Разъяснение, разработанное комиссией Межсоборного присутствия по богослужению и церковному искусству, одобрено на заседании Священного Синода 24 августа 2023 года (журнал № 70).
Вопросы
Существуют две практики совершения входных молитв: с возложением священником на себя епитрахили и без ее возложения. Какую практику можно считать верной?
Оправдан ли обычай некоторых священнослужителей при совершении входных молитв совершать поклонение чтимым храмовым образам помимо местных образов Спасителя и Богородицы в иконостасе?
Оправдана ли такая практика, когда при соборном служении литургии несколькими священниками, завершив входные молитвы и поклонившись святому престолу, предстоятель (в пресвитерском сане) подает напрестольный крест сослужащим для целования?
Ответ
Указания богослужебных книг и содержащаяся в них логика позволяют утверждать, что входные молитвы могут читаться как в епитрахили, так и без нее, то есть допустимы обе практики. Поклонение чтимым храмовым образам наряду с поклонением местным иконам Спасителя и Богородицы, положенным по чину входных молитв, также является возможным. Напротив, практика, когда при соборном служении нескольких священников предстоятель в пресвитерском сане, завершая входные молитвы, подает напрестольный крест для целования сослужащим, нежелательна.
Разъяснение ответа
Существует две разные практики чтения входных молитв: с возложением предстоятелем епитрахили на себя или без ее возложения. Первая практика восходит к встречающимся в богослужебных книгах указаниям о постоянном наличии возле царских врат епитрахили специально для случаев чтения священником молитв перед этими вратами1, что, однако, не свойственно современной русской богослужебной традиции. Вторая практика исходит из желания подчеркнуть благоговейное отношение к святому алтарю, не позволяя священнослужителям входить в него до окончания входных молитв — ведь в случае хранения облачений в алтаре, невозможно возложить на себя епитрахиль, предварительно не оказавшись внутри алтаря. Следует также отметить, что при архиерейском служении литургии предстоятель совершает входные молитвы без епитрахили, таким образом, вторая практика также отражена в богослужебных книгах2. Следовательно, обе упомянутые практики вполне обоснованы и их следует признать равнозначными и допустимыми.
Некоторые священнослужители после поклонения местным иконам Спасителя и Богородицы в иконостасе совершают поклонение иным чтимым храмовым образам с чтением соответствующих тропарей или молитвенных обращений. Основанием для этого является старая русская (дониконовская) традиция совершения входных молитв, предписывавшая читать не только два тропаря, как сейчас, но и ряд других молитвословий у святых образов. Аналогичный порядок частично наблюдается и при архиерейском служении: как правило, при совершении входных молитв «со славою» архиерей помимо икон Спасителя и Богородицы лобызает и чтимый храмовый образ или икону праздника, причем протодиакон читает в это время соответствующий тропарь. Поэтому описанный обычай имеет право на существование.
Практика, согласно которой при соборном служении нескольких священников предстоятель (в пресвитерском сане), после поклонения св. престолу при окончании входных молитв, преподает сослужащим напрестольный крест для целования, не имеет основания ни в современных богослужебных книгах, ни в древних традициях, а является попыткой усвоения пресвитерами обычаев исключительно архиерейского священнослужения. Подобной практики, вопреки ее широкой распространенности в наши дни в некоторых епархиях, рекомендуется избегать.
1 Так, дониконовские издания Служебника прямо пишут о чтении входных молитв в епитрахили; в пореформенных изданиях эта подробность опущена, однако о епитрахили, висящей у царских врат, и возложении ее на себя священником, когда тот читает положенные молитвы вечерни и утрени перед закрытыми царскими вратами, упоминает принятый ныне в Русской Православной Церкви Типикон (гл. 9).
2 Более того, в «Настольной книге для священно-церковно-служителей» С.В. Булгакова, отражающей дореволюционную русскую практику, определенно указано: «Само собою понятно, что входное совершается священнослужителями (не исключая, конечно, и соборного служения) без облачения в какую бы то ни было священную одежду: облачение в священные одежды положено после» (К., 1913 (изд. 3). С. 886; прим. 1 к таблице Литургии).