Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Доклад игумении Ксении (Чернеги) на совместном заседании Священного Синода и Высшего Церковного Совета

Доклад игумении Ксении (Чернеги) на совместном заседании Священного Синода и Высшего Церковного Совета
Версия для печати
28 декабря 2023 г. 18:32

Доклад руководителя Правового управления Московской Патриархии игумении Ксении (Чернеги) на совместном заседании Священного Синода и Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви 26 декабря 2023 года.

В этом году было принято 19 нормативных актов, затрагивающих права и законные интересы религиозных организаций. Остановлюсь на некоторых из них:

1. 2 ноября 2023 года, по ходатайству Святейшего Патриарха, принят Федеральный закон № 526-ФЗ «О внесении изменений в статью 15.3 закона "Об информации… " и статью 16 закона "О свободе совести …».

Поясню, с чем связано принятие этого законодательного акта. В сети Интернет встречается немало сайтов, не имеющих отношения к Церкви и, тем не менее, предлагающих дистанционный заказ треб и молебнов в храмах и монастырях, платный, с использованием банковской карты или электронного кошелька.

В этом году в судебном порядке прокуратура, по просьбе Церкви, заблокировала 16 таких сайтов. Однако, ввиду того, что жалобы епархий на деятельность мошеннических сайтов продолжают поступать, Святейшим Патриархом было инициировано принятие упомянутого закона, дополнившего ст. 16 закона «О свободе совести …» положением, согласно которому исключительное право осуществлять сбор пожертвований на требы, совершаемые в храмах, имеют религиозные организации и уполномоченные ими физические лица либо юридические лица, созданные религиозными организациями.

Любая информация об осуществлении кем-либо сбора пожертвований на церковные требы в нарушение этого правила теперь отнесена к «информации, распространяемой с нарушением закона», о чем прямо сказано в ст. 15.3 закона «Об информации…»).

Новый федеральный закон предоставляет Роскомнадзору право, по требованию прокуратуры, во внесудебном порядке осуществлять блокировку интернет-сайтов, не имеющих отношения к Церкви и предлагающих заказ церковных треб в храмах и монастырях (в том числе с использованием банковской карты или электронного кошелька).

2. Как известно, в 2019 г. КоАП был дополнен положением ч. 2 ст. 20.35 КоАП РФ, устанавливающим административный штраф в размере от 50 до 100 тысяч руб. за нарушение религиозными организациями требований к антитеррористической защищенности храмов и иных объектов религиозных организаций.

В нынешнем году принят Федеральный закон № 398-ФЗ от 31.07.2023 г., которым введена уголовная ответственность руководителей всех организаций вплоть до лишения свободы на срок до 5-ти лет за нарушение требований об антитеррористической защищенности объектов в случае, если такое нарушение повлекло причинение тяжкого вреда здоровью человека, смерть человека либо причинение крупного ущерба. Соответствующая поправка внесена в ст. 217.3 Уголовного кодекса РФ.

По предложению Русской Православной Церкви в соответствующую норму Уголовного кодекса РФ введена так называемая двойная преюдиция. Это означает, что уголовная ответственность настоятеля наступает только в том случае, если он дважды в течение 6-ти месяцев привлекался к административной ответственности (например, уплачивал штраф) за одно и то же правонарушение в сфере антитеррористической защищенности храмов и иных объектов религиозных организаций. На практике «двойная преюдиция» встречается крайне редко. Но все же настоятелям надлежит более внимательно отнестись к соблюдению требований по антитеррористической защищенности храмов.

Время еще есть, потому что, во-первых, по просьбе Святейшего Патриарха, вступление в силу данного закона отсрочено до 1 июля 2024 г. Кроме того, в соответствии с п. 29 постановления Правительства РФ № 1165 религиозная организация должна оборудовать храм камерами видеонаблюдения и осуществить другие мероприятия в сфере антитеррористической защищенности в течение пяти лет после подписания акта обследования храма. Это значит, что в течение этого времени настоятеля не могут привлечь ни к административной, ни к уголовной ответственности.

Также, в целях исключения случаев привлечения настоятелей к упомянутой ответственности, Святейшим Патриархом инициировано внесение в упомянутое постановление Правительства РФ № 1165 поправки, предусматривающей право настоятеля назначить иное лицо, ответственное за антитеррористическую защищенность храма.

3. 4 августа 2023 года принят Федеральный закон № 492-ФЗ, которым внесена поправка в ст. 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации.

Появление этого закона связано, прежде всего, с программой строительства храмов в Москве.

Дело в том, что московские власти зачастую выделяют земельные участки под строительство храмов в границах природных парков и иных особо охраняемых природных территорий.

По завершении строительства здание храма оформляется в собственность религиозной организации. Однако, с оформлением земельного участка в этом случае возникает проблема, потому что, в силу ст. 27, 39.10 ЗК РФ, такой земельный участок ограничен в обороте и поэтому не может быть оформлен ни в собственность, ни в безвозмездное пользование религиозной организации. В свою очередь, получение таких земельных участков в аренду на основании ст. 39.6 ЗК РФ финансово затратно.

Только на территории г. Москвы выявлено 10 таких случаев, когда земельные участки под построенными храмами невозможно оформить.

В этой связи Святейшим Патриархом была инициирована поправка в ст. 39.10 ЗК РФ, позволяющая оформить в безвозмездное пользование религиозных организаций на срок до 49 лет земельные участки, занятые построенными храмами, оформленными в собственность религиозных организаций и расположенными в границах природных парков и других особо охраняемых природных территорий либо в границах территорий общего пользования, занятых площадями, улицами, скверами и другими подобными объектами.

Кроме того, новый закон предусматривает право некоммерческих организаций (в том числе православных школ) получить в безвозмездное пользование находящиеся в публичной собственности земельные участки при условии, что на них расположены принадлежащие таким НКО на праве безвозмездного пользования государственные или муниципальные объекты недвижимости (пп.4.2 п. 2 ст. 39.10 ЗК РФ).

4. 26 августа 2023 года принято постановление Правительства РФ № 1390 «О порядке определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов…», согласно которому, по ходатайству Русской Православной Церкви, норматив накопления твердых коммунальных отходов религиозной организации рассчитывается исходя из площади объектов религиозного назначения.

Введение нового норматива позволит религиозным организациям сократить расходы на вывоз твердых коммунальных отходов, поскольку до принятия указанного постановления этот норматив рассчитывался путем приравнивания религиозных организаций к иным потребителям (как правило, к административным, офисным учреждениям) исходя из общей площади занимаемых помещений, что приводило к значительной переплате за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.

5. Приказом Росстата России от 31.07.2023 № 371 утверждена новая форма федерального статистического наблюдения.

Согласно п. 1 Указаний по ее заполнению, данные по форме предоставляются в добровольном порядке.

На основании данной нормы и в связи с нежелательностью предоставления в Росстат сведений о финансово-хозяйственной деятельности религиозных организаций Русской Православной Церкви сдавать статистическую отчетность в Росстат за 2023 и последующие годы не следует.

6. 12 декабря 2023 года принят Федеральный закон от № 581-ФЗ «О внесении изменений в закон "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации"».

По ходатайству Святейшего Патриарха ст. 16 Федерального закона «О Музейном фонде Российской Федерации…» дополнена положением, согласно которому музейные предметы и коллекции, включенные в состав государственной части Музейного фонда и находящиеся в государственной собственности, могут передаваться в безвозмездное пользование религиозным организациям с разрешения Минкультуры России на основании соответствующих договоров в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В настоящее время такой порядок определен постановлением Правительства РФ от 30.06.2001 N 490 «О порядке передачи религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения, отнесенного к музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, либо документам Архивного фонда Российской Федерации».

Теперь соответствующая норма предусмотрена и федеральным законом, что позволит окончательно закрепить в законодательстве возможность передачи религиозным организациям музейных ценностей религиозного назначения. Так, в минувшем году, на основании соответствующих договоров в безвозмездное пользование Церкви переданы рака от мощей благоверного князя Александра Невского и икона «Святая Троица», написанная преподобным Андреем Рублевым.

7. В связи с поступившими из епархий предложениями, по ходатайству Русской Православной Церкви, Федеральным законом от 19 декабря 2023 года № 611-ФЗ внесены поправки в ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым для религиозных организаций одного вероисповедания, являющихся сторонами заключенного между ними договора пожертвования недвижимого имущества религиозного назначения, размер государственной пошлины за регистрацию права собственности и перехода права собственности по данным договорам установлен в размере, предусмотренном для физических лиц, то есть 2000 рублей.

В этой связи государственная пошлина за регистрацию права собственности и перехода права собственности по договорам пожертвования церковной недвижимости, заключенным между епархиями (например, в случае создания новых епархий и связанной с этим необходимости переоформить имущества), приходами и другими каноническими подразделениями теперь будет составлять не 22 тыс. руб., а 2 тыс. руб. по каждому договору.

Патриархия.ru

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие документы

Комментарий руководителя Правового управления относительно законопроектов, устанавливающих административную ответственность за пропаганду отказа от деторождения

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно проекта приказа Минздрава России об утверждении общих требований к организации посещения пациента священнослужителями централизованных религиозных организаций

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно проекта приказа Минэкономразвития России «О внесении изменений в Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно принятия Государственной Думой в третьем чтении проекта Федерального закона «О внесении изменений в статьи 44 и 46 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно вступления в силу закона «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности"»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно принятого Государственной Думой закона «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности"»