27 сентября 2024 года, в праздник Всемирного Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в храме преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, в Котловке г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви произнес проповедь.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Святой Ефрем Сирин так говорит о кресте: «Крест освободил нас от рабства». А Иоанн Златоуст так: «Крест положил предел диавольскому беззаконию». Действительно, на Кресте была принесена Жертва — Самим Сыном Божиим и Сыном Человеческим — за все грехи мира. Это не значит, что на Кресте обнулились все наши грехи, но последствия этих грехов не стали непреодолимой силой, которая притягивала бы людей к совершению беззаконий. И эта свобода от диавольской тирании, как говорит Иоанн Златоуст, есть великое и, можно сказать, цивилизационное следствие пришествия в мир Спасителя и Его Крестной Жертвы.
Грех настолько вошел в человеческую жизнь, в природу человеческую, что бороться с грехом — и каждый может подтвердить мои слова — невероятно трудно. Как говорит апостол Павел, делаю то, чего не хочу, но это совершает гнездящийся во мне грех (см. Рим. 7:19-20). Человек осознает, что воровать плохо, но в какой-то момент наступает помрачение ума, желание во что бы то ни стало обогатиться, и забываются все заповеди, все законы. А потом, даже если наказания удалось избежать, как часто человек расплачивается угрызениями совести, особенно если последствия его дел очень навредили другим.
Другими словами, грех, совершаемый нами, никуда не уходит — он только может быть прощен Господом. А первородный грех, определивший греховную траекторию развития человеческой цивилизации, действительно уничтожен на кресте Самим Господом, и нет больше непреодолимой силы, которая бы влекла человека ко греху. Есть только одна сила — это наша свободная воля и наше произволение. А потому Церковь и предлагает каждому своему члену, да и всему миру, такое важное и такое целительное свойство избавления от греха, как покаяние. Когда человек приносит искреннее покаяние пред Богом, когда он, не жалея себя и не стесняясь никого, пред лицом Божиим исповедует свой грех, а затем и пред священником, пред крестом и Евангелием, то Господь прощает человеку этот грех. Но это не индульгенция, не прощение за деньги, которые богатый человек мог принести — это ответ на искреннее покаяние, когда кающийся не просто повторяет на исповеди слова «грешен» или «грешна», но осознанно, всеми своими чувствами становится врагом собственному греху. Он ненавидит этот грех, он стремится избавиться от него всеми силами, и тогда Господь идет навстречу, и мало-помалу человек от греха избавляется.
Другими словами, мы спасаемся не своими собственными силами, потому что никаких сил не хватит, чтобы войти в Царствие Божие, а мы спасаемся благодатью Божией. Благодатью вы спасены через веру, но сие не от вас, Божий дар, не от дел, чтобы никто не хвалился (Еф. 2:8-9), говорит апостол. Не от дел, не от того, что мы принесли что-то в церковь, и даже не потому, что мы что-то доброе сделали, а благодатью Божией. А благодать Божия дается нам по нашей вере, по нашей молитве и по нашим добрым делам. Вот так и замыкается в единую цепь сила Божия, спасающая нас от греха, избавляющая нас от гнета, содействующая нашему спасению в этой жизни и жизни вечной, и наши собственные усилия.
Именно так и должна устраиваться христианская жизнь. Мы обретаем благодать Божию, которая нас спасает от греха через принятие Святых Христовых Таин, через нашу веру, через наше стремление совершать добрые дела. Благодать укрепляет нас и дает силы побороть грех. Но ни в коем случае нельзя забывать о своем покаянии и, выйдя из храма после исповеди, через некоторое время снова жить так, будто бы не было ни исповеди, ни покаяния, — все забыто, и на круги своя возвращаемся. Милосерд Господь, но ведь Он изгнал людей из рая и наказывает за грехи в личной или семейной жизни. Иногда даже и в трудах наказывает, когда не удается человеку что-то сделать — вроде и все возможности есть, а не получается. Тогда порыться надо в своей памяти и своей совести: может быть, есть нечто противное Богу, через что Господь закрывает тебе возможность сделать что-то доброе и правильное? Да, мы благодатью спасены, но сие не от нас, Божий дар, и этот Божий дар подается нам в ответ на нашу веру и наши добрые дела. Вот так и формируется Божественная истина, так она и реализуется в нашей жизни, когда, споспешествуемые верой, мы совершаем добрые дела. А без этих добрых дел, наверное, и род человеческий не мог бы существовать.
Добрые дела совершались даже тогда, когда люди были не очень-то верующими, когда и страна наша была безбожной, потому что в саму природу человека Господь вложил стремление к добродетели. Ну, а поскольку сегодня мы живем в условиях полной свободы для осуществления наших религиозных убеждений, как важно, чтобы мы не забывали, что вера без дел мертва (Иак. 2:20). И я радуюсь тому, как совершаются добрые дела на уровне приходов, монашеских общин и на уровне всей Церкви. Я читаю отчеты о том, что сегодня происходит во всей нашей Церкви, как много добрых дел совершается, и, может быть, этими добрыми делами укрепляется и безопасность нашей страны, и мир среди людей, и Господь посылает нам Свою благодать.
Сегодняшний день многому нас учит. Он учит нас любви Божией, явленной через спасительную силу креста Господня, и он призывает нас постоянно оставаться по правую сторону от креста, на светлой стороне истории, на светлой, радостной стороне нашей жизни, которая в первую очередь связана с тем, насколько мы живем верой и насколько мы эту веру подтверждаем своими добрыми делами. Поэтому добродетель не является чем-то второстепенным: «Вот я все сделал, дом построил, карьера удалась, а теперь и добрыми делами немножко займусь». Нужно помнить, что добрые дела — это приоритет, это самое главное. Никогда Господь на Страшном суде не скажет: «Ты министром был, губернатором или рабочим?» Он спросит: «А ты накормил голодного, посетил больного, протянул руку тому, кто в этом нуждался? Что доброго ты сделал в своей жизни?» Тогда будет очень тяжело оправдываться обстоятельствами, занятостью на работе, семейными проблемами или еще чем-то. Потому что эти оправдания не имеют смысла — смысл имеет только жизнь по вере и совершение добрых дел.
Вот если каждый поймет, что это сердцевина жизни, то и обретется надежда на спасение — не только в жизни будущего века, но и здесь и сейчас. Потому что добрые дела умножают добро в обществе и государстве. Они меняют к лучшему нашу личную, семейную и общественную жизнь. Добродетели, добрые дела — это кирпичики, из которых созидается благополучная и счастливая жизнь. Счастье и добродетель — это почти синонимы, и как бы хотелось, чтобы эти слова сегодня многие услышали и попытались претворить в жизнь! Потому что с претворением этих слов в жизнь будет и личное счастье, и общественное благополучие, и процветание Отечества нашего. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси