Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Патриаршая проповедь после Литургии во Владимирском кафедральном соборе Сочи

Патриаршая проповедь после Литургии во Владимирском кафедральном соборе Сочи
Версия для печати
29 сентября 2024 г. 13:33

29 сентября 2024 года, в Неделю 14-ю по Пятидесятнице, по Воздвижении, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборе равноапостольного князя Владимира г. Сочи. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый владыка Герман!

Благодарю Вас за добрые слова, которые обратили в мой адрес. Благодарю также за труды, которые Вы вместе с духовенством Сочинской епархии несете здесь, на этой благословенной земле.

Но позвольте мне свое приветствие начать с тех слов, которые мы слышали сегодня за Божественной литургией. А слова очень сложные для понимания, но еще более сложные для исполнения. Господь говорит: «Кто хочет последовать за Мной, отвергнись себя, возьми крест свой и иди за Мной» (см. Мк. 8:34).

Более радикальных слов нет в Священном Писании — это вызов человеческой природе. Ведь человек весь мир воспринимает через самого себя — своим зрением и слухом, своим сознанием, своими аналитическими способностями. Всё через себя. В этом смысле наше ведение всегда субъективно. Когда мы говорим «объективный подход к чему-то» — это скорее гипербола, чем истина. Человек не может быть абсолютно объективным. Будь то политическое учение, будь то данная присяга, будь то личные сформированные убеждения — только сквозь призму самого себя человек опознает мир и дает ему оценки. То есть собственное «я», разум, воля, чувства, самосознание — в центре нашего бытия. И насколько же парадоксально и вызывающе звучат слова Спасителя «кто хочет идти за Мной, отвергнись себя»!

Мир познаю через себя, чувствую через себя, люблю через себя, ненавижу — всё через себя. Как можно отвергнуться себя? А ведь это самые трудные для понимания и самые важные слова Спасителя. Потому что если мы хотим идти за Ним, мы должны свое собственное «я» поставить в подчинение Его воле, Его закону, Его словам.

А что это означает на практике? А вот что: перед тем, как что-то серьезное сделать, надо подумать: «Для меня это, может быть, выгодно, даже очень выгодно — что-то сделать, сказать, даже обмануть. Если я так поступлю, я, наверное, получу какие-то материальные блага, может, карьеру построю. Но как это в глазах Божиих? Что будет, когда жизнь моя закончится и предстану я пред Богом?»

Ведь там никакая человеческая конъюнктура, никакая карьера, никакая зарплата, никакая политическая власть не имеют никакой цены. Всё обнуляется, ничего нет. Если мы только на земные блага уповаем, мы голыми туда приходим. А вот если мы не только и не столько на это уповаем, если пытаемся жить в соответствии с Божиим законом, с Божиими заповедями, если мы даже крупицу того, что Господь требует от нас, в своей жизни претворяем и реализуем, — вот тогда некий маленький мешочек добродетелей мы с собой возьмем на Страшный Суд.

Были такие видения у святых угодников Божиих, как этот маленький мешочек с добрыми делами перевешивал все наши ошибки и все наши грехи. Поэтому, когда мы делаем добро, мы не просто делаем что-то, что помогает нам улучшить отношения с родными, близкими, обрести авторитет в обществе или государстве. Когда мы делаем по-настоящему добрые дела, мы обретаем возможность войти в Царствие Божие. Потому что человек спасается верой, без которой ничего и не может быть по-настоящему добродетельного, и добрыми делами.

Радуюсь тому, что сегодня в России доброделание вышло за рамки личной жизни православных людей. Очень многое делается: создаются братства и сестричества, совершаются дела милосердия — знаю, также и в вашей епархии, на этой земле. И слава Богу, что так. В советское время мы были по закону лишены возможности совершать добрые дела. Это расценивалось как преступление, за которое можно было понести уголовное наказание. Сегодня никто нас за это не накажет — только, может быть, с благодарностью посмотрят в нашу сторону. Но вот насколько мы пользуемся этими возможностями? Насколько активно мы совершаем добрые дела, бескорыстные добрые дела? Не для того чтобы получить голоса избирателей, не для того чтобы прославиться, не для того чтобы обрести авторитет, а по велению совести, по закону Божиему? Ибо, еще раз скажу, мы предстанем пред Господом, и Он не спросит нас ни о нашей карьере, ни о наших государственных деяниях, ни о чем-то другом. Он нас спросит только об одном: «А что ты сделал доброго для своего ближнего?»

Вот если мы научимся совершать добродетели в малом масштабе своей личной жизни, то мы ведь не сможем поступать иначе в общественной жизни, в государственной жизни, потому что это будет против наших убеждений, против нашей природы, против того, что для нас дорого и первостепенно. Поэтому не может быть добродетели общественной, политической, государственной, если она не совершается тем, кто принимает на себя политическую, государственную ответственность, да и просто ответственность за других, в его собственной личной жизни.

Так нас учит Слово Божие, так нас учит Церковь. Казалось бы, что трудного-то? А на самом деле очень трудно. И каждый знает: только задумаем что-то доброе сделать, тут же возникают проблемы. То что-то не складывается в семейном бюджете, то кто-то из членов семьи может возроптать, то кто-то из сослуживцев не поймет и так далее. Мы нередко оправдываем внешними обстоятельствами отсутствие своих возможностей, способностей и воли совершать добрые дела. Поэтому, мои дорогие братья и сестры, мы с вами как ученики Христовы, как те, кто посещает храм, кто причащается Святых Христовых Таин, кто слушает Слово Божие и наставления в проповедях, должны никогда не забывать, что если мы не творим добрых дел, мы, по словам апостола, медь звенящая, кимвал бряцающий (1 Кор. 13:1), то есть пустота. У нас нет ничего, что мы можем на Страшном Суде Господу предъявить. Не в прямом смысле предъявлять — Бог всё будет знать, Господь будет судить, ведая всё, даже сокровенное наше. Но чтобы ведение Спасителя было наполнено не только знанием нашей греховности, и но нашей способности к реальному совершению добрых дел.

Дай Бог, чтобы слова, которые я сегодня произнес, не ушли вместе с тем, как вы будете отдаляться от храма. Вспомните о них дома и спросите себя: достаточно ли добрых дел я совершаю? Муж в отношении жены, жена в отношении мужа, родители в отношении детей, дети в отношении родителей — так ли правильно все складывается? Находится ли это в центре нашего внимания или остается где-то в стороне, так что мы об этом практически не думаем?

Мысль о необходимости совершать добрые дела есть самая важная мысль. А воля, направленная к совершению добрых дел, приносит нам спасение в этой жизни и в жизни вечной. И да поможет всем нам Господь именно так, а не иначе проходить наш жизненный путь — в надежде на благость Божию, на спасение в этой жизни и жизни будущего века. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Версия: украинская

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Патриаршая проповедь в Неделю 26-ю по Пятидесятнице после Литургии в московском храме равноапостольных Константина и Елены в Митине

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Николая Мирликийского после Литургии в Никольском храме в Хамовниках г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Воскресения Словущего в Марьинском парке г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Живоначальной Троицы в Чертанове г. Москвы

Патриаршая проповедь в день памяти благоверного великого князя Александра Невского в Александро-Невском скиту близ Переделкина

Патриаршая проповедь перед молебном у раки святителя Тихона в Донском ставропигиальном монастыре

Патриаршая проповедь в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Филарета Московского

Патриаршая проповедь в Неделю 22-ю по Пятидесятнице после Литургии в храме святителя Николая Мирликийского в Бирюлеве г. Москвы

Патриаршее слово после богослужения в Александро-Невском скиту близ Переделкина