Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Выступление Святейшего Патриарха Кирилла в Санкт-Петербургском государственном университете

Выступление Святейшего Патриарха Кирилла в Санкт-Петербургском государственном университете
Версия для печати
10 сентября 2024 г. 17:53

10 сентября 2024 года в актовом зале Санкт-Петербургского государственного университета состоялась торжественная церемония вручения Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу диплома почетного доктора Санкт-Петербургского государственного университета. Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к участникам собрания со словом.

Уважаемый Николай Михайлович! Досточтимые господа профессора, преподаватели, дорогие студенты! Братья и сестры!

Мне за свою жизнь приходилось выступать в разных аудиториях — и в нашем Отечестве, и в большинстве стран мира, так уж Господь устроил мой жизненный путь. И всегда, когда выступаешь, бывает не то чтобы волнение, но некий эмоциональный подъем, который, быть может, помогает найти контакт с аудиторией. 

Но сегодняшнее мое выступление связано с совершенно особыми эмоциями. Во-первых, я ленинградец, петербуржец, воспитанный еще в советское время, когда быть верующим человеком означало быть изгоем общества. Правда, Петербург — это все-таки город с превалирующим количеством интеллигенции, если сравнивать с другими местами, поэтому, может быть, давление на Церковь, на верующих людей здесь не было таким уж авторитарным. Но, тем не менее, оно было, и я отчетливо помню все, что со мной происходило.

Вот по истории изучается эпоха Ренессанса. Была у нас преподавательница, которая вызвала меня к доске, чтобы я ответил на тему Леонардо да Винчи и научного подъема в эпоху Ренессанса. И вдруг после того, как я всё ответил, она заводит разговор на тему, не касающуюся предмета, и вдруг задает мне вопрос: «Ну, давай оставим Леонардо да Винчи. А ты сам-то в Бога веришь?»

Сейчас этот вопрос у вас не вызывает особой реакции, но это было во времена, когда царило тотальное атеистическое воспитание, когда религия была зажата в тиски. Вдруг у мальчика спрашивают: «А ты в Бога веришь?» Целый класс, замерев, слушает, ждет. Я отвечаю: «Еще раз повторите». — «Вот ты говоришь, что тогда верили в Бога, а ты сам-то как думаешь, Бог есть или нет?» Я так спокойно ей в ответ: «А я думаю, что Бог есть». Что началось! У этой женщины легкая истерика. «Ну, ты понимаешь, что в Бога верят совершенно безграмотные люди?? Мы идем по пути к коммунизму, у нас наука, искусство, Гагарин в космос полетел!» (это было как раз в том году). А я ей говорю: «Могу ли я процитировать Вам Эйнштейна?» — «Чего??» — «Альберта Эйнштейна». — «Ну цитируй». И я цитирую: «Моя религия — это глубоко прочувствованная уверенность в существовании высшего интеллекта, который постигается через доступное нам познание мира». Гробовая тишина в классе. Она спрашивает: «Это ты где прочитал?» Говорю: «Изучайте Эйнштейна, и Вы найдете эти слова».

И вот, во время этой полемики, я вижу, как кто-то передает записочку от парты к парте. Была такая девочка в классе, как сейчас помню, фамилия ее была Рябых, маленькая, смешная немножко. Она сидела за первой партой, и вот она протягивает мне записочку и говорит: «Володька, держись!» И я понял, за кого аудитория.

Почему же я рассказываю все это из своей личной жизни? Потому что хотел бы показать, что общество наше, в том числе наша интеллигенция, и страна наша прошли огромный, очень непростой путь. От отрицания Бога, от дискриминации верующих и вообще религиозного знания — к тому, что сегодня Патриарх может выступать в этих стенах, и никого это не удивляет.

И никто не поднимает вопрос, совмещаются или не совмещаются, могут или не могут взаимодействовать религиозное знание, богословие и наука. При этом каждый понимает, что вера в Бога — это глубоко индивидуально, в каком-то смысле это даже тайна. Религия всегда остается личным делом, а вот условия реализации религиозного чувства в стране — это уже политика, это дело общественное. И тот факт, что я выступаю здесь сегодня перед вами, — еще раз хочу подчеркнуть — свидетельствует о том, что страна наша прошла очень большим, важным и непростым путем, когда действительно открылись возможности — верующим верить, неверующим не верить, и учиться в соответствии со своим выбором в тех учебных заведениях, в которых они захотят. И, самое главное, из нашего общества ушел антагонизм веры и знания, который всегда интерпретировался в рамках идеологии и был направлен на дискриминацию верующих людей, на ущемление их прав. Другими словами, мы сегодня живем в совершенно другом обществе.

Я немного отвлекся и забыл, что у меня лежит текст. Если не возражаете, я все-таки что-то прочитаю.

Хотел бы сердечно поблагодарить за оказанную честь. Искренне рад возможности выступить перед вами в одном из старейших высших учебных заведений нашего Отечества, ведущем вузе моего родного города Санкт-Петербурга, государственном университете, который отметил в нынешнем году свое 300-летие.

С момента основания жизнь Университета была непрерывно связана с Церковью — до советского времени, конечно. Так, например, в его стенах продолжали свое обучение воспитанники Славянской школы при Александро-Невском монастыре, а среди учившихся в нем были такие выдающиеся деятели церковной науки, как архиепископ Василий (Кривошеин), епископ Кассиан (Безобразов), митрополит Николай (Ярушевич) и многие другие. Кроме того, Университет стоял у истоков отечественной науки и связан с именами таких выдающихся ученых, как Илья Ильич Мечников, Дмитрий Иванович Менделеев, Александр Степанович Попов, Иван Петрович Павлов, и все они являют нам прекрасный образец сочетания научного знания с искренней глубокой христианской верой.

Замечательно, что в советские годы Санкт-Петербургскому университету удалось сохранить научную традицию дореволюционной России и развивать ее в наши дни. Особо хотел бы отметить, что Университет стал одним из первых высших учебных заведений, где в начале 1990-х годов при непосредственном участии Льва Николаевича Гумилева, с которым я был в очень добрых близких отношениях, возродилась приходская жизнь в домовом храме.

Университетский храм был основан еще в XIX веке, и его прихожанами были такие известные люди, как Андрей Николаевич Беке́тов — ректор Университета, богослов и философ Лев Платонович Карсавин, арабист Игнатий Юлианович Крачковский, философ Николай Онуфриевич Лосский, филолог Измаил Иванович Срезневский, египтолог Борис Александрович Тураев, филолог Алексей Александрович Шахматов и многие другие. Среди настоятелей храма особенно хотел бы упомянуть выпускника историко-филологического факультета протоиерея Владимира Константиновича Лозина-Лозинского, принявшего в 1937 году мученическую кончину и причисленного к лику святых, а также протоиерея Николая Чукова, впоследствии митрополита Ленинградского и Новгородского Григория, ставшего первым ректором возрожденной духовной академии.

Отрадно, что сегодня развивается сотрудничество старейших учебных заведений града святого Петра — Санкт-Петербургского университета и Санкт-Петербургской духовной академии, моей alma mater. Ряд профессоров Университета преподают в Академии и участвуют в ее научной жизни, а среди преподавателей Университета есть представители церковной науки. Общими усилиями, с Божией помощью, преодолевается навязанный по идеологическим мотивам разрыв между церковным и светским знанием.

Убежден, что этот разрыв был одной из причин тех трагических событий, которые постигли нашу страну в минувшем столетии. Вот почему сегодня следует развивать это взаимополезное сотрудничество, которое, надеюсь, будет способствовать исцелению ран прошлого и станет одним из важных факторов созидания достойного будущего.

Устойчивое поступательное развитие нашей страны, и особенно нашего общества может быть достигнуто только через возвращение к традиционным духовно-нравственным ценностям. Отрадно, что эту идею поддерживает и наше высшее руководство, о чем свидетельствует и Указ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»[1], принятый Президентом Владимиром Владимировичем Путиным — как всем хорошо известно, выпускником Санкт-Петербургского университета.

В соответствии с этим Указом Университет координирует работу по интеграции традиционных ценностей в систему российского законодательства. Решением Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации к участию в этой работе призваны и религиозные организации[2]. Русская Православная Церковь, которой принадлежит «особая роль в становлении и укреплении традиционных ценностей»[3], — это цитата из выступления Владимира Владимировича —прилагает и впредь будет прилагать усилия для раскрытия их подлинного содержания и утверждения их в сознании наших сограждан. Так, например, Общецерковная аспирантура и докторантура имени равноапостольных Кирилла и Мефодия (ОЦАД) готова провести курсы повышения квалификации по данной тематике для всех заинтересованных лиц.

Наше Отечество переживает ныне весьма непростое время, судьбоносное время, и от тех, кто здесь присутствует, и, в более широком смысле, от всех нас зависит решение многих важных задач, которые стоят на повестке дня. Без сомнения, к ним относится и духовно-нравственное оздоровление общества, а потому очень важно, чтобы здесь, в стенах Университета, молодые люди могли выстроить в своей душе прочный нравственный фундамент, который впоследствии поможет им устоять среди житейских бурь.

Вот так, еще раз скажу, Господь устроил мой жизненный путь, что я был, наверное, в большинстве стран мира и в разные эпохи, и могу сравнивать, что произошло за эти 50 лет. Не убоюсь сказать: деградация западной цивилизации! Не было ничего этого еще тридцать лет назад. Существовали нравственные принципы человеческого общежития. Не было демонстрации греха, всех этих гей-парадов, всего этого безумия, которое сейчас навязывается как модель нормального поведения. Но не может эта модель быть моделью нормального поведения, потому что она воплощает и даже пропагандирует грех. Грех — это то, что противно воле Божией, а все то, что противно воле Божией, не имеет шансов на выживание. Вот и все эти дикие признаки современной цивилизации отомрут, и замечательно, что и наш народ, и власти, и наша интеллигенция никак не обольщаются всеми этими демонстрациями «продвинутого» Запада. Мы это осуждаем, и, покуда будет так, Россия будет сохранять свою духовную целостность — целостность своего нравственного чувства и построенного на этой целостности мировоззрения.

В современном мире выбор в пользу добра не всегда бывает очевидным. Ведь добро может выглядеть нелогичным, неудобным, невыгодным, если размышлять о нем с прагматической и утилитарной точки зрения. Часто бывает так, что плохие люди преуспевают и благоденствуют, в бытовом понимании слова, а добрые людистрадают. У молодых людей может возникнуть закономерный вопрос: а стоит ли прилагать усилия и тем более терпеть разного рода неудобства, если верность нравственным ценностям не вознаграждается безмятежной жизнью, а, возможно, будет даже подвергнута насмешкам? Вот очень важно, чтобы преподаватели находили и предлагали студентам глубокие убедительные ответы на подобные вопросы и тем самым участвовали в формировании нравственной составляющей мировоззрения современного россиянина.

В этом процессе особое место занимает богословие, так как в рамках преподавания богословских дисциплин можно рассматривать актуальные вопросы, касающиеся внутренней жизни человека, состояния его души, а также значение непреходящих нравственных норм. Иными словами, богословие предлагает и обосновывает некую «систему координат», в которой можно обсуждать нравственные вопросы любой остроты и глубины, причем не только с верующими людьми. Оно выявляет взаимосвязь между духовным опытом, вытекающей из него системой ценностей и связанных с этой системой историей и культурой, а тем самым создает условия для правильного выбора студентов, сохраняя при этом их мировоззренческую свободу. Таким образом, через изучение богословских тем студент в ходе получения высшего образования обретает возможность осмысления вечных духовно-нравственных ценностей, рассматриваемых в контексте академического богословия, являющегося отражением двухтысячелетнего опыта и бытия Церкви, включая опыт очень глубокой, подчас подвижнической интеллектуальной деятельности.

Богословское знание всегда было неотъемлемой составляющей классического университетского образования. Первым преподавателем богословия в Санкт-Петербургском университете был протоиерей Герасим Петрович Павский (1787-1863) — основоположник русской гебраистики, переводчик Библии с древнееврейского языка на русский. Отрадно, что его наследие бережно сохраняется и развивается. Так, в 1995 году в Санкт-Петербургском государственном университете была создана Библейская библиотека филологического факультета, в 2002 году появилась специальность «Библейская филология», а в 2003 году на филологическом факультете была образована кафедра библеистики. В 2009 году в Университете был открыт Научно‑богословский центр междисциплинарных исследований, а в 2022 году создан Институт теологии, куда вошли все ранее образованные институции.

Сейчас для вузов разрабатывается курс «История религий России». Эта дисциплина не может не коснуться вероучения и нравственных истин традиционных религий и, в первую очередь, Православия как религии большинства, которые возможно изложить адекватно, только опираясь на их понимание данными религиозными традициями. Вот по этой причине в федеральных государственных образовательных стандартах отражен принцип двойного государственно-конфессионального регулирования. Считаю, что при разработке и внедрении курса истории религий России этот принцип должен быть соблюден, так как гарантом подлинности содержания ключевых тем данного курса является Русская Православная Церковь и другие централизованные религиозные организации.

Хотел бы также обратить внимание на то обстоятельство, что для должного развития современного отечественного образования важное значение имеет возрождение его воспитательной составляющей. В этом отношении меня обнадеживает возвращение в современное высшее образование понимания того, что всегда было свойственно отечественной интеллигенции — единства интеллектуального и нравственного начал.

В завершение хотел бы еще раз поблагодарить за оказанную мне честь и, обращаясь ко всей профессорско-преподавательской корпорации и студентам университета, пожелать новых свершений в образовательном и научном подвиге, помощи Божией и благословенных успехов.

Благодарю вас за внимание.


[1] Указ № 809 от 9 ноября 2022 г.

[2] Пункт 8 Протокола заседания Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации от 6 февраля 2024 г. № 33.

[3] Пункт 6 Указа Президента № 809 от 09.11.2022.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Материалы по теме

Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с губернатором Смоленской области и главой Смоленской митрополии

Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с губернатором Смоленской области и главой Смоленской митрополии

Патриарший визит в Смоленскую митрополию. Литургия в Успенском кафедральном соборе Смоленска

Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Успенском кафедральном соборе Смоленска

Определены победители XIX Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя»

Секретарь по межрелигиозным отношениям ОВЦС принял участие в научной конференции Посольства Ирана и Института востоковедения РАН

В Санкт-Петербурге состоялась VIII научная конференция «Православие на Дальнем Востоке»

На заседании Союза директоров средних специальных образовательных организаций обсудили вопросы методического обеспечения духовно-нравственного воспитания молодежи

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Епархиальном собрании г. Москвы (20 декабря 2024 года)

Поздравления Святейшего Патриарха Кирилла по случаю Дня работника органов государственной безопасности

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла народной артистке РСФСР А.А. Вертинской с юбилеем

Патриаршее поздравление епископу Калачинскому Силуану с 55-летием со дня рождения

Патриаршее обращение в связи с проведением благотворительной акции «День милосердия и сострадания ко всем во узах темничных находящимся»

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Блаженнейшему Патриарху Румынскому Даниилу с днем тезоименитства

Патриаршее поздравление митрополиту Восточно-Американскому Николаю с 50-летием со дня рождения

Патриаршее приветствие участникам торжеств, посвященных 635-летию со дня преставления основательницы Богородице-Рождественского ставропигиального монастыря схимонахини Марфы

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла по случаю 30-летия Законодательного Собрания Санкт-Петербурга

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Предстоятелю Болгарской Православной Церкви с днем тезоименитства