Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после ночного Пасхального богослужения в Храме Христа Спасителя

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после ночного Пасхального богослужения в Храме Христа Спасителя
Версия для печати
16 апреля 2023 г. 05:57

В ночь с 15 на 16 апреля 2023 года в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Пасхальные богослужения — полунощницу, крестный ход, Пасхальную заутреню и Божественную литургию святителя Иоанна Златоуста. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим со словом. 

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, досточтимые владыки! Дорогие отцы! Дорогие братья и сестры!

Всех вас сердечно поздравляю с мироспасительным праздником Пасхи Христовой. А почему мы называем этот праздник мироспасительным? Да потому что Господь избавил мир от власти диавола, а та власть была тотальной: языческие культы, самые страшные, абсолютная потеря нравственных ориентиров в античном обществе. Великая цивилизация, созданная человеческим гением, разрушалась, потому что в ней не было самого главного. Была человеческая мудрость, но не было Божественного присутствия в общественных отношениях. В той системе ценностей не было ничего от Божиих заповедей, а потому все это великое и славное рухнуло.

Нужно знать историю, для того чтобы не делать ошибок. Об этом говорили просвещенные мужи, потому что история не прощает ошибок. Вот и сегодня, в новых условиях, в глобальном масштабе развивается новое язычество, основанное на поклонении прогрессу, поклонении науке, поклонении технике. Не говорю, что то, или другое, или третье не заслуживает уважения, но речь идет о некоем обожествлении, когда люди все свое упование относят к тому, что создано человеческим разумом и человеческими руками.

Из истории мы знаем, что даже величайшие творения человеческого разума не обеспечивали спасение человеческих душ. А Господь Иисус Христос, Который пришел как простой человек, без всякой власти, Своим словом, Своей жизнью, Своей смертью, Своим Воскресением буквально пронзил всю человеческую культуру.

Сегодня мы живем в глобальном мире, когда христианские ценности исторгаются из общественной жизни и человеческой культуры. Каким должен быть наш ответ — ответ Русской Православной Церкви и в каком-то смысле ответ России? Да тот, который мы уже даем. Мы не согласны с таким направлением развития человеческой цивилизации. Мы не согласны с обезбоживанием человеческой личности и человеческого общежития. И мы имеем право на это несогласие, потому что жили в стране, которая первой в истории заявила о том, что атеизм — ее официальная идеология, и этой атеистической идее, ее насаждению были отданы вся сила и мощь государства.

И мы знаем, чем все закончилось. Поэтому мы с вами, как народ, обладаем особым историческим опытом. У нас есть право говорить миру: не надо отказываться от Бога, не делайте этого! Никакое обольщение наукой, техникой, прогрессом не решит самых глубинных проблем человеческой личности. Никогда все эти технические средства не были причиной человеческого счастья. Удовольствия — да, но подлинного, глубинного счастья — нет. Потому что счастье — это состояние души, а душа становится сильной и счастливой тогда, когда к ней прикасается Господь.

Обладая этим историческим опытом, мы, прежде всего, сами не должны допустить никаких ошибок в своем дальнейшем историческом развитии. Но мы можем и должны стать примером для других — с тем чтобы взирая на опыт многострадальной России, люди не повторяли ошибок, которые были совершены здесь, на этой земле, и были искуплены кровью тысяч и миллионов людей, так что которая земля наша сегодня произрастает подвигом веры и благочестия.

Дай Бог, чтобы так и было в нашей стране. А для этого каждый из нас должен быть верным Христу, не забывать о Господе Спасителе ни в радости, ни в скорбях, строить свою жизнь — личную, семейную, как и межличностные отношения, — включая во все эти отношения Божественный нравственный закон, как он передан нам через святые заповеди. И верим, что тогда будет открываться не только возможность всестороннего развития, в том числе научно-технического, но, самое главное, перспектива духовного развития человеческой личности. А ведь это самое главное, потому что от состояния души зависит не только личное счастье, но и благополучие стран, народов, как и сама судьба рода человеческого.

Да поможет всем нам Господь Воскресший укрепляться в вере, быть верными Ему, каждому на своем месте совершать то, к чему призван, по совести, правильно, стараясь не делать ошибок. Но самое главное — дай Бог нам не делать никаких ошибок, которые могли бы повредить нашей бессмертной душе.

Еще и еще раз поздравляю вас с мироспасительным светлым праздником Святой Пасхи, и дай Господь, чтобы вера православная в народе нашем укреплялась и чтобы жизнь народная оплодотворялась этой верой.

Христос Воскресе! Христос Воскресе! Христос Воскресе! Воистину Воскресе Христос! Аминь!

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Версия: украинская

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Патриаршая проповедь после Литургии в Успенском кафедральном соборе Смоленска

Патриаршее слово в день памяти святителей Московских после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Слово Святейшего Патриарха Кирилла по случаю 95-летия со дня рождения митрополита Никодима (Ротова)

Патриаршая проповедь после Литургии в Иоанновском ставропигиальном монастыре на Карповке

Патриаршая проповедь в день памяти преподобного Сергия Радонежского после Литургии в Троице-Сергиевой лавре

Патриаршая проповедь после Литургии во Владимирском кафедральном соборе Сочи

Патриаршая проповедь в праздник Воздвижения Креста Господня после Литургии в храме преподобной Евфросинии Московской в Котловке

Патриаршая проповедь после Литургии в Преображенском соборе Салехарда

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после молебна на площади Александра Невского в Санкт-Петербурге

Патриаршая проповедь после Литургии в Александро-Невской лавре