Разъяснение, разработанное комиссией Межсоборного присутствия по богослужению и церковному искусству, одобрено на заседании Священного Синода 24 августа 2023 года (журнал № 70).
Вопросы
Типикон предписывает в будничные дни малых постов, в которые бывает память святого, не имеющего тропаря, совершать службы с пением «Аллилуия» и земными поклонами (если не случится пред- или попразднство). На практике в эти дни службы на приходах практически повсеместно совершаются по уставу с пением «Бог Господь». Возможно ли более широкое совершение служб по уставу с пением «Аллилуия» в будничные дни малых постов?
Устав с пением «Аллилуия» в будничные дни не предполагает совершение Божественной литургии. Отмена литургии вызывает непонимание у прихожан. Возможно ли решить данную проблему?
Ответ
Совершение службы с пением «Аллилуия» в те будничные дни малых постов, когда у святого нет тропаря и не случается пред- или попразднства, прямо предписано действующими редакциями богослужебных книг. Следовательно, совершение службы по уставу с пением «Аллилуия» в такие дни, безусловно, является возможным. Более того, на Священном Соборе Православной Российской Церкви в ноябре 1917 года было принято постановление о желательности восстановления этого «забытого требования устава».
Вместе с тем не следует создавать прихожанам неудобства, отменяя совершение Божественной литургии в тех многоштатных приходах и монастырях, где литургия во весь год служится ежедневно (за исключением известных дней Сырной седмицы и Великого поста). Поэтому, с учетом того, что в различных редакциях церковного устава упоминается возможность совершения Божественной литургии, в том числе, и в дни с пением «Аллилуия» (кроме периода Великого поста), допустимым является совершение вечерни и утрени по уставу с пением «Аллилуия» в малые посты без отмены Божественной литургии.
Разъяснение ответа
Действующая ныне в Русской Православной Церкви редакция богослужебного Устава предполагает, что в определенные будничные дни малых многодневных постов (Рождественского, Петрова и Успенского) богослужение совершается не с пением на утрене «Бог Господь» и тропаря дневного святого, а с пением «Аллилуия» и троичнов Октоиха, а также с иными особенностями, свойственными постовому строю службы, — в частности, с завершением каждой из служб суточного круга молитвой преподобного Ефрема Сирина с земными поклонами. Относительно литургии в дни малых постов при службе с пением «Аллилуия» устав замечает: «Ведомо буди: яко егда поем Аллилуиа, и часы с междочасием, творим же и поклоны, и пост: тогда литургиа не бывает на соборе, по типиком» (Типикон, гл. 9; гл. 48, 14 ноября, 3 августа; гл. 51).
Однако в повседневной богослужебной практике указанные элементы службы в настоящее время почти исключительно сохраняются лишь в богослужении Сырной седмицы и Великого поста, но не в дни малых постов. Как следствие, из богослужебного обихода выпала важная литургическая особенность, уподобляющая будничное богослужение малых постов великопостному. Это прямо противоречит указаниям Типикона, а некоторые содержащиеся в богослужебных книгах песнопения — например, стихиры Божией Матери на «Господи, воззвах», встречающиеся в Минее в составе тех служб, где предполагается пение «Аллилуия» — полностью выпадают из обихода. Кроме того, строй богослужения по уставу с пением «Аллилуия» предоставляет молящимся возможность увидеть и почувствовать отличие повседневного богослужения малых многодневных постов от богослужения вне постных дней.
Священным Собором Православной Российской Церкви в ноябре 1917 года было принято постановление «О восстановлении указаний церковного Устава, изложенных в главе 9-й и перед 15-м числом ноября относительно совершения богослужения с пением «Аллилуия» в определенные дни Рождественского, Успенского и Петровского постов»1. В настоящее время не имеется препятствий для возобновления совершения аллилуйных служб в приходском и монастырском обиходе, если настоятель прихода или игумен обители сочтет это полезным. Уставные особенности таких служб подробно описаны в Типиконе и различных богослужебных пособиях.
9-я глава Типикона в его современной редакции не предусматривает совершения литургии при «аллилуйной» службе в будничный день. Однако в более древних редакциях Устава описывалось совершение Божественной литургии в дни малых постов в том числе и в те дни, когда службы суточного круга — вечерня, утреня, часы — правились по уставу с пением «Аллилуия»2. Более того, в 48-й главе ныне действующего Типикона (статья о службе 14 ноября) прямо сказано, что литургия в такие дни не служится лишь «на соборе», то есть в главном храме обители, кафоликоне, тогда как в иных церквях монастыря, следовательно, она вполне может совершаться.
Именно этим позволительно руководствоваться в тех монастырях и приходах, в которых существует желание придать богослужению в периоды малых постов более постный строй без отмены ежедневного служения литургии. Иными словами, в те дни, когда это предписано Уставом, вечерня, утреня, часы (либо весь их цикл, до 9-го часа и изобразительных включительно; либо частично — до 1-го часа включительно) могут совершаться по чину с пением «Аллилуия», и это может предполагать как отмену Божественной литургии (особенно в монастырях, ради более строго поста), так и ее совершение (особенно в тех храмах, где она обычно служится ежедневно).
1 В соборном определении говорилось: «Тяжкие испытания, переживаемые нашею родиною, уже не раз побуждали церковную власть призывать православный русский народ на путь поста и покаяния: и Священный Синод, и Освященный Собор дважды назначали за это время особые нарочитые посты. Теперь эти испытания достигли крайних пределов. Между тем, приближается Рождественский пост, «малая четыредесятница». Современная богослужебная практика наша не отмечает этого поста от других обычных дней. Но Устав церковный выделяет в этом посту, как и в посты св. апостолов и Успенский, особые дни, «егда поется "Аллилуиа"», когда общий строй богослужения приближается к службе Великой Четыредесятницы и имеет строго покаянный характер. Это именно те дни, которые не отмечены никаким праздником, до «службы на шесть» включительно. Подробные указания относительно богослужения в эти дни находятся в 9-й главе Типикона и в его части, содержащей месяцеслов, пред 15 числом ноября. Для возбуждения в народе покаянных чувств в переживаемую неслыханно тяжелую годину было бы целесообразно напомнить обителям, а также тем из соборных и приходских церквей, где богослужение совершается ежедневно, чтобы забытое требование устава о богослужении с пением «Аллилуиа» было восстановлено как в приближающийся пост Рождества Христова, так и в следующий Петровский и Успенский посты» (Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 годов. М., 2022. Т. 15. Кн. 1. С. 668-669). Этот текст цитируется и в «Богослужебных указаниях»: Ванюков С., свящ. Богослужение с Аллилуиа в седмичные дни малых постов // Богослужебные указания на 2015 год. М., 2014. С. 896-910 (здесь же см. подробное изложение устава с пением «Аллилуия»).
2 Ср. указания о службах в период Петрова поста из рукописи Устава, принадлежавшего свт. Макарию, митрополиту Московскому и всея Руси: «Ведомо буди, яко егда есть Аллилуия, поем на 1-м часу: Заутра услыши глас… со стихи его поскоро, оба лика вкупе. И с поклоны, Великаго поста. И по конце 2-го часа, клеплет в малое древо, и поем часове 3-й и 6-й, в притворе, с меж(д)учасии их. Сема же обема часома кончаваемома, клеплет в великое древо — и начинаем Божественную литургию, прежде уготовльшуся иерею и диакону. Поем же обедницу, по обычаю, и блаженны [т. е. до литургии совершаются изобразительны]. И аще несть празднуемый святый, бывает Божественная литургия в понедельник — бесплотным, во вторник — Предтечи, в среду — Пресвятей Богородицы, в четверток — святым апостолом, в пяток — честному Кресту. По отпущении литургии, аще ли будет ясти дважды днем, входим в трапезу и ямы, что Бог дарова» (ГИМ, Син. 334, 1-я пол. XVI в. Л. 411 об.). Очень сходные указания — в Уставе нач. XVII в. ГИМ, Син. 335. Л. 275; и др.