неразрывной связи с христианской нравственностью.
Если человек никогда не читал Евангелие, то, какое хорошее светское образование он бы ни получил, он не сможет хорошо понять нашу классику.
Наши классики читали и знали евангельское слово. Знание его было для них естественно. Как, например, мог бы написать Антон Павлович Чехов рассказы «Святой ночью», «Студент», если бы не читал, не знал Евангелие? А «Студент» его самый любимый рассказ. И что поймут в этих рассказах читатели, если Евангелие для них осталось неизвестным? Ничего не поймут.
Вспомним пушкинскую «Капитанскую дочку». «Береги честь смолоду» — это ведь далеко не только про честь дворянскую, честь человеческую. Герои этой повести — Петр Гринев, Маша Миронова, родители Марии — ведут себя в соответствии с христианской нравственностью. В самые тяжелые дни и часы Петру помогает молитва: «Меня привезли в крепость, уцелевшую посереди сгоревшего города. Гусары сдали меня караульному офицеру. Он велел кликнуть кузнеца. Надели мне на ноги цепь и заковали ее наглухо. Потом отвели меня в тюрьму и оставили одного в тесной и темной конурке, с одними голыми стенами и с окошечком, загороженным железною решеткою. Таковое начало не предвещало мне ничего доброго. Однако ж я не терял ни бодрости, ни надежды. Я прибегнул к утешению всех скорбящих и, впервые вкусив сладость молитвы, излиянной из чистого, но растерзанного сердца, спокойно заснул, не заботясь о том, что со мною будет».
Без чтения Евангелия невозможно понять романы Федора Михайловича Достоевского, книги Ивана Сергеевича Шмелева, лирику Бориса Леонидовича Пастернака. Я перечислил несколько имен, но, повторю: вся русская классика может быть воспринята хотя бы в относительной полноте только с опорой на знание евангельского слова.
— Издательский Совет представляет уникальный проект «Евангелие Достоевского», выполненный фондом «Возрождение Тобольска». Расскажите, пожалуйста, несколько слов об этом шедевре современного книжного искусства.
— Этот проект — свидетельство того, что современные технологии и традиционное книгоиздание ни в коей мере не являются соперниками. Именно возможности, которые появились благодаря новым технологиям, и позволили воспроизвести с такой точностью экземпляр Евангелия, принадлежавший Федору Михайловичу Достоевскому. Книгу эту писатель получил в подарок от жен декабристов по пути на каторгу. Не расставался с ней не только в остроге, но и потом, до конца жизни.
И вот с помощью современной техники удалось обнаружить множество помет, сделанных рукой писателя, которые обычному человеческому глазу не были видны. Исследователи получили новый материал для работы. Материалы были представлены в электронном виде, изучались на большом экране монитора.
Но фонд «Возрождение Тобольска» решил, что венцом всего должна стать именно традиционная книга. И издал факсимильную копию экземпляра Евангелия и Сибирской тетради писателя с описанием отмеченных писателем мест и комментариями специалистов. И когда мы привозим это уникальное издание в школы, музеи, библиотеки, в приходы, наши аудитории слушают просветительскую лекцию и имеют возможность самостоятельно полистать точнейшие воспроизведения такой важной для Ф.М. Достоевского книги и сразу же обратиться к комментариям, чтобы что-то для себя прояснить.
Я очень благодарен фонду «Возрождение Тобольска» за это издание.
— Как православная тема раскрывается в творчестве современных писателей, в том числе отмеченных Патриаршей литературной премией?
— Вспомню одно из моих самых любимых стихотворений лауреата Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия Николая Зиновьева «Светлый миг»:
Сегодня нет меня счастливей!
Пусть дни по-прежнему спешат,
Но поутру апрельский ливень
Я смог собрать в один ушат.
Я ухитрился в восемь строчек
Вместить и сад, что весь промок,
И терпкий запах клейких почек,
И ставший скользким вмиг мосточек…
Не сам, конечно. Бог помог.
Строки передают правильное отношение человека к тому, что им создано. У него творческий успех, он рад этому, слова сложились в хорошие, живые строки, он смог их создать. И при этом он понимает, что все это дал ему Господь, что все это возможно только с помощью Господа. Такое восприятие помогает правильно относиться к себе, к миру, к своему дару и к своему труду, оно все расставляет на свои места.
У Николая Александровича Зиновьева это, разумеется, не единственное стихотворение о творчестве. У поэзии высокое предназначение. Отнюдь не случайно сравнение поэта с пророком, столь частое в литературе. Поэт в какой-то мере тоже должен глаголом жечь сердца людей.
Вот что пишет о настоящих стихах Николай Зиновьев:
Стихи должны быть с тайным смыслом,
Чтоб строчка каждая в них жгла,
И чтобы баба с коромыслом
К колодцу с песней тихо шла.
И чтоб в них не было печали,
И чтоб печалили до слез,
И чтоб стояли за плечами
И смерть сама, и сам Христос.
Чтоб в них и плакалось, и пелось,
И чтоб шумела в них листва,
И чтоб была в них неумелость
Та, что превыше мастерства.
Не могу не вспомнить сказку «Купеческая дочь» лауреата Патриаршей литературной премии Владимира Малягина. Сюжет очень близок к знакомой всем сказке Сергея Тимофеевича Аксакова «Аленький цветочек». В.Ю. Малягин этого и не скрывает, определяя свое произведение как «притчу в двух действиях по мотивам сказки С.Т. Аксакова». У Владимира Юрьевича, на мой взгляд, особенно ценно то, что, читая эту сказку, юный читатель понимает: в чудище человек превращается, когда совершает грех, наносит кому-то слабому сильную обиду и в этом грехе упорствует, совершая новые злые поступки. А превращение обратно в человека начинается с молитвы и обязательно сопровождается покаянием и готовностью уменьшить зло, которое до этого кому-то причинил, загладить вину. Вот так, в сказочной форме, до детей можно доносить важные истины. А говорить об этом с детьми обязательно нужно. Все самое важное в человеке закладывается в детстве.
— Издательский Совет проводит литературный конкурс «Лето Господне» для школьников. О чем пишут юные авторы? Как выражают свою принадлежность к православной традиции?
— Конкурс «Лето Господне» проводится по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла с 2014 года. Его главная цель — вовлечение нашего самого молодого поколения в русскую книжность, которая заложена на Руси распространением Святого Евангелия, трудами учеников святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.
Основной предмет осмысления русской книжности — чудеса горнего и дольнего мира, устроенного Господом так, чтобы человек мог существовать в нем. Поэтому мы не ограничиваем наших детей одной или двумя темами, а даем им возможность писать о том, что их волнует — прошлое и настоящее, семейные предания, истории из жизни города или села, где они родились и учатся, размышления о прочитанных книгах, поэтах и писателях золотого века нашей литературы и современных. Среди конкурсных работ часто встречаются художественные рассказы, стихотворения, эссе на свободную тему.
Одну из тем следует выделить особо — тему подвига. В 2021 году отмечалось 800-летие святого благоверного князя Александра Невского, и много работ было посвящено этому святому. Но за два года количество таких работ не только не уменьшилось, но увеличилось: сегодня наша страна проводит специальную военную операцию, и участники конкурса особенно пристально вглядываются в своих родственников и знакомых, мобилизованных и ушедших добровольцами, кладущих жизнь и здоровье «за други своя».
Что же касается православной традиции, она проявляет себя в отношении к жизни. Рассказывая историю или размышляя, молодой человек пребывает в особенном пространстве ясного, внутренне выверенного, сдержанного русского слова, не требующего к себе особого внимания, не гордящегося собой, не осуждающего, а пытающегося постичь то, что пытались постичь еще в древности — чудо каждого дня, родной природы, непомерного и непостижимого до сих пор подвига Иисуса Христа. Православный элемент в конкурсных работах состоит не в том, что ребята цитируют Евангелие, а в том, как они стараются на конкретных примерах объяснить себе и другим, словом какого великого Источника напитаны русские люди и наша культура.
— Цифровые носители не вытеснят традиционную бумажную книгу?
— «Цифровые» издания пока не занимают и четверти от всего объема продаж, доля их колеблется в районе 20 процентов, и говорить о том, что скоро или нескоро они вытеснят бумажные книги, пока не приходится.
Электронные книги вошли в нашу жизнь, заняли в ней определенное место, но в том, как их стараются делать «недругами» традиционных бумажных книг, есть определенная искусственность. Электронная книга — не конкурент, а помощник бумажной книги. Не всякую книгу возьмешь с собой в дальнюю дорогу, а тут на помощь приходит электронная, которую можно прочитать и с планшета, и с телефона, и с экрана компьютера. Если бумажная книга привязана к месту своего нахождения, электронная доступна в любой точке мира.
Средства массовой информации вот уже четверть века задаются вопросом, что будет, если электронные книги вытеснят бумажные. Но в мире, где кинематограф не вытеснил ни театр, ни живопись, а автомобили и самолеты не заменили железных дорог, а сосуществуют вместе, нужно ставить вопрос о дополнении, а не вытеснении или замещении. Не «вытесняют» электронные книги печатные, а дополняют, и точно так же, как и печатные, помогают человеку в деле спасения.
Беседовала Татьяна Медведева
Издательский Совет/Патриархия.ru