Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник обретения мощей преподобного Серафима Саровского после Литургии в Серафимо-Дивеевском монастыре

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник обретения мощей преподобного Серафима Саровского после Литургии в Серафимо-Дивеевском монастыре
Версия для печати
1 августа 2023 г. 15:36

1 августа 2023 года, в праздник обретения мощей преподобного Серафима Саровского, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Монашествующих, которые были прославлены в лике святых, мы называем преподобными. И в этом слове, однокоренном со словом «подобие», — величайшая Божественная тайна. Подобный кому? Богу! Преподобный — тот, кто уподобился Богу. И возникает вопрос: как же человек может сделаться подобным всемогущему Богу? Если рассуждать рационально, никакого ответа на этот вопрос найти невозможно. Ответ на него люди находят не с чьих-то слов, не в чьей-то мудрости, но прикасаясь к жизни тех, кто стал подобен Богу, — преподобных.

Таким был и старец Серафим. Всем известно, что в детстве с ним произошла большая беда. Он мог бы разбиться насмерть, но остался жив. И вот этот слабый человек, инвалид, принимает на себя особый подвиг. Казалось бы, он сам нуждался в помощи окружающих, но уходит в лес один, согбенный, слабый, тем самым подчеркивая: человек живет не силой других людей, опираясь на власть, деньги и все прочее, на что люди обычно уповают в жизни своей, но настоящая сила исходит от Бога.

И для Бога нет различий, здоровый ты или больной, успешный или неуспешный. Потому что Бог дает Свою силу, которую мы называем благодатью, не в ответ на наши человеческие заслуги. Не потому что военный дослужился до маршала, не потому что рабочий стал директором, не потому что простой человек стал депутатом и дипломатом. Все это для Бога не имеет никакой ценности; ценность для Бога — то, что происходит в нашей душе. И судить нас будут не по тому, какую карьеру мы сделали, не по тому, какие доходы у нас были. Судить нас будут по заповедям Божиим — исполнили мы их или не исполнили. А если кто-то скажет: «да я и заповеди эти не очень-то знаю»? Господь сделал так, что каждый, даже не зная заповедей, имеет внутренний инструмент, который может настроить на жизнь по заповедям. И этот инструмент — наша совесть, если мы не сжигаем ее небрежением, постоянно повторяющимися грехами, цинизмом, безбожием.Когда мы отклоняемся от правильного курса, на горизонте которого — святость и спасение, совесть нам об этом напоминает. Именно поэтому спасаются не только люди книжные, не только знающие Писание, но и те, кто Писание не знает, но живет по совести, то есть по голосу Божию, который звучит в его сердце, побуждая уклоняться от зла и служить добру.

А если вернуться к преподобному Серафиму — как я уже сказал, немощному, слабому, полному неудачнику с человеческой точки зрения? Что мы видим? Мы видим, как благодать превращает самого слабого человека в богатыря. Давайте представим: молиться на камне в одиночестве, в лесу. Хотя бы часик постоять на коленях, не подстилая что-нибудь мягкое и теплое, — ничего не получится! А старец стоял многие дни и ночи — вот зримый образ того, как благодать Божия превращает даже самого слабого человека в богатыря, дает ему огромную силу духа, смелость, дерзновение, мужество.

Разве не этим же отличались святые мученики, которые, будучи брошены на арену римского цирка, не боялись при виде разъяренного зверя и спокойно встречали приближающуюся гибель? Никто ведь не падал на колени перед императором и зрителями, никто не просил о пощаде. А иногда это были целые семьи — муж, жена, дети, — и, взявшись за руки, они не отступали перед лицом страшной смерти. Это и есть непобедимая сила, которая даруется действием Божественной благодати.

Собственно говоря, почему и мы все собрались здесь сегодня? Кто-то скажет: «Ну, обычай такой». Но обычаев много, а вот стоять на жаре под палящим солнцем — какой это обычай? Какой-нибудь циничный человек еще и пальцем у виска покрутит, мол, они там с ума посходили, наверняка на скорой увозят одного за другим. Но мы стоим. Почему? Да потому что благодать Божия с нами, сила Божия, которую чувствуем, которой питаемся, которая помогает нам жить.

А преподобный Серафим? Он тоже сегодня с нами, иначе и быть не может. Он в своей обители. Он радуется всему тому, что видит. Он радуется тому, что народ наш вышел из плена безбожия, который, казалось, установился на века. В 1922 году началось так называемое изъятие ценностей, то есть ограбление Церкви якобы в пользу голодающих. Что там до голодающих дошло, никто не знает, а вот музеи западные забиты нашими иконами и драгоценной утварью. Все туда вывозилось, а те, кто «радел» о голодных, набивали деньгами свои карманы. А что было потом? А потом сама жизнь стерла их с лица земли, все были наказаны, и никто не порадовался ограблению Церкви Божией, потому что все пошло прахом.

К чему я это говорю? Именно к тому, дорогие мои отцы, братья и сестры, что нет ничего более важного в жизни человека, чем стремление жить с Богом. Это невероятная сила, невероятное богатство. Это то, что наполняет нашу жизнь подлинным смыслом. Не теми смыслами, которые сегодня одни, завтра другие, как то было при смене идеологии или политических режимов, но тем смыслом, который сопровождает от рождения до смерти, если сам человек стремится этим смыслом жить.

Этому нас учит Церковь, этому учат своим примером и своими чудесами святые угодники. И мы получаем исцеление от болезней, мы укрепляемся физически и духовно, мы проходим такие жизненные испытания, какие было бы невозможно пройти, если бы не благодать Божия, подаваемая, в том числе, и по молитвам святых угодников. И покуда будет храниться вера православная в народе нашем, Россия непобедима. Нет такой силы, которая может сломить православную нашу страну, и опыт исторический это показал. А легкой добычей иноземных сил мы становились тогда, когда от Бога отказывались. Вплоть до того, что враг стоял у стен Москвы. Так было под Москвой, так было и под родным для меня Ленинградом, когда казалось, что настал конец, что врага невозможно остановить, ведь он у ворот Кировского завода, это уже черта города, до Дворцовой площади — 20 минут на хорошей машине. Но не проехали они этих нескольких километров! Наш верховный правитель понял: что-то надо делать. Никакими линиями обороны не остановить эту орду, во много превосходившую нас и по вооружению, и по организации, да и по всему. Тогда и началось обращение людей к Богу, и враг был остановлен, да как остановлен! Так, что потом его погнали до самого Берлина!

Вспоминая все эти исторические события и дивные чудеса, которые по молитвам святых угодников и по вере наших отцов и дедов были ниспосланы Отечеству нашему, мы должны и сегодня, находясь в достаточно спокойных и комфортных условиях, помнить о том, что именно сила Божия спасает человека. Не счет в банке, не положение на служебной лестнице, а именно сила Божия, которая простирается на нас в ответ на нашу веру. Если верим, то и Господь с нами. А не верим — живи как хочешь, живи своей жизнью; но мы знаем, как тяжело человеку жить без веры.

Поздравляя вас всех с сегодняшним особым днем, я молитвенно желаю каждому хранить веру православную в сердце, стараться жить так, как учит нас Господь. Трудно, конечно, но ведь постараться-то можно! Просто взять и постараться! Если любим лишнее говорить, удержать язык от зла. Ведь мы любим осуждать, особенно когда делать нечего, — так вот, в этот самый момент, как только начинаются такие посиделки, сказать себе: стоп, это не для меня! Особенно хотел бы подчеркнуть, что этот грех весьма распространен в женских обителях. Не говорю об этом святом месте, но в женских обителях такое встречается. Поэтому нужно блюсти себя от злых помыслов, от пустословия и непременно стараться делать добрые дела. И если нет ответа на вопрос, а что доброго я сделал, значит, нужно откорректировать свою жизнь, взять под контроль свои поступки. Ведь, собственно говоря, именно этим и должен жить верующий человек.

А если говорить вообще о спасении, то никакой силой человеческой спастись невозможно. И никакими добрыми делами спастись невозможно — не хватит этих дел, чтобы уравновесить наши грехи. Поэтому учит нас слово Божие: благодатью вы все спасены через веру, но сие не от вас, Божий дар; не от дел, чтобы никто не хвалился (см. Еф. 2:8-9). Живя так, мои дорогие братья и сестры, мы можем и должны стяжать спасение, которое всенепременно сделает нас счастливыми и в этой жизни, даже если чего-то материального нам будет не хватать. Но что самое главное — эта жизнь поможет нам, молитвами святых угодников, предстательством пред Господом святого преподобного Серафима Саровского, открыть дверь в Царствие Небесное. Для всех это возможно — даже для тех, кто тяжело согрешил, но нашел в себе силы покаяться, оставить грех и начать жизнь по-новому.

Дай Бог, чтобы молитвами святого преподобного и богоносного отца нашего Серафима Саровского Господь наставил каждого из нас на путь истинный и укрепил на этом пути, чтобы могли мы стяжать мирную, спокойную, счастливую жизнь здесь, но, более всего, Царствия Небесного в жизни вечной. Молитвами святого преподобного и богоносного отца нашего Серафима Саровского да хранит Господь землю Русскую, сию святую обитель и всех, с верой и молитвой призывающих Его святое имя! Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Материалы по теме

Председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству освятил храм преподобного Силуана Афонского на подворье Зачатьевского монастыря в Барвихе

В день памяти святителя Тихона и отцов Поместного Собора 1917-1918 годов Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Донском монастыре г. Москвы

Состоялся паломнический визит делегации монашествующих Русской Православной Церкви в Египет

Патриаршее служение в день памяти святителя Тихона и отцов Поместного Собора 1917-1918 годов в Донском монастыре г. Москвы. Хиротония архимандрита Николая (Пашкова) во епископа Георгиевского и Прасковейского

Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с губернатором Смоленской области и главой Смоленской митрополии

Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с губернатором Смоленской области и главой Смоленской митрополии

Патриарший визит в Смоленскую митрополию. Литургия в Успенском кафедральном соборе Смоленска

Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Успенском кафедральном соборе Смоленска

«Прыгай веселее…» К 100-летию со дня рождения лаврского схиархимандрита Михаила (Балаева) [Статья]

Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации принял участие в пленарном заседании XXIX Димитриевских образовательных чтений в Ростове-на-Дону

Представители Русской и Сербской Православных Церквей приняли участие в праздновании 80-летия освобождения Белграда во Второй мировой войне

Митрополит Екатеринбургский Евгений: Мы боремся за то, чтобы жить в евангельской системе координат [Интервью]

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Патриаршее слово после богослужения в Александро-Невском скиту близ Переделкина

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, после Литургии в Донском ставропигиальном монастыре г. Москвы

Патриаршая проповедь в Неделю 21-ю по Пятидесятнице после Литургии в Храме Христа Спасителя

Патриаршая проповедь в праздник Казанской иконы Божией Матери после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Патриаршая проповедь после Литургии в Успенском кафедральном соборе Смоленска

Патриаршее слово в день памяти святителей Московских после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Слово Святейшего Патриарха Кирилла по случаю 95-летия со дня рождения митрополита Никодима (Ротова)

Патриаршая проповедь после Литургии в Иоанновском ставропигиальном монастыре на Карповке

Патриаршая проповедь в день памяти преподобного Сергия Радонежского после Литургии в Троице-Сергиевой лавре

Патриаршая проповедь после Литургии во Владимирском кафедральном соборе Сочи