1 августа 2024 года, в праздник обретения мощей преподобного Серафима Саровского, чудотворца (1903), за Литургией в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Вячеслава (Сорокина) во епископа Канского и Богучанского. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви напутствовал епископа Вячеслава на служение и вручил ему архиерейский жезл.
Преосвященный епископ Вячеслав!
В сей знаменательный день и час сердечно приветствую тебя и поздравляю с архиерейской хиротонией. Дух Святой, укрепляющий всё сотворенное, Источник жизни и власти (антифон степенный 2 гласа), через возложение рук архипастырей снизошел на тебя и соделал преемником апостолов. Отныне ты призван прославлять сие служение (Рим. 11:13) делами и словами своими, всем сердцем своим и всем разумением своим.
Во исполнение благой, угодной и совершенной (Рим. 12:2) воли Вседержителя, явленной в решении Священного Синода, тебе надлежит трудиться в архиерейском достоинстве в Канской епархии, входящей в состав Красноярской митрополии. Но прежде чем ты направишь стопы свои во вверенный твоему попечению удел, выслушай Патриаршее напутствие, которое не только по долгу Предстоятеля, но и по отеческой любви преподаю тебе ныне.
Пастырство, а тем паче архипастырство, — это великий подвиг, сопоставимый с добровольным мученичеством. И это не красивые слова, не гипербола — это реальность. Но эта реальность обусловлена целым рядом обстоятельств и условий. И чтобы было так, чтобы подвиг архиерейского служения можно было сравнить с мученичеством — хотя, конечно, не дай Бог, чтобы он был связан с насильственной кончиной, — он должен быть связан с особыми трудами, в которых архиерей полностью отдает себя на дело Божие. А это значит, что ни часа, ни минуты не должно оставаться вне осознания ответственности за то великое дело, которое Господь тебе сегодня вручил. И пусть тебя вдохновляют слова Златоустого святителя о том, что одна приобретенная душа часто может снять с нас, пастырей, бремя бесчисленных грехов и стать для нас искупительной жертвой в день Последнего Суда (Слово 6. Об учении и наставлении).
Приобретение душ человеческих для Христа и Царства Его — вот главная цель, с которой апостолы шли даже до края земли (Деян. 1:8). Определяющей должна она стать и в предстоящем тебе делании. Не жалей для ее достижения ни сил, ни времени, используй все свои знания и опыт и не считай никакую из сторон епископского служения малозначащей. Созидание, восстановление и благоукрашение храмов, развитие миссионерского, социального служения и религиозного образования, решение многих церковно-административных задач — все это должно быть в поле твоего зрения.
Но ни обилие забот, ни множество нуждающихся в разрешении насущных вопросов никогда не должны затмевать твоего важнейшего призвания — священнодействия. Как учит апостол Павел в послании к Тимофею, «прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков» (1 Тим. 2:1). Как можно чаще следует собираться вместе с клиром и паствой для принесения Бескровной Жертвы. Пусть она будет центром твоей духовной жизни и средоточием архиерейства, как и должно быть с точки зрения идеального отношения архиерея к своей жизни и к своему служению. Никогда не оставляй совершения Святой Евхаристии даже на малый период, сколь большой ни была бы твоя занятость.
Дабы уловить души людей, заботься о надлежащем уровне церковной проповеди, как своей собственной, так и вверенного твоему попечению клира, помня хорошо известные слова апостола Павла о том, что вера — от слышания, а слышание — от слова Божия (Рим. 10:17). И если мы не проповедуем слово Божие, то не даем верующим возможность понять слово Божие, услышать правильное его толкование, а значит, отчуждаем слово Божие от верующего народа. А проповедь — это одно из основных наших средств свидетельства о Христе и ограждения паствы от грехов и от врагов, как пишет преподобный Иоанн Лествичник: «Когда овцы пасутся, пастырь да не перестает употреблять свирель слова, и особенно когда они преклоняются ко сну; ибо волк ничего так не боится, как гласа пастырской свирели» (Слово особенное к пастырю. Глава 8). Действительно, звук трубы, которым пастыри отгоняли волков, спасал стадо, и как замечательно преподобный сравнивает служение апостольское, архиерейское со служением пастыря, который пробуждает своим словом спящих овец и отгоняет волков, стремящихся их поглотить!
Не только словом, но и личным примером следует побуждать народ Божий к совершению дел любви и милосердия. Если не будешь свои слова подтверждать делами, вскоре тебе никто и верить не будет — мало ли что говорит владыка, если в жизни его ничего из сказанного не наблюдается! И если происходит такое отделение слов от дел, страшный грех принимает на себя архипастырь. Ведь наш долг помогать людям и заботиться о страждущих, о нуждающихся — как через слова утешения, так и через добрые дела. Возревнуй о развитии того, что мы сегодня называем социальным служением, но по сути есть доброделание, которое необходимо совершать как тебе лично, так и всем верующим, объединенным в наших приходах. И сделай все возможное, чтобы это служение стало естественной частью жизни каждой христианской общины в твоей епархии.
Епископское служение тяжело, многообразно, а потому не думай совершить сие великое делание лишь собственными усилиями — ничего не получится. Если поддашься подобным лукавым помыслам — непременно преткнешься. Всегда проси помощи у Господа и на Него прежде всего возлагай упование твое, памятуя наставление преподобного Нила Синайского: Велик человек, когда помогает ему Бог, а как скоро оставлен Богом, познает немощь естества (О восьми лукавых духах. О гордости).
Не забывай прибегать и к советам старших и умудренных опытом собратьев-архипастырей, и в первую очередь митрополита Красноярского Пантелеимона, участвовавшего ныне в твоей хиротонии. Храни с ним единомыслие, как с главой митрополии, подавая и в этом добрый христианский пример пастве.
Ты прошел замечательную школу церковного воспитания и послушания в Большой келье преподобного аввы Сергия, с которой связана практически половина твоей жизни. На протяжении многих лет ты учился в этой прославленной и старейшей духовной школе, постигая богословские науки под руководством выдающихся педагогов и перенимая ценный духовный опыт известных лаврских отцов. Впоследствии Господь судил тебе совершать здесь преподавательские труды и исполнять обязанности проректора по воспитательной работе. Надеюсь, что приобретенные тобою навыки в таком важнейшем деле, как подготовка будущих пастырей, будут весьма полезны и на новом месте твоего служения. А посему создавай все необходимые условия для воспитания достойного клира и во вверенной твоему попечению епархии, с рассудительностью заботься о поиске новых соработников на ниве Божией, помня актуальные и по сей день слова Христа Спасителя: «Жатвы много, а делателей мало» (Мф. 9:37).
Ты знаешь, что епископ — не просто высокая должность в Церкви. Это служение Богу и Его народу, служение, требующее особых даров и душевных качеств: мудрости, милосердия, верности и любви. С внутренним осознанием этого прими сей жезл — видимый символ архиерейской власти и апостольского пути, на который ты ныне ступаешь.
Искренне желаю тебе, дабы, взявшись за плуг, ты никогда не озирался назад (см. Лк. 9:62), шел вместе с паствой ко Христу ревностно и твердо, не уклоняясь ни одесную, ни ошуюю. Теперь же, получив обильные дары Небесного Утешителя, благослови народ Божий, молившийся о даровании тебе непорочного архиерейства. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси