Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Святейший Патриарх Кирилл: «Чем больше христианского начала в экономике, тем более справедливо общество»

Святейший Патриарх Кирилл: «Чем больше христианского начала в экономике, тем более справедливо общество»
Версия для печати
5 июня 2024 г. 13:47

В эксклюзивном интервью журналу Петербургского международного экномического форума Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к участникам форума и поднял вечные темы справедливости и спасения, отношения к богатству и меценатству. Предстоятель Русской Православной Церкви также рассказал о влиянии различных ветвей христианства на развитие предпринимательства, о православной корпоративной культуре и о русском взгляде на экономику.

— Один из ключевых вопросов управления на уровне как отдельного бизнеса, так и макроэкономики в целом — распределение средств, ресурсов, в том числе плодов труда, от предприятия до нации и даже всего мирового сообщества. И часто в этой связи звучит тезис о «справедливом распределении». Насколько христианские законы и в целом мораль и нравственность применимы к экономическому распределению? И вообще, собственно справедливость является ли христианской добродетелью?

— Справедливость несомненно является значимой добродетелью, но христиане смотрят на нее через призму любви, которая называется вершиной, «совокупностью совершенства», как пишет апостол Павел в послании к жителям города Колоссы. Почему именно любовь занимает высшее место в иерархии добродетелей? Мы живем в падшем мире, где люди борются за мирские блага, используя разные лозунги, в том числе лозунги справедливости. Но христианство призывает нас в первую очередь задаваться вопросами не «чего я могу потребовать?» и «на что я могу предъявить свои права?», а «что я могу сделать для ближнего, для общества, для страны?».

Так из позиций различных участников экономических отношений, через внутренний труд души каждого человека-христианина, заботящегося о благе ближних и всей страны, постепенно формируется стремление к общей справедливости, которая отнюдь не становится синонимом принудительного выравнивания, а является сложной и динамичной системой отношений, которую может поддерживать общество, относящееся к исполнению нравственного закона как к своему целеполаганию. И чем больше в этой системе будет христианского начала, чем больше жертвенной любви и честного отношения к своим обязанностям — деловым, трудовым, государственным, социальным, — тем более справедливым будет все общество.

В евангельской притче о талантах Христос говорит о том, что любые наши способности даны Богом, и Он спросит нас о том, как мы их использовали. Если, скажем, Бог дал человеку дар предпринимательства, он может принести очень много пользы своим ближним: производить и доставлять нужные вещи и услуги, создавать рабочие места, развивать производство. Он может использовать заработанные им деньги на служение Богу и ближним, ради блага и процветания родной страны. Человек, который тратит заработанное на то, чтобы создавать себе максимально высокий уровень личного комфорта, формально, быть может, и не нарушает никаких законов, но христианская этика призывает его использовать свои богатства не на то, чтобы «пиршествовать блистательно», а на то, чтобы служить Богу и ближним.

Вместе с тем люди не столь, как им кажется, материально успешные не должны впадать в уныние, завидовать и враждебно относиться к тем, чей достаток выше, — это тоже состояние греховное. И мы, увы, видели, к какой социальной катастрофе в свое время привела социальная ненависть, которую разжигали под благозвучным именем «справедливости».

Иными словами, мы призваны «служить друг другу, каждый тем даром, какой получил», как сказано об этом в Библии (1 Пет. 4:10). Государственные деятели должны заботиться о том, чтобы, с одной стороны, предприниматели имели наилучшие возможности для служения обществу, с другой — чтобы никто не был лишен необходимого для жизни. Очевидно, что в этом греховном мире не будет существовать абсолютной справедливости, но каждый из нас может, выбирая любовь, а не алчность, сострадание, а не эгоизм, делать этот мир более справедливым.

— Всем широко известны евангельские слова о том, что «легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому попасть в Царствие Небесное» и что «сребролюбие» — это грех и одна из губительных страстей. И все же, богатство — неизбежный путь к гибели души? И что такое богатство, как его определить? Где заканчивается «достаток», самим словом определяющий некую границу разумной достаточности, и начинается развращающее богатство? И вообще, видимо, мера спасения определяется не размером банковского счета, а состоянием души?

— Хотел бы обратить ваше внимание вот на какие слова апостола Павла: «корень всех зол есть сребролюбие» (1 Тим. 6:10). Заметьте: не серебро, не деньги как таковые, а именно недолжное отношение к деньгам — сребролюбие.

Богатый человек действительно сталкивается с большими искушениями. Ему легче впасть в надменность и заносчивость, в блуд и глупую уверенность, что богатство все ему даст и от всего защитит. Это опасная убежденность: «все мое», «все куплю» делает человека черствым, ослепляет его ум и сердце.

Бывает так, что, гоняясь за богатством, люди предают друзей и разрушают семьи. Но это не делает злом само богатство. Сильные, красивые или умные люди могут обращать свои дары ко злу, но это не делает силу, красоту или ум злом. Так же и богатство, хотя оно требует осторожности, благоразумия и рассудительности.

В Библии есть такие мудрые слова: «Хорошо богатство, в котором нет греха, и зла бедность в устах нечестивого» (Сир. 13:30). В евангельских притчах Христос часто приводит примеры из жизни купцов. Он не только их не осуждает, но как бы считает само собой разумеющимся, что торговать нужно с прибылью. Так, в уже упоминавшейся притче о талантах господин говорит слуге, зарывшему свой талант в землю: «Надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью» (Мф. 25:27). Христианское отношение к богатству заключается в том, что оно, как дар Божий, должно быть использовано не для наслаждения и эгоистических целей, но для добрых дел. Выражаясь словами апостола Павла, человек призван «богатеть добрыми делами, собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни» (1 Тим. 6:17-19). Богатство, таким образом, может как погубить душу, так и послужить к спасению человека, если он употребит его правильно.

— Сегодня широко распространено мнение, что современная экономика, ее правила и развитие выросли из протестантской этики. А в православном учении есть ли что-то похожее, какая-то система взглядов на отношения людей, из которой можно выстроить целостную модель взглядов и подходов на экономические отношения? Также распространено представление, что именно экономика, построенная протестантами, дала миру век благополучия...

— Большинство людей, которые ссылаются на работу немецкого ученого Макса Вебера «Протестантская этика и дух капитализма», ее просто не читали. Тезис «протестантизм содействует процветанию, а Православие — нет» начинает рассыпаться, как только мы попробуем соотнести его с данными.

Процветание страны зависит от множества факторов: в частности, от защищенности страны от иностранных вторжений, от наличия природных ресурсов, от климата и многого другого. Нам приводят США как пример сочетания протестантизма и процветания. Но почему Штаты сложились как преимущественно протестантская страна? Потому что люди из стран Северной Европы предпринимали опасное путешествие через океан, переживали множество опасностей, подвергали себя страшным лишениям, потому что зачастую дома, в протестантских Британии или Германии, им было просто нечего есть, а другим угрожала смерть из-за религиозных преследований. И в наши дни, если мы посмотрим на статистику, самые богатые религиозные группы внутри США — это индуисты и иудеи, и только ближе к середине списка — лютеране, немного ниже православных. То есть сама связь между протестантизмом и процветанием не просматривается.

Кроме того, в России тоже есть своя богатая предпринимательская культура, построенная на христианских принципах. Вспомним хотя бы примеры купцов, которые осуществляли свою деятельность, руководствуясь православной этикой, сочетая лучшие деловые качества с помощью ближним, активным участием в социальных проектах.

— Последние дореволюционные десятилетия в России были отмечены всплеском меценатства, в золотую историю благотворительности вписаны десятки имен предпринимателей и купцов. А как Вы сегодня оцениваете ситуацию, насколько теперь «щедра русская душа»? Или это некорректное сравнение? И еще: раньше было такое понятие, как «церковная десятина», фактически налог на содержание Церкви. Нужно ли сегодня православному предпринимателю придерживаться такого формального правила или допустимо по мере возможности, «как душа велит»?

— С неизменно глубокой благодарностью вспоминаю многих щедрых «благотворителей, благоукрасителей, жертвователей», о которых возносятся молитвы за каждой Литургией. Благодаря им возводятся храмы, монашеские обители и духовно-просветительские центры, тысячи людей обретают спасительную веру. Они делают самое разумное вложение капитала, которое только может быть: в вечное спасение, свое и других людей. Все в этом мире придет к своему завершению, но те плоды доброделания, которые люди приносят, служа Богу и ближним, останутся с ними навсегда.

Еще ветхозаветный пророк свидетельствовал о том, что Бог щедро воздаст тому, кто преданно жертвует Ему: «Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка?» (Мал. 3:10). Ту же мысль повторяет апостол Павел: «Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» (2 Кор. 9:6).

Если платить десятину не по силам, определите сами какую-то сумму, которая вас не искушает. Бог видит сердце человека, чистоту его намерений и каждое движение души. И еще надо помнить, что главный плод от жертвы получает именно тот, кто отдает. Постепенно, стараясь следовать воле Божией, вы придете к тому, что сам Господь покажет вам путь к тому, как успешнее предпринимать то или иное дело и как благоразумнее тратить.

— Руководитель предприятия — православный христианин. Как это может отражаться на его деятельности в качестве менеджера? Некоторые руководители воспринимают себя в такой ситуации ответственными не только за успешность предприятия, но и за «спасение душ сотрудников». Насколько корректно заниматься миссией в стенах компании? Насколько корректно руководителю требовать от сотрудников исполнения нравственных законов, помимо их служебных обязанностей? Может ли вырасти понятие «православной корпоративной культуры»? Стоит ли отдавать предпочтение в приеме и продвижении по службе своих единоверцев и насколько «клановость» вообще характерна для православного сообщества?

— Бог наделил человека свободной волей, и каждый сам несет ответственность за свои отношения с Ним. Человека невозможно принудить к спасению. Более того, давление в вопросах веры может принести обратные результаты. Оно может обернуться, с одной стороны, яростным противлением, с другой — лицемерием и притворством, когда люди изображают из себя православных, чтобы только продвинуться по службе.

Православный руководитель должен не принуждать, а привлекать людей к вере, прежде всего личным примером честной, порядочной и нравственной жизни, искренней заботой о сотрудниках.

Православный руководитель призван вести себя так, чтобы его сотрудники — верующие или нет — испытывали радость и благодарность за то, что трудятся под его началом.

Православная корпоративная культура, конечно, может существовать и развиваться. Ее должны отличать кристальная честность, забота о людях, высокая личная нравственность, добросовестность в работе, служение общему благу и доброжелательное отношение ко всем, независимо от их религиозных взглядов.

— Возвращаясь к традиции. Как Вы полагаете, есть ли какая-то своя, специфическая русская экономическая традиция, которую можно определенно постулировать? Может быть русская экономическая философия, укорененная, как, собственно говоря, все русское в 1000-летней истории христианства? Есть ли какие-то учения русских святых на эту тему? Почему преподобный Иосиф Волоцкий почитается в качестве небесного заступника русского предпринимательства? Что такого специфического было в его деятельности, что сегодня может служить вдохновляющим примером?

— Сейчас скажу, быть может, несколько неожиданную вещь: русская трудовая этика не в последнюю очередь связана с деятельностью монастырей. Так сложилось исторически. Вспомним, что во многом благодаря монашеству были освоены суровые земли Русского Севера. Основанные иноками общины трудились над преображением окружающего пространства. Именно активная «монастырская колонизация» послужила отправной точкой для развития многих регионов нашей страны, создания поселений, городов.

Сегодня люди часто говорят о том, что им «некогда молиться», что дел слишком много. Но великие труды монахов были совершены именно с молитвой. Секрет успеха прост: он заключается в том, что христианин призывается совершать труды как для Самого Бога и с памятью о Боге. «Все, что делаете, делайте от души, как для Господа», — советует апостол Павел (Кол. 3:23). Это является важнейшим принципом всей монашеской трудовой этики — работа становится гармоничным продолжением служения Христу.

Если бы мы могли в полной мере осознать, что наш повседневный труд — это служение Богу, мы бы увидели все, что мы делаем, в совершенно ином свете.

Этими принципами руководствовался и преподобный Иосиф Волоцкий, который подчеркивал необходимость экономического процветания Церкви, «чтобы было из чего уделять нуждающемуся», выражаясь словами апостола Павла (Еф. 4:28). Вспоминая преподобного Иосифа, важно также отметить, что он не просто вел обширнейшую благотворительную деятельность, но и впервые, может быть, в нашей истории возвел социальное служение до уровня отлаженной системы.

Конечно, здесь также уместно вспомнить этические системы, скреплявшие в былые времена прочность купеческих отношений. До сих пор памятно незыблемое, будто «высеченное в камне», слово русского купца. Вспоминается известная история с продажей имения купцом Петром Павловичем Капыриным. Он договорился с покупателем, получил даже залог, но сделка была заключена лишь на словах. А потом выяснилось, что именно в этом месте, в Малоярославце, должна пройти железная дорога и стоимость земли выросла в несколько раз. Несмотря на более выгодные предложения, Капырин не отказался от своего слова, дорожа честью и деловой репутацией.

К отечественным традициям также можно отнести широко развивавшиеся в начале XX века горизонтальные трудовые отношения: артельные и кооперативные, куда объединялись освобожденные от крепостной зависимости русские люди. А опыт общинного хозяйствования? В этих равных отношениях также важную роль играло этическое начало, без него они бы просто не состоялись. Есть множество примеров ответственного поведения владельцев крупных промышленных предприятий, обеспечивавших своим рабочим не просто высокий уровень заработной платы, но и целый комплекс социальных благ. Все это часть русской традиции. Надо изучать и анализировать историю и применять лучшие практики сегодня, создавая новую русскую деловую традицию, укорененную в христианской культуре.

— На итоговом пленарном заседании VIII Всемирного русского народного собора был принят Свод нравственных принципов и правил этической системы российского хозяйствования. Может ли Церковь внести вклад в развитие этической системы в экономике? И какой?

— Церковь не отменяет экономическую науку. Церковь помогает людям родиться духовно, и благодаря этому духовному рождению у них появляются другие цели, заботы и устремления. Если эти люди работают в области экономики, они привносят в нее христианское целеполагание и христианский взгляд на мир и человека. Как раз примером этого является упомянутый вами свод принципов и правил. Вопросы общего порядка, касающиеся отношения Русской Православной Церкви к тем или иным аспектам хозяйственной деятельности, отражены также в «Основах социальной концепции».

Церковь прежде всего помогает людям обрести веру и установить личные отношения с Богом. Те, кто опытно переживает общение с Христом в молитве и Святых Таинствах, кто искренне старается жить по воле Божией, становятся способными менять к лучшему любую область, где они трудятся, в том числе экономику.

На языке православной духовной традиции это называется действием Божественной благодати, которая через людей преображает мир.

Фонд Росконгресс/Патриархия.ru

Материалы по теме

В.Р. Легойда: Важно, от кого произошел человек, но еще важнее, что с ним произойдет [Интервью]

Председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата и главный архитектор Москвы приняли участие в дискуссии «Современная православная архитектура — для города и горожан»

Состоялось расширенное заседание Общественного совета по нравственности — совместного органа, учрежденного Белорусской Православной Церковью и Союзом писателей Беларуси

В Церкви предлагают усовершенствовать систему медицинской помощи бездомным

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла по случаю Дня финансиста [Патриарх : Приветствия и обращения]

В сопровождении председателя Патриаршего совета по культуре министр культуры РФ, глава Республики Крым и председатель правления ПАО «Сбербанк России» посетили культурные объекты Алупки

Представители Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ приняли участие в XXVII Петербургском международном экономическом форуме

Святейший Патриарх Кирилл: «Чем больше христианского начала в экономике, тем более справедливо общество» [Патриарх : Интервью]

Святейший Патриарх Кирилл: Иконы должны быть в том месте, где они не «болеют»

Святейший Патриарх Кирилл: Иконы должны быть в том месте, где они не «болеют»