Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на встрече с государственными и общественными деятелями мусульманских стран

Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на встрече с государственными и общественными деятелями мусульманских стран
Версия для печати
20 мая 2023 г. 14:50

20 мая 2023 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Болгарскую исламскую академию, где встретился с государственными и общественными деятелями мусульманских стран.

Хотел бы сердечно приветствовать всех, кто здесь присутствует. Вижу господина Хамида Хавали, который сидит напротив меня, и вспоминаю моего брата аятоллу Тасхири, с которым мы были очень дружны и с которым когда-то начинали очень глубокий диалог. До сих пор вспоминаю аятоллу Тасхири как человека мудрого, очень открытого к диалогу, дружба с которым оставила очень светлый след в моей душе.

В течение своей жизни я имел возможность встречаться со многими представителями ислама в разных странах. И должен сказать: благодарение Богу, что и во время холодной войны, в период сложных отношений между СССР и западными странами, мы, представители Советского Союза, никогда не чувствовали никаких отрицательных чувств в отношении нас со стороны мусульман. С одной стороны, холодная война, едва ли не на грани полномасштабного конфликта, с другой стороны, всесторонний диалог с мусульманским миром, с верующими людьми, с которыми у нас много общего. И еще раз хочу сказать, что аятолла Тасхири сыграл очень важную роль в моем открытии тех сторон ислама, которые были мне неведомы. Поэтом, обращаясь к Вам, дорогой брат Хавали, хотел бы еще раз вспомнить замечательного человека — аятоллу Тасхири — и его роль в развитии отношений между Русской Православной Церковью и исламом.

Рад возможности поделиться со всеми вами некоторыми размышлениями о современных проблемах, а также обменяться мнениями по актуальным вопросам повестки дня. Мы с вами живем в очень сложное время, хотя простых времен не бывает. Была холодная война, страшная конфронтация Востока и Запада, потом наступила разрядка, время больших надежд. Теперь снова серьезные проблемы в международных отношениях, и, к сожалению, уровень конфронтации между Востоком и Западом не только не снижается, но и продолжает расти.

Только что закончилась пандемия коронавирусной инфекции, а человечество столкнулось с новыми глобальными вызовами и испытаниями — серьезным геополитическим и экономическим кризисом, какого мир не знал уже много лет. Вообще, следует философски оценить эту удивительную историю кризисов. Все развитие западной цивилизации, а потом и восточноевропейской, было направлено на прогресс науки и техники, на повышение уровня потребления. Также и в Советском Союзе все было направлено на развитие науки и техники, государство ставило задачу построить коммунизм, то есть такое справедливое общество, где нет ни богатых, ни бедных, где «каждому — по потребностям», и считалось, что ресурсов достаточно, чтобы эти потребности удовлетворять. Были различные теории, которые захватывали умы миллионов людей, но в конце концов все это прошло, и сегодня, когда прошлая конфронтация уже утратила актуальность, возникают новые геополитические и экономические проблемы.

Я много размышлял над тем, для чего вообще Всевышний проводит нас через такие испытания. Ведь Бог есть любящий Отец, милостивый и милосердный, — почему же Он их допускает? И в эти трудности оказываются вовлечены не только народы, но и религиозные лидеры, так что они не всегда в состоянии совместно влиять на свою паству и вести ее в нужном направлении — к миру, согласию и всеобщему благополучию. А ведь если говорить о религиозных лидерах, то мы несем двойную ответственность. Не только за свои общины, хотя, конечно, за свои общины в первую очередь, но и, не побоюсь этого сказать, за весь мир. Среди повсеместной пропаганды греха, межнациональной вражды, войн, конфликтов, нетерпимости друг к другу только религиозные лидеры сохраняют некий потенциал к примирению и к возможности влиять через свою паству на весь мир, с тем чтобы действительно установились мир и согласие.

Задолго до всех нынешних событий я говорил, и говорил не раз, о том, что возведенный в культ антропоцентризм, — то есть философская идея, поставляющая человека в центр бытия, причем не человека, освобожденного от греха, а именно человека греховного, такого, как есть, — неминуемо ведет мир к деградации. Мы видим сейчас грандиозный прогресс науки, техники, технологий, коммуникаций — а что происходит с личностью? Можем ли мы сказать, что человек становится лучше? Мы, пастыри, которые лицом к лицу встречаются с людьми и знают их душу, — никто из нас не может сказать, что человек становится лучше.

Тогда возникает вопрос: что же такое прогресс? Это новые машины, механизмы, технологии? Но ведь все это для человека! А если человек не становится лучше, значит, цивилизация идет по какому-то неправильному пути.

Однако элиты так называемых «цивилизованных» стран возомнили себя людьми первого сорта и решили, что они могут не только строить мир без Бога и без Его заповедей, но и влиять на то, чтобы эти убеждения становились действительно глобальными. Великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский устами одного из своих героев ответил на вопрос, что произойдет, если не будет веры в Бога. Если Бога нет, то все дозволено. Тогда человек может делать все что угодно, совершать любые грехи и преступления, и никакие идеологии его не удержат. Мы, наблюдавшие попытки построения коммунизма в Советском Союзе, имеем такой опыт: даже чрезвычайно мощная и как бы гуманная идеология, влиявшая на массы людей, не смогла изменить природу человека.

А сегодня мир стоит фактически перед лицом катастрофического конфликта, и некоторые называют это третьей мировой войной. Не берусь утверждать, так ли это, но, действительно, накопился такой потенциал конфронтации, что у человечества не останется перспективы выживания, если для разрешения сложившихся противоречий будет применяться оружие массового уничтожения. Мы должны напомнить — когда я говорю «мы», имею в виду и христиан, и мусульман, — что Бог не в силе, а в правде. Бог благоволит людям, если они хранят в своих сердцах благоговение перед Ним. И нельзя просить Бога, чтобы Он был милостивым к нам, если мы не склоняемся пред Богом, если мы не принимаем Его закон, если мы не живем по Его заповедям.

В этом смысле сотрудничество России с исламским миром сегодня приобретает очень важное значение и некое новое измерение. Мы становимся сегодня особенно близки, потому что наши народы исповедуют близкие духовно-нравственные ценности. Мы не разделяем навязываемые Западом нормы общественного поведения и морали. Мы не желаем признавать грех нормой, потому что это идет вразрез с самими основами нашего национального бытия и противоречит духовно-нравственным ценностям и традициям, которые проистекают из наших религиозных убеждений и которые испокон веков определяли жизненный уклад наших народов.

Но ведь эта жизненная позиция, эта точка зрения, которую я сейчас вкратце изложил, не воспринимается в мире очень многими, особенно теми, кто претендует на глобальное господство. Россия не разделяет западный взгляд на развитие человеческой цивилизации, и, видимо, наша альтернативная позиция и стала причиной того, что сейчас против России идет настоящая гибридная война. Понятно, что шла война, когда был коммунизм, когда в Советском Союзе и на Западе были совершенно разные политические и экономические системы. А сейчас? И там, и там свободная экономика; и там, и там одинаковые принципы избрания руководителей, то, что мы называем демократией. Почему же сейчас такая озлобленность? Так вот, мне кажется, что война, в которую сегодня вовлечена Россия, — это война прежде всего за человеческие души, за право сохранять свою духовную и культурную идентичность. Мы не хотим жить так, как живут они. Мы не хотим легализовать «браки» между лицами одного пола. Мы не хотим, чтобы с детства разрушалось нравственное начало через «половое воспитание». Поэтому мы как цивилизация бросаем вызов Западу. Но у нас есть надежда на то, что мы не единственная цивилизация, которая не желает идти по греховному пути развития. Мы видим потенциальных друзей и единомышленников в исламской цивилизации, и я надеюсь, что и представители ислама способны опознать в русском Православии и в русских православных людях своих единомышленников.

Что же касается борьбы против нас, то для этого используется широкий арсенал средств: ложь в СМИ, клевета в соцсетях, «цветные революции». Название-то какое: «цветная революция»! А ведь на самом деле это государственный переворот, это незаконный захват власти, это экстремизм и терроризм.

Очевидно, что ответ на эти вызовы не должен ограничиваться сиюминутным реагированием на возникающие проблемы. Наша главная, стратегическая задача — это воспитание нашей молодежи; и ключевую роль здесь, конечно, играет духовное просвещение и качественное религиозное образование. Оно является главным инструментом в деле профилактики экстремизма и утверждения традиционных духовных и нравственных ориентиров в жизни общества.

Я очень рад сегодня беседовать с вами в Бóлгарской исламской академии — ведущем центре мусульманского образования в России. Здесь созданы прекрасные условия, приглашаются авторитетные преподаватели из разных стран. Мы сейчас видели, как замечательно оборудовано это учебное заведение. И немаловажно, что здесь действует Центр межрелигиозного диалога, и православное духовенство, православные ученые принимают участие в мероприятиях Академии. Это не только отражает подлинный дух межрелигиозного взаимодействия в России, но и играет значительную роль в воспитании молодежи, которая учится относиться с глубоким уважением к представителям иных религиозных традиций. Знаю, что в Татарстане православные и мусульмане вместе организовали попечение о больных и нуждающихся во время недавней эпидемии коронавируса. Это замечательный пример успешного сотрудничества христиан и мусульман в деле осуществления Божией заповеди о любви к ближним.

Уверен, что дальнейшее развитие и расширение взаимодействия между Православием и исламом, в том числе в академической сфере, поможет нам эффективно противостоять искушениям, вызовам, соблазнам современности. Христиане и мусульмане имеют огромный духовный, творческий и культурный потенциал, для того чтобы защитить свое право жить в соответствии с Божиими заповедями, а через это — нести людям мир и справедливость. Сторонники секулярной безбожной идеологии давно действуют по принципу «разделяй и властвуй». И потому, если мы будем противостоять им поодиночке, то не преуспеем. Если же православно-мусульманский диалог даст мощный совместный ответ на этот вызов, то мы сможем, несомненно, отстоять наши духовные и нравственные ценности. Очень надеюсь, что сегодняшняя встреча действительно послужит дальнейшему развитию, а диалог православных и мусульман будет приобретать все большую и большую значимость в жизни наших религиозных общин и тем самым еще более укреплять наши исторически добрые отношения.

Сердечно благодарю за внимание.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Версия: украинская

Материалы по теме

Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с губернатором Смоленской области и главой Смоленской митрополии

Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с губернатором Смоленской области и главой Смоленской митрополии

Патриарший визит в Смоленскую митрополию. Литургия в Успенском кафедральном соборе Смоленска

Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Успенском кафедральном соборе Смоленска

Секретарь по межрелигиозным отношениям ОВЦС принял участие в научной конференции Посольства Ирана и Института востоковедения РАН

Иерархи Русской Церкви приняли участие в прошедшем в Малайзии круглом столе на тему межцивилизационного диалога

Представители Церкви приняли участие в заседании Группы стратегического видения «Россия — Исламский мир» в Куала-Лумпуре

Завершился визит председателя ОВЦС в Бахрейн

Состоялось заседание Комиссии по международному сотрудничеству Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте России

Предстоятель Русской Церкви представил Епархиальному собранию города Москвы обзор своей деятельности в 2024 году

Глава Синодального отдела по тюремному служению принял участие во Всероссийском семинаре по противодействию распространению экстремистской идеологии в местах лишения свободы

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Предстоятелю Грузинской Православной Церкви с годовщиной интронизации

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла президенту Научного центра сердечно-сосудистой хирургии имени А.Н. Бакулева Л.А. Бокерии с 85-летием со дня рождения

Патриаршее поздравление епископу Глазовскому Виктору с 70-летием со дня рождения

Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Епархиальном собрании г. Москвы (20 декабря 2024 года)

Поздравления Святейшего Патриарха Кирилла по случаю Дня работника органов государственной безопасности

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла народной артистке РСФСР А.А. Вертинской с юбилеем

Патриаршее поздравление епископу Калачинскому Силуану с 55-летием со дня рождения

Патриаршее обращение в связи с проведением благотворительной акции «День милосердия и сострадания ко всем во узах темничных находящимся»

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Блаженнейшему Патриарху Румынскому Даниилу с днем тезоименитства

Патриаршее поздравление митрополиту Восточно-Американскому Николаю с 50-летием со дня рождения