Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на заседании Патриаршего совета по культуре, посвященного теме «Роль А.С. Пушкина в формировании русской национальной идентичности»

Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на заседании Патриаршего совета по культуре, посвященного теме «Роль А.С. Пушкина в формировании русской национальной идентичности»
Версия для печати
2 ноября 2023 г. 14:06

2 ноября 2023 года в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось заседание Патриаршего совета по культуре на тему «Роль А.С. Пушкина в формировании русской национальной идентичности». Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся со словом.

Хотел бы сказать несколько слов в связи с темой нашего заседания. Речь идет о творчестве Александра Сергеевича Пушкина и его роли в формировании русской национальной идентичности. Конечно, в этом году особенно следует поговорить о Пушкине, задуматься о его творчестве, о его влиянии на русскую культуру, потому что мы будем отмечать 225-летие со дня рождения Александра Сергеевича. О Пушкине написано десятки, может быть, сотни томов, поэтому очень трудно сказать что-то новое. Но я хотел бы поделиться своими мыслями о творчестве Александра Сергеевича Пушкина. Наверное, многое в этих мыслях совпадает с вашими, но, возможно, что-то будет представлять для вас интерес; в любом случае, хотелось бы этими мыслями с вами поделиться.

Итак, о великом нашем русском поэте написаны тысячи страниц, многочисленные статьи и монографии, посвященные исследованию его жизни и творчества. Но, взирая на этот колоссальный объем пушкиноведческой литературы, понимаешь, что трудно найти другого деятеля русской культуры, в котором бы сошлось столько парадоксов и противоречий. Для кого-то Пушкин был бунтарем, вольнодумцем, и, наверное, такое понимание Пушкина было очень распространено в значительной части русского общества его времени. Великое всегда видится со стороны, а потому увидеть величие Пушкина в то время было непросто, ведь он был тогда рядом с людьми, и те, конечно, видели его разным, и не только великим. Вот почему, чтобы осознать величие поэта, было действительно необходимо посмотреть на его личность с некоторой исторической дистанции.

Еще раз отмечу: одни видели его бунтарем, вольнодумцем, другие — серьезным религиозным мыслителем и духовным писателем. Эта универсальная и всемирная отзывчивость Пушкина, отмеченная еще Достоевским, удивительном образом сочетается с ярким личностным началом его творчества и в то же время с глубокой укорененностью в русской традиции. «Солнце русской поэзии» — так называл его Владимир Одоевский, по крайней мере, с ним связывают это именование Пушкина. Творчеством Пушкина открывается Золотой век отечественной литературы. Он объявляется «нашим всем», но вдруг оказывается первым в списке на сбрасывание с парохода современности — именно так о явлении Пушкина размышляли некие футуристы, которые овладевали умами нашей интеллигенции в начале века XX. Последнее, впрочем, лишь убедительно подтверждает тот факт, что фигура Пушкина единодушно воспринимается как некий столп русской словесности, как символ национальной культуры и воплощения ее самобытности. Именно поэтому вполне ожидаемо и объяснимо, что разные общественно-политические силы желали видеть Пушкина в своем лагере.

Следует признать, что богатая творческая биография поэта, отражающая тернистые пути его личного духовного возрастания, в немалой степени способствовала такому восприятию. Но вот что совершенно удивительно, и об этом замечательно писал литературовед Валентин Семенович Непомнящий: «Как явление всемирного масштаба Пушкин осознаётся и признаётся лишь теми, кто хорошо знает русский язык и, более того — Россию. Дальше — пропасть: остальной культурный мир лишь уважает его, веря нам на слово». Исследователь делает поразительное наблюдение. Пушкина крайне трудно, если не сказать, почти невозможно адекватно перевести на другой язык и разобрать его творчество на части. Он и впрямь сделан как-то особенно «без швов», как об этом говорил тот же самый Непомнящий в своей статье.

Опять же, интересный культурный парадокс: сделан как-то особенно без швов. Если продолжить мысль Валентина Семеновича, мы приходим к примечательному и весьма важному для нас выводу, что означает незнание Пушкина для русского человека. Это незнание фактически исключает человека из орбиты родной культуры, делает его сторонним, внешним наблюдателем, а если выразиться еще точнее, потребителем, а не носителем русской культурной традиции.

В связи с этим искреннее недоумение вызывают разговоры о том, что Пушкин якобы устарел и его необходимо исключить из школьной программы ввиду непонятности для современного молодого человека. Конечно, язык и выражение исторических реалий со времен Пушкина изменились, и возможны курьезные случаи прочтения произведений XIX века нынешним поколением. Но это свидетельствует лишь о большой востребованности качественно комментированных изданий произведений великих писателей. Это может быть сделано как в популярных сегодня аудио- и видеоформатах, например, в виде цикла просветительских лекций, так и в текстовом варианте с интересными пояснениями. Убежден, что данную задачу необходимо решать, в том числе, и силами Патриаршего совета по культуре.

Вспоминаются выразительные слова Юрия Михайловича Лотмана, с которым мне посчастливилось немало общаться, в том числе и беседовать о Пушкине. У нас с ним было много различных встреч, но я особенно вспоминаю нашу совместную поездку в Рим, когда мы представляли и Православную Церковь, и русскую культуру на одном высоком форуме. Там и познакомились, и подружились. И Юрий Михайлович так говорил о том, о чем мы сейчас размышляем: «История не меню, где можно выбирать блюда по вкусу. Здесь требуется знание и понимание, чтобы восстановить непрерывность культуры и проникнуть в тексты Пушкина и других наших великих писателей»[1].

Эта мысль Лотмана о непрерывности культуры имеет исключительно важное значение ввиду роли великого поэта в формировании русской национальной идентичности. Поэтому хотел бы остановиться на этом подробнее.

I. Разворот на Запад и культурный разлом в русской истории

В истории любой культуры существуют определенные точки перелома, когда происходят изменения, оказывающие ключевое влияние на последующее развитие народа. В истории русской культуры одним из таких судьбоносных моментов стала эпоха преобразований Петра Великого. Император с настоящим русским размахом взялся за решение задач, которые поставил перед страной, и решил целиком перекроить национальную жизнь по европейским лекалам, во всем уподобить Россию странам Западной Европы. При этом европейские образцы зачастую калькировались буквально и переносились на русскую почву механистически.

Вместе с тем, следует отметить, что, Россия, ощущая связь с европейской христианской цивилизацией, никогда прежде и не отказывалась от связей и контактов с европейскими державами, хотя всегда с осторожностью относилась к духовной культуре этих народов, воспитанных в русле инославной традиции. Но реформаторская деятельность Петра кардинально меняет вектор развития страны, производит некий надлом в ее истории и культуре.

Преобразования затронули все сферы общественной жизни. Они выразились не только в том, что русский человек начал брить бороду, носить европейское платье и ходить в театр. Главные изменения стали происходить во внутреннем устроении общества, в его духовном состоянии. В плоть русской жизни вошли западные идеалы силы, успеха и богатства. В мировоззрение проникли принципы секуляризма, отодвигающие религиозное начало из центра на периферию общественной жизни.

В недрах европейской культуры родилось представление о человеке как о полновластном хозяине Вселенной, который может переделывать и подстраивать мир под свои потребности. Эти идеи были, по сути, предвестниками идей материализма и атеизма, завладевших умами людей в эпоху Просвещения. Живы они, как мы видим, и по сей день, являясь ценностным фундаментом современного «общества потребления», если вообще допустимо употреблять в этом случае слово «ценности».

Итак, в результате насаждения западноевропейского образа жизни в России возник некий культурный разлом. Православные духовно-нравственные ценности, устремленность к высоким идеалам, на протяжении веков определявшие бытие нашего народа — от простого крестьянина до царя, — были потеснены и отодвинуты на второй план. Их место стали занимать идеи прагматизма и философии потребления, которую Достоевский образно назвал «пищеварительной философией»[2]. Вот что получилось в итоге. Хотели прорубить только окно в Европу — а рухнула вся стена.

II. Вклад Пушкина в разрешение культурных противоречий

В романе «Евгений Онегин», ставшем, по мысли Белинского, подлинной «энциклопедией русской жизни»[3], и одной из ярчайших творческих вершин Пушкина, поэт выводит в качестве главного героя носителя «передовых» европейских взглядов: ненасытного потребителя удовольствий, который ест, пьет, развлекается, обольщает женщин. Его жизнь лишена смысла и цели. В образе Онегина можно, безусловно, видеть собирательный образ той новой России, которая пошла вослед чужих идеалов, живет жизнью чужого народа, заблудилась духовно и утратила внутренний моральный стержень.

Но вот что замечательно: эта «заблудившаяся Россия» встречается в лице Татьяны с Россией, которая, несмотря на полученное европейское образование, знание языков и иностранной литературы, сохранила верность высоким нравственным ценностям и осталась русской по своей сути. Для Пушкина, который в образе Онегина произносит суд и над самим собой прежним, Татьяна является воплощением идеала человека, способного на великую и самоотверженную любовь; человека глубокой и искренней веры, мыслящего и живо ощущающего свою связь с народом.

Вестернизация страны и произошедший культурный разлом, как мы знаем, породили сильную поляризацию общества в отношении того, по какому пути развиваться России дальше, чтó значит быть русским, какими должны быть русская словесность и литературный язык. У мыслящих русских людей на эти вопросы были порою диаметрально противоположные ответы. Одни выступали за дальнейшее сближение и подражание Западу, усвоение западных традиций, другие решительно отвергали европеизацию и считали, что во главе угла должно стать самобытное народное начало. Разделение русского общества на «карамзинистов» и «шишковистов» в начале XIX века, на западников и славянофилов-«почвенников» в середине столетия сопровождало историю отечественной культуры долгие годы, и нельзя сказать, что это противоречие и это противопоставление полностью ушло из нашей современной жизни.

Говоря о роли творчества Пушкина в развитии русской культуры, обычно вспоминают его вклад в формирование русского литературного языка. Да, Пушкин действительно смог, по выражению академика Виноградова, осуществить «синтез трех основных языковых категорий — церковнославянской, европейской и национально-русской»[4], ставший идеальной нормой литературного выражения. Но убежден, что можно сказать еще шире: Пушкин сделал гораздо больше.

Он смог не только «уравновесить» упомянутые категории в языке, но и восстановить баланс в отечественной культуре, соединив три значимых вектора в ее развитии: православную церковную традицию, народное начало и европейские влияния.

Три бурных ручья соединились в полноводную могучую реку русской культуры, питающейся от живительных истоков Православия, черпающей вдохновение в глубинах народной жизни и не отделяющей себя от европейского наследия.

В гармоничном сочетании этих трех факторов, заложенных в нашей национальной идентичности, русский человек способен наиболее полно проявить свой созидательный творческий потенциал, дарованный ему Богом.

III. Заключение

У пророка Иеремии есть такой замечательный образ. Господь говорит Своему верному служителю — пророку: «Если извлечешь драгоценное из ничтожного, то будешь как Мои уста» (Иер. 15:19). Какое поразительное обетование дает Бог тому, кто приводит ближнего от заблуждения к истине и от зла обращает к добру! Пушкин смог своим творческим гением преодолеть трагический разлом в русской культуре, указав правильный вектор развития национальной жизни.

Так зачем же нам читать Пушкина? В одной из работ уже цитированного мною Валентина Непомнящего, которая озаглавлена так же, как и прозвучавший вопрос, исследователь отмечает: Пушкин дорог нам вовсе не потому, что он как-то особенно красиво пишет. Секрет заключается в воплощенных в его художественных образах великих идеалах, которые «сообщают искусству объемность и неисчерпаемую глубину, способность освещать одновременно и прошлое, и настоящее, и будущее»[5]. Как точно сказал Иван Ильин, Пушкин стал «солнечным центром нашей истории и средоточием необъятного богатства русского духа»[6], собрав воедино прошлое, настоящее и будущее.

Хотел бы, чтобы слова, произнесенные сегодня, не воспринимались как пафосная речь на торжественном мероприятии, но были услышаны и восприняты теми, кто оказывает влияние на развитие отечественной культуры, кто творит эту культуру и передает ее будущим поколениям.

Благодарю вас за внимание.

***

[1] — Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб.: Искусство, 1994. С. 14.

[2] — Достоевский Ф.М. Бесы. Рукописные редакции // Собр. соч. в 30 т. Т. 11. Л.: Наука, 1974. С. 184.

[3] — Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. Статья девятая. «Евгений Онегин» // Собр. соч. в 3 т. Т. 3. М.: Гос. изд-во худ. лит., 1948. С. 566.

[4] — Виноградов В.В. Язык Пушкина. Пушкин и история русского литературного языка. М.: Academia, 1935. С. 454.

[5] — Непомнящий В. Зачем мы читаем Пушкина (Ответ на статью профессора Д. Благого) // Вопросы литературы. 1966. № 7. C. 174-181.

[6] — Ильин И.А. Пророческое призвание Пушкина // Собр. соч. в 10 т. Т. 6. Кн. 2. С. 67.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла президенту Научного центра сердечно-сосудистой хирургии имени А.Н. Бакулева Л.А. Бокерии с 85-летием со дня рождения

Патриаршее поздравление епископу Глазовскому Виктору с 70-летием со дня рождения

Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Епархиальном собрании г. Москвы (20 декабря 2024 года)

Поздравления Святейшего Патриарха Кирилла по случаю Дня работника органов государственной безопасности

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла народной артистке РСФСР А.А. Вертинской с юбилеем

Патриаршее поздравление епископу Калачинскому Силуану с 55-летием со дня рождения

Патриаршее обращение в связи с проведением благотворительной акции «День милосердия и сострадания ко всем во узах темничных находящимся»

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Блаженнейшему Патриарху Румынскому Даниилу с днем тезоименитства

Патриаршее поздравление митрополиту Восточно-Американскому Николаю с 50-летием со дня рождения

Патриаршее приветствие участникам торжеств, посвященных 635-летию со дня преставления основательницы Богородице-Рождественского ставропигиального монастыря схимонахини Марфы