23 августа 2023 года Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь торжественно отметит сразу две знаменательные даты — 625-летие основания и 25-летие возвращения святых мощей преподобного Саввы в родную обитель. Звенигородский чудотворец, один из первых учеников преподобного Сергия Радонежского, основал монастырь в 50 километрах от Москвы на горе Стороже по просьбе Звенигородского князя Юрия Дмитриевича, сына великого князя Московского, святого Димитрия Донского. По традиции подвижник первоначально поставил на высоком берегу реки Москвы небольшой деревянный храм, освятив его в честь Рождества Пресвятой Богородицы, и поселился рядом в келье. Весть о Божием угоднике быстро распространилась, к преподобному Савве отовсюду стали приходить ищущие монашеского жития и духовного руководства. Монастырь, благодетельствуемый князем Юрием, рос и благоустраивался. За два года до кончины преподобного был возведен новый белокаменный Рождественский собор, у стен которого и упокоился (ок. 1406-1407 гг.) создатель обители, через полтора столетия причисленный к лику святых. За шесть веков монастырь переживал неоднократно и тяжкие времена разорения (польско-литовская интервенция в начале XVII века, секуляризация 1764 года, наполеоновское нашествие, закрытие с кощунственным изъятием мощей преподобного Саввы при советской власти), и периоды подъема. Особенно благоволил обители царь Алексей Михайлович, давший ей статус лавры и выстроивший новый архитектурный ансамбль, возрождаемый в наши дни. Дом Романовых и впоследствии оказывал монастырю особое покровительство, чтили преподобного Савву великий князь Сергей Александрович и преподобномученица великая княгиня Елисавета Феодоровна. В 1995 году Звенигородская обитель была возвращена Церкви. Во время празднования ее 600-летнего юбилея в 1998 году Святейший Патриарх Алексий II торжественно перевез в монастырь святыню — честную главу и часть мощей преподобного Саввы, сохраненные на протяжении полувека семьей художника М.М. Успенского. В этот день, 23 августа, по благословению Святейшего Патриарха было установлено празднование второго обретения и перенесения мощей преподобного Саввы Сторожевского.
В преддверии юбилейных дат корреспонденты «Монастырского вестника» встретились с наместником Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря архимандритом Павлом (Кривоноговым). Беседа сосредоточилась на вопросах монашеского делания, духовной преемственности и проблемах, стоящих перед новым поколением наследников преподобного Саввы.
— Отец Павел, сколько лет Вы уже являетесь наместником Саввино-Сторожевского монастыря?
— Милостью Божией, Святейшим Патриархом и Священным Синодом назначен наместником Саввино-Сторожевского монастыря 30 августа 2019 года.
— А до этого сколько Вы прожили как монах, затем благочинный в Троице-Сергиевой лавре?
— В 1990 году начал учиться в Московской духовной семинарии, в 1994 поступил в монастырь, в 2001 году поставили благочинным.
— В Ваших интервью Вы уже не раз рассказывали о том периоде, вспоминали, как окормлялись у архимандрита Кирилла (Павлова). Как бы Вы определили главное, что Вам дала Лавра, и помогает ли опыт, полученный там, при Вашем сегодняшнем послушании?
— Отцы говорили: чтобы стать монахом, нужно увидеть истинного монаха. Лавра позволяла видеть таких подвижников. В плане ревности к монашескому деланию мы не смогли в полной мере последовать им, но общение с ними, конечно, очень повлияло на наш собственный монашеский путь.
— Кроме отца Кирилла, кто еще оставил заметный след в Вашей душе?
— Как-то посчитал: с того момента, как пришел в Лавру, поступив в семинарию, при мне скончались 70 монахов. И среди них не было случайных людей. Они были разными по возрасту, происхождению, образованию, по своим человеческим качествам, но это были настоящие, яркие личности.
— А какого рода подвиги их отличали? Что Вам особенно запомнилось?
— Постоянство в добре и в подвиге. Скажем, вставал отец Пимен в полпервого ночи, ложился в девять вечера — он всегда так вставал: в полпервого ночи. Вставал отец Лаврентий в три часа ночи на правило — он каждый день так и вставал. А когда уже стал плохо видеть, попросил, чтобы келейник к нему в три часа ночи приходил читать правило. Отцу Науму в последние годы было трудно передвигаться, и, чтобы не опаздывать на братский молебен, он стал сначала выходить за полчаса (у нас, молодых, на этот путь уходило минут пять), а потом и за сорок пять минут... Хотя мог сказать, что болеет, и никуда не ходить, лежать на кровати. Они постоянно понуждали, не жалели себя, — чтобы быть со Христом, быть с Преподобным… У архимандрита Виталия накануне Великого поста случился обширный инфаркт — и невозможно было уговорить его лечь даже не в больницу, а в лаврскую медсанчасть. «Какая больница? Первая седмица Великого поста! Никуда не поеду», — протестовал отец Виталий, и действительно ходил на службы, и инфаркт у него прошел на таблетках в таком вот «режиме»…
— Как Вы думаете, это было отличительной чертой монахов старшего поколения или те, кто идут вслед за ними, тоже способны усвоить подобное отношение к духовной жизни? Возможна ли такая преемственность в наше время?
— Это зависит от нашей решимости. Такие люди есть и сейчас. Видите ли, святыми не рождаются, и даже монахами не рождаются — ими становятся с Божией помощью. Господь ведет человека, если человек отдает себя в руки Божии, и исполняет не свою волю, а волю Божию.
— Вы полагаете, дар оставлять столь значительный след в душах людей — это ответ Бога на духовный подвиг или старцы все-таки изначально наделены свыше особым талантом?
— Каждому Господь дает свое. Вы ведь помните, как сказано: И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями… (1 Кор. 12:28) Один хорошо проповеди говорит, другой хорошо пишет иконы, третий письменным словом владеет… мы же все разные, каждый человек уникален.
— Отец Павел, скажите, когда монастырь основан святым, личные качества этого святого отражаются на духовном облике монастыря, на братии?
— Если братия стараются подвизаться и идти по стопам святого основателя, то его благословение простирается на всю братию. А если человек не идет по этому пути, то и благословения на нем нет. Нерадивый монах — что здесь, что в Лавре, — ничего не приобретает.
— Но вот Вы, когда сюда пришли, какие особенности заметили?
— Когда сюда пришел преподобный Савва, он описал это место словами «яко рай»... Особенность этого монастыря — мир, тишина, спокойствие, цветущая красота. В том числе отсутствие чрезмерного количества туристов и паломников.
— А сколько братии сейчас в монастыре?
— Чуть больше сорока. Часть братии находится на Патриаршем подворье в поселке Приазовском, близ Тамани.
— И какие послушания у братии?
— Первостепенные послушания братии связаны с совершением ежедневного богослужения: служащие иеромонахи и иеродиаконы, певчие и пономари, дежурные по храму и звонари. Помимо обычных в монастыре послушаний — эконом, ризничный, келарь... Есть небольшое хозяйство-огород, братия занимаются издательской деятельностью, издают книги о преподобном Савве и о монастыре, выпускают ежеквартальный журнал «Саввинское слово».
— Расскажите, пожалуйста, подробнее, в чем выражается социальная, просветительская деятельность монастыря, как монастырь взаимодействует с миром.
— У нас есть приют — социально-реабилитационный центр для детей-сирот и детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Он находится полностью на попечении монастыря и расположен от нас на расстоянии чуть больше одного километра. Воспитанники приезжают в обитель на службы, исповедуются, причащаются. Руководит приютом монахиня Елизавета (Подсосникова).
— Давно этот приют существует?
— Первые воспитанники поступили в 2002 году. Помимо школьных занятий наши мальчики приобщаются к творчеству. Например, принимают участие в организованном монастырем Всероссийском детском творческом конкурсе «Заглянем в историю вместе. Святые заступники России». Основная задача проекта — привить детям интерес к изучению истории нашей Отчизны и славных ее сыновей.
У нас также действуют Саввинские богословские курсы для взрослых. Раньше они были очными, но в пандемию перешли в дистанционный формат. Курсы двухгодичные, выпускники получают сертификат о дополнительном образовании и право преподавать в воскресной школе.
С началом Специальной военной операции монастырь совместно с прихожанами активно занимается сбором гуманитарной помощи, необходимых вещей для фронта и госпиталей.
— А как сейчас проходит жизнь в монастырском скиту, на месте пещерки преподобного Саввы, где он в уединении творил свой молитвенный подвиг?
— Скит находится недалеко, примерно в километре от монастыря. Устроен он был в 1862 году, при советской власти оказался сильно разрушен, находился в аварийном состоянии, и после возвращения пришлось приложить много сил для его восстановления. Сейчас там живут два брата — игумен и иеромонах. Доступ мирян в скит ограничен. Для братии это возможность не «отдохнуть» в смысле расслабиться, а сосредоточиться и отойти от суеты и греха, которые стремятся завладеть нашим сердцем и умом. Монах в скиту имеет возможность «перегруппироваться», чтобы послушание и молитва у него шли рука об руку. Когда послушание человек воспринимает как данное ему от Бога — все выстраивается совершенно иначе, правильно.
— Устав монастыря предполагает возможность и достаточное время для келейной молитвы?
— Все братия у нас имеют отдельные кельи. Есть условия для того, чтобы келья стала местом монашеского подвига.
— А территория монастыря разделена на сугубо монашескую и доступную всем паломникам, туристам?
— Монах должен прежде всего хранить свое сердце. Если он хранит сердце в чистоте, бережет от всякого внешнего влияния, никто на эту его территорию не зайдет, не посягнет. А если у человека сердце — проходной двор, то ничто его не спасет, как ни огораживай собственно монастырскую территорию.
Отец Кирилл, отец Наум всю жизнь принимали народ по много часов, каждый день. Но они стали теми, кем стали, великими старцами.
Братии тогда в Лавре было меньше, исповедующих не хватало. Отец Виссарион говорил, что исповедовал после всенощной и до ранней Литургии, всю ночь. А потом еще шел в другой храм на позднюю…
— Вы застали это удивительное поколение подвижников. А нынешним молодым на кого смотреть, у кого учиться, чем вдохновляться? Вы с братией когда беседуете, общаетесь, — что Вы им советуете?
— Учиться у Христа. Смотреть на святых и подвижников благочестия.
— А братия Вам какие вопросы задают? Какие проблемы Вас и их волнуют?
— Немалую опасность представляет привязанность к современным информационным технологиям, которые могут ожесточить душу и иссушить сердце, как суховей. Если поддаться этому, то, продолжая жить в монастыре, брат будет жить по законам мира. Как говорил преподобный Серафим Саровский: «Те монахи, кои не соединяют внешнюю молитву со внутренней, не монахи, а черные головешки!»
А высказывания, что, мол, «у меня не получается»… Так ведь и первоклассник не может решать задачи из высшей математики. Его нельзя упрекать в том, что он не понимает квантовой физики. Нужно чтобы человек прилагал усилия и возгревал в себе желание к монашеской жизни. А под лежачий камень вода не течет.
— Как в монастыре решается проблема духовничества? У братии есть духовник?
— Духовник есть. Проблема в другом. От нынешних монашествующих часто можно услышать претензии к другим: на службе поют плохо — зачем мне идти на службу; священник мне не нравится — зачем мне идти к нему на исповедь… Таким образом оправдывается свое нерадение. Но такому человеку и Господь ничего не дает. Дает тому, кто себя понуждает делать, узнавать. Как первокласснику не нужен Эйнштейн в программе, а нужен учитель начальной школы, так и до великого духовника в своей жизни тоже дорасти нужно, чтобы Господь его дал. Понуждай себя в малом, и Господь даст большее. А если ты в малом не верен, то чего ж ты ждешь для себя? Это гордость, самость, эгоизм, с которыми нужно бороться.
— А можно понуждать к подвигу?
— К подвигу призывают.
— Вот Вы как игумен видите, что человек расслабляется. Какие Вы используете средства, чтобы вернуть его к духовной жизни? Ведь на Вас как руководителе монастыря ответственность за души, вверенные Вам.
— К себе могу приложить известное выражение: «Врачу, исцелися сам». От того, как сам буду понуждать себя, зависит — смогу ли не навредить брату и помочь.
— Синодальный отдел регулярно проводит монашеские конференции, организует круглые столы для обсуждения проблем современного монашества. Приносят они пользу, и какую конкретно, по Вашему мнению?
— Преподобный Иоанн Кассиан пишет: «Помню, когда я еще в молодые годы находился в пределах Фиваиды, где обитал блаженный Антоний, старцы собрались к нему для рассуждения о совершенстве. С вечера до утра продолжалось собеседование, исследовали, какая добродетель больше всех, какая бы могла всегда сохранять монаха невредимым от сетей обольщений диавола и вести прямым путем к совершенству. Каждый высказывал свое мнение. Когда таким образом каждый по-своему представлял различные добродетели… и уже большая часть ночи прошла в этом исследовании, блаженный Антоний наконец стал говорить...»
Если монахи собираются, обсуждают волнующие их темы, делятся опытом, — это очень важная вещь. В древности не было понятия «конференция», но и тогда иноки понимали ценность таких встреч и совместных бесед о насущном. Эти конференции помогают увидеть, что ты не один на один с проблемой, дают примеры разного опыта.
— Как бы Вы определили на основании своих знаний и опыта — что такое монастырь?
— А что такое человек? Собрание клеток, мышц, органов… — это организм, где каждая частичка важна, живет и выполняет свое предназначение. Монастырь устроен по такому же принципу: каждый член братства важен, каждый и все вместе идут ко Христу.
— Что Вы пожелаете молодым людям, которые сегодня ищут монашества?
— Возгревать в себе любовь к Богу и к ближнему.
Беседовала Екатерина Орлова
Синодальный отдел по монастырям и монашеству/Патриархия.ru