Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Выступление Святейшего Патриарха Кирилла в Санкт-Петербургском государственном университете

Выступление Святейшего Патриарха Кирилла в Санкт-Петербургском государственном университете
Версия для печати
10 сентября 2024 г. 17:53

10 сентября 2024 года в актовом зале Санкт-Петербургского государственного университета состоялась торжественная церемония вручения Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу диплома почетного доктора Санкт-Петербургского государственного университета. Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к участникам собрания со словом.

Уважаемый Николай Михайлович! Досточтимые господа профессора, преподаватели, дорогие студенты! Братья и сестры!

Мне за свою жизнь приходилось выступать в разных аудиториях — и в нашем Отечестве, и в большинстве стран мира, так уж Господь устроил мой жизненный путь. И всегда, когда выступаешь, бывает не то чтобы волнение, но некий эмоциональный подъем, который, быть может, помогает найти контакт с аудиторией. 

Но сегодняшнее мое выступление связано с совершенно особыми эмоциями. Во-первых, я ленинградец, петербуржец, воспитанный еще в советское время, когда быть верующим человеком означало быть изгоем общества. Правда, Петербург — это все-таки город с превалирующим количеством интеллигенции, если сравнивать с другими местами, поэтому, может быть, давление на Церковь, на верующих людей здесь не было таким уж авторитарным. Но, тем не менее, оно было, и я отчетливо помню все, что со мной происходило.

Вот по истории изучается эпоха Ренессанса. Была у нас преподавательница, которая вызвала меня к доске, чтобы я ответил на тему Леонардо да Винчи и научного подъема в эпоху Ренессанса. И вдруг после того, как я всё ответил, она заводит разговор на тему, не касающуюся предмета, и вдруг задает мне вопрос: «Ну, давай оставим Леонардо да Винчи. А ты сам-то в Бога веришь?»

Сейчас этот вопрос у вас не вызывает особой реакции, но это было во времена, когда царило тотальное атеистическое воспитание, когда религия была зажата в тиски. Вдруг у мальчика спрашивают: «А ты в Бога веришь?» Целый класс, замерев, слушает, ждет. Я отвечаю: «Еще раз повторите». — «Вот ты говоришь, что тогда верили в Бога, а ты сам-то как думаешь, Бог есть или нет?» Я так спокойно ей в ответ: «А я думаю, что Бог есть». Что началось! У этой женщины легкая истерика. «Ну, ты понимаешь, что в Бога верят совершенно безграмотные люди?? Мы идем по пути к коммунизму, у нас наука, искусство, Гагарин в космос полетел!» (это было как раз в том году). А я ей говорю: «Могу ли я процитировать Вам Эйнштейна?» — «Чего??» — «Альберта Эйнштейна». — «Ну цитируй». И я цитирую: «Моя религия — это глубоко прочувствованная уверенность в существовании высшего интеллекта, который постигается через доступное нам познание мира». Гробовая тишина в классе. Она спрашивает: «Это ты где прочитал?» Говорю: «Изучайте Эйнштейна, и Вы найдете эти слова».

И вот, во время этой полемики, я вижу, как кто-то передает записочку от парты к парте. Была такая девочка в классе, как сейчас помню, фамилия ее была Рябых, маленькая, смешная немножко. Она сидела за первой партой, и вот она протягивает мне записочку и говорит: «Володька, держись!» И я понял, за кого аудитория.

Почему же я рассказываю все это из своей личной жизни? Потому что хотел бы показать, что общество наше, в том числе наша интеллигенция, и страна наша прошли огромный, очень непростой путь. От отрицания Бога, от дискриминации верующих и вообще религиозного знания — к тому, что сегодня Патриарх может выступать в этих стенах, и никого это не удивляет.

И никто не поднимает вопрос, совмещаются или не совмещаются, могут или не могут взаимодействовать религиозное знание, богословие и наука. При этом каждый понимает, что вера в Бога — это глубоко индивидуально, в каком-то смысле это даже тайна. Религия всегда остается личным делом, а вот условия реализации религиозного чувства в стране — это уже политика, это дело общественное. И тот факт, что я выступаю здесь сегодня перед вами, — еще раз хочу подчеркнуть — свидетельствует о том, что страна наша прошла очень большим, важным и непростым путем, когда действительно открылись возможности — верующим верить, неверующим не верить, и учиться в соответствии со своим выбором в тех учебных заведениях, в которых они захотят. И, самое главное, из нашего общества ушел антагонизм веры и знания, который всегда интерпретировался в рамках идеологии и был направлен на дискриминацию верующих людей, на ущемление их прав. Другими словами, мы сегодня живем в совершенно другом обществе.

Я немного отвлекся и забыл, что у меня лежит текст. Если не возражаете, я все-таки что-то прочитаю.

Хотел бы сердечно поблагодарить за оказанную честь. Искренне рад возможности выступить перед вами в одном из старейших высших учебных заведений нашего Отечества, ведущем вузе моего родного города Санкт-Петербурга, государственном университете, который отметил в нынешнем году свое 300-летие.

С момента основания жизнь Университета была непрерывно связана с Церковью — до советского времени, конечно. Так, например, в его стенах продолжали свое обучение воспитанники Славянской школы при Александро-Невском монастыре, а среди учившихся в нем были такие выдающиеся деятели церковной науки, как архиепископ Василий (Кривошеин), епископ Кассиан (Безобразов), митрополит Николай (Ярушевич) и многие другие. Кроме того, Университет стоял у истоков отечественной науки и связан с именами таких выдающихся ученых, как Илья Ильич Мечников, Дмитрий Иванович Менделеев, Александр Степанович Попов, Иван Петрович Павлов, и все они являют нам прекрасный образец сочетания научного знания с искренней глубокой христианской верой.

Замечательно, что в советские годы Санкт-Петербургскому университету удалось сохранить научную традицию дореволюционной России и развивать ее в наши дни. Особо хотел бы отметить, что Университет стал одним из первых высших учебных заведений, где в начале 1990-х годов при непосредственном участии Льва Николаевича Гумилева, с которым я был в очень добрых близких отношениях, возродилась приходская жизнь в домовом храме.

Университетский храм был основан еще в XIX веке, и его прихожанами были такие известные люди, как Андрей Николаевич Беке́тов — ректор Университета, богослов и философ Лев Платонович Карсавин, арабист Игнатий Юлианович Крачковский, философ Николай Онуфриевич Лосский, филолог Измаил Иванович Срезневский, египтолог Борис Александрович Тураев, филолог Алексей Александрович Шахматов и многие другие. Среди настоятелей храма особенно хотел бы упомянуть выпускника историко-филологического факультета протоиерея Владимира Константиновича Лозина-Лозинского, принявшего в 1937 году мученическую кончину и причисленного к лику святых, а также протоиерея Николая Чукова, впоследствии митрополита Ленинградского и Новгородского Григория, ставшего первым ректором возрожденной духовной академии.

Отрадно, что сегодня развивается сотрудничество старейших учебных заведений града святого Петра — Санкт-Петербургского университета и Санкт-Петербургской духовной академии, моей alma mater. Ряд профессоров Университета преподают в Академии и участвуют в ее научной жизни, а среди преподавателей Университета есть представители церковной науки. Общими усилиями, с Божией помощью, преодолевается навязанный по идеологическим мотивам разрыв между церковным и светским знанием.

Убежден, что этот разрыв был одной из причин тех трагических событий, которые постигли нашу страну в минувшем столетии. Вот почему сегодня следует развивать это взаимополезное сотрудничество, которое, надеюсь, будет способствовать исцелению ран прошлого и станет одним из важных факторов созидания достойного будущего.

Устойчивое поступательное развитие нашей страны, и особенно нашего общества может быть достигнуто только через возвращение к традиционным духовно-нравственным ценностям. Отрадно, что эту идею поддерживает и наше высшее руководство, о чем свидетельствует и Указ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»[1], принятый Президентом Владимиром Владимировичем Путиным — как всем хорошо известно, выпускником Санкт-Петербургского университета.

В соответствии с этим Указом Университет координирует работу по интеграции традиционных ценностей в систему российского законодательства. Решением Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации к участию в этой работе призваны и религиозные организации[2]. Русская Православная Церковь, которой принадлежит «особая роль в становлении и укреплении традиционных ценностей»[3], — это цитата из выступления Владимира Владимировича —прилагает и впредь будет прилагать усилия для раскрытия их подлинного содержания и утверждения их в сознании наших сограждан. Так, например, Общецерковная аспирантура и докторантура имени равноапостольных Кирилла и Мефодия (ОЦАД) готова провести курсы повышения квалификации по данной тематике для всех заинтересованных лиц.

Наше Отечество переживает ныне весьма непростое время, судьбоносное время, и от тех, кто здесь присутствует, и, в более широком смысле, от всех нас зависит решение многих важных задач, которые стоят на повестке дня. Без сомнения, к ним относится и духовно-нравственное оздоровление общества, а потому очень важно, чтобы здесь, в стенах Университета, молодые люди могли выстроить в своей душе прочный нравственный фундамент, который впоследствии поможет им устоять среди житейских бурь.

Вот так, еще раз скажу, Господь устроил мой жизненный путь, что я был, наверное, в большинстве стран мира и в разные эпохи, и могу сравнивать, что произошло за эти 50 лет. Не убоюсь сказать: деградация западной цивилизации! Не было ничего этого еще тридцать лет назад. Существовали нравственные принципы человеческого общежития. Не было демонстрации греха, всех этих гей-парадов, всего этого безумия, которое сейчас навязывается как модель нормального поведения. Но не может эта модель быть моделью нормального поведения, потому что она воплощает и даже пропагандирует грех. Грех — это то, что противно воле Божией, а все то, что противно воле Божией, не имеет шансов на выживание. Вот и все эти дикие признаки современной цивилизации отомрут, и замечательно, что и наш народ, и власти, и наша интеллигенция никак не обольщаются всеми этими демонстрациями «продвинутого» Запада. Мы это осуждаем, и, покуда будет так, Россия будет сохранять свою духовную целостность — целостность своего нравственного чувства и построенного на этой целостности мировоззрения.

В современном мире выбор в пользу добра не всегда бывает очевидным. Ведь добро может выглядеть нелогичным, неудобным, невыгодным, если размышлять о нем с прагматической и утилитарной точки зрения. Часто бывает так, что плохие люди преуспевают и благоденствуют, в бытовом понимании слова, а добрые людистрадают. У молодых людей может возникнуть закономерный вопрос: а стоит ли прилагать усилия и тем более терпеть разного рода неудобства, если верность нравственным ценностям не вознаграждается безмятежной жизнью, а, возможно, будет даже подвергнута насмешкам? Вот очень важно, чтобы преподаватели находили и предлагали студентам глубокие убедительные ответы на подобные вопросы и тем самым участвовали в формировании нравственной составляющей мировоззрения современного россиянина.

В этом процессе особое место занимает богословие, так как в рамках преподавания богословских дисциплин можно рассматривать актуальные вопросы, касающиеся внутренней жизни человека, состояния его души, а также значение непреходящих нравственных норм. Иными словами, богословие предлагает и обосновывает некую «систему координат», в которой можно обсуждать нравственные вопросы любой остроты и глубины, причем не только с верующими людьми. Оно выявляет взаимосвязь между духовным опытом, вытекающей из него системой ценностей и связанных с этой системой историей и культурой, а тем самым создает условия для правильного выбора студентов, сохраняя при этом их мировоззренческую свободу. Таким образом, через изучение богословских тем студент в ходе получения высшего образования обретает возможность осмысления вечных духовно-нравственных ценностей, рассматриваемых в контексте академического богословия, являющегося отражением двухтысячелетнего опыта и бытия Церкви, включая опыт очень глубокой, подчас подвижнической интеллектуальной деятельности.

Богословское знание всегда было неотъемлемой составляющей классического университетского образования. Первым преподавателем богословия в Санкт-Петербургском университете был протоиерей Герасим Петрович Павский (1787–1863) — основоположник русской гебраистики, переводчик Библии с древнееврейского языка на русский. Отрадно, что его наследие бережно сохраняется и развивается. Так, в 1995 году в Санкт-Петербургском государственном университете была создана Библейская библиотека филологического факультета, в 2002 году появилась специальность «Библейская филология», а в 2003 году на филологическом факультете была образована кафедра библеистики. В 2009 году в Университете был открыт Научно‑богословский центр междисциплинарных исследований, а в 2022 году создан Институт теологии, куда вошли все ранее образованные институции.

Сейчас для вузов разрабатывается курс «История религий России». Эта дисциплина не может не коснуться вероучения и нравственных истин традиционных религий и, в первую очередь, Православия как религии большинства, которые возможно изложить адекватно, только опираясь на их понимание данными религиозными традициями. Вот по этой причине в федеральных государственных образовательных стандартах отражен принцип двойного государственно-конфессионального регулирования. Считаю, что при разработке и внедрении курса истории религий России этот принцип должен быть соблюден, так как гарантом подлинности содержания ключевых тем данного курса является Русская Православная Церковь и другие централизованные религиозные организации.

Хотел бы также обратить внимание на то обстоятельство, что для должного развития современного отечественного образования важное значение имеет возрождение его воспитательной составляющей. В этом отношении меня обнадеживает возвращение в современное высшее образование понимания того, что всегда было свойственно отечественной интеллигенции — единства интеллектуального и нравственного начал.

В завершение хотел бы еще раз поблагодарить за оказанную мне честь и, обращаясь ко всей профессорско-преподавательской корпорации и студентам университета, пожелать новых свершений в образовательном и научном подвиге, помощи Божией и благословенных успехов.

Благодарю вас за внимание. 


[1] Указ № 809 от 9 ноября 2022 г.

[2] Пункт 8 Протокола заседания Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации от 6 февраля 2024 г. № 33.

[3] Пункт 6 Указа Президента № 809 от 09.11.2022.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Макарию (Ющенко), епископу Горноалтайскому и Чемальскому

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла по случаю Дня финансиста

Обращение Святейшего Патриарха Кирилла по случаю торжественной встречи ковчегов со святыми мощами преподобных Евфросинии Полоцкой и Евфросинии Московской

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла народному художнику России А.Н. Ковальчуку с 65-летием со дня рождения

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла директору Государственного исторического музея А.К. Левыкину с 65-летием со дня рождения

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Михаилу (Малаханову), епископу Югорскому и Няганскому

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла по случаю 80-летия Национального медицинского исследовательского центра хирургии имени А.В. Вишневского

Патриаршее поздравление митрополиту Оренбургскому Петру с 70-летием со дня рождения