26 сентября 2024 года в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева в Москве открылась выставка «Русский антиминс. Гравюра на ткани XVII-XIX веков».
Среди экспонируемых произведений — редкие памятники иконописи, а также гравюры и литографии с видами монастырей и портретами церковных иерархов из собраний Музея имени Андрея Рублева и Музея христианского искусства «Церковно-археологический кабинет» Московской духовной академии.
Куратор выставки — главный научный сотрудник научно-исследовательского отдела Музея имени Андрея Рублева доктор искусствоведения, академик Российской академии художеств, профессор кафедры истории и теории церковного искусства Московской духовной академии Олег Хромов. По его словам, экспозиция дает возможность проследить развитие иконографии и технологии создания печатных антиминсов в течение трех столетий, начиная с реформ Патриарха Никона до середины XIX века, когда на смену гравюре пришла новая техника печати.
Среди экспонируемых произведений обращает на себя внимание «Оплакивание» ок. 1497 года из знаменитого Кирилловского чина и «Положение во гроб» XVI века. Также на выставке представлены несколько антиминсов никоновского времени. В конце XVII века в антиминсах Патриарха Адриана меняется иконография центральной композиции вместо «Оплакивание» изображают «Положение во гроб». Эта иконография сохраняется в антиминсах Синодального периода. В 1722 году указом Синода запрещалось изображать на антиминсах Бога Отца. Однако в конце XIX века Его изображение появляется в одном из синодальных изданий антиминса (этот антиминс экспонируется на выставке).
Выставка продлится до 24 ноября 2024 года. Во время ее работы в музее запланированы лекции, детские мастер-классы и концерт классической музыки.
Богослов.ru/Патриархия.ru