Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Заявление Правового управления Московской Патриархии в связи с вступлением в силу Закона Украины от 20.08.24 № 3894-IX «О защите конституционного строя в сфере деятельности религиозных организаций»

Версия для печати
18 октября 2024 г. 18:31

В связи с вступлением в силу Закона Украины от 20.08.24 № 3894-IX «О защите конституционного строя в сфере деятельности религиозных организаций», Правовое управление Московской Патриархии сообщает, что данный законодательный акт грубо противоречит нормам и принципам международного права.

Прежде всего, Закон № 3894-IX вводит внесудебный порядок наложения запрета на деятельность религиозной организации. Такой запрет уже наложен депутатским корпусом на деятельность Русской Православной Церкви на территории Украины (ст. 3 закона). Таким образом, Верховная Рада без легитимной судебной процедуры, предполагающей гласность, сбор и исследование доказательств, участие и состязательность сторон в судебном процессе, решила вопрос о запрете деятельности крупнейшей христианской конфессии, объявив ее «идеологическим продолжением режима государства-агрессора, соучастницей военных преступлений и преступлений против человечности» (п. 1 ст. 3 закона). Эта беспрецедентная норма, унижающая достоинство миллионов верующих, не имеет аналогов ни в международном праве, ни в зарубежном законодательстве.

Важно отметить, что запрет деятельности юридического лица — это крайняя мера вмешательства, которой в демократическом обществе предшествуют предупреждения, штрафы и другие меры административного взыскания. Все эти меры воздействия грубо проигнорированы украинским законодателем, избравшим крайнюю форму вмешательства в жизнедеятельность религиозных общин.

Закон № 3894-IX вступает в противоречие со ст. 35 Конституции Украины, согласно которой религиозные организации отделены от государства. Этот конституционный принцип предполагает запрет на вмешательство государства в деятельность религиозных объединений, о чем сказано в ст. 5 Закона Украины от 23 апреля 1991 года № 987-XII «О свободе совести и религиозных организациях».

Принцип «невмешательства» означает прежде всего автономию религиозных организаций в вопросах определения собственной иерархической структуры, назначении (избрании) руководящих органов. Нормы международного права прямо и недвусмысленно закрепляют данное право религиозных организаций. Однако, это право грубо нарушено Законом № 3894-IX, который, под угрозой ликвидации, принуждает УПЦ изменить собственную иерархическую структуру по формальным основаниям «аффилированности» с Русской Православной Церковью. При чем раздел II нового закона вводит постыдную процедуру публичных устных или письменных заявлений руководителей религиозных общин об отказе от исконной, закрепленной церковными канонами иерархической принадлежности.

Закон № 3894-IX дополняет Кодекс административного судопроизводства Украины нормой, согласно которой в случае ликвидации аффилированной с Русской Православной Церковью религиозной организации принадлежащее ей на праве собственности имущество передается государству. При этом ст. 9 Закона Украины «Об аренде государственного и коммунального имущества» дополнена нормой, обязывающей государственные органы досрочно расторгнуть договоры безвозмездного пользование или аренды с религиозными организациями, имеющими признаки аффилированности с Русской Церковью. Фактически, новый закон предусматривает национализацию имущества религиозных организаций УПЦ в случае их отказа изменить иерархическую принадлежность.

Нормы Закона № 3894-IX сопоставимы с Декретом Совета народных комиссаров от 05.02.1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», который лишал религиозные объединения прав юридического лица и объявлял «народным достоянием» принадлежащее им имущество. Принятие Декрета, грубо нарушающего права верующих, привело к кровавой бойне, вызванной принудительным закрытием храмов, передачей их т.н. обновленцам (т.е. созданной большевиками неканонической организации), изъятием церковного имущества. Именно к таким последствиям может привести и Закон № 3894-IX.

Следует также отметить, что предусмотренные данным законом основания ликвидации религиозных организаций не выдерживают критики. Так, согласно ст. 5 закона религиозная организация подлежит ликвидации в случае пропаганды идеологии «русского мира», которая, в свою очередь, определяется новым законом как «российская неоколониальная доктрина», имеющая целью, в том числе, «распространение канонической территории Русской Православной Церкви за пределы территории Российской Федерации». Фактически, законодатель рассматривает распространение религиозных убеждений как основание для ликвидации религиозной общины.

Реализация положений Закона № 3894-IX возложена, главным образом, на государственный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере религии. Данный орган, в силу положений нового закона, не только признает религиозную организацию аффилированной с Русской Церковью, но также согласовывает «отношения, связи и коммуникации» религиозных общин Украины с Московским Патриархатом. Таким образом, на территории Украины возрожден рудимент советской эпохи — специальный госорган по делам религий, который во времена безбожия и гонений на Церковь согласовывал назначение архиереев на кафедры, осуществлял цензуру церковных изданий, регламентировал жизнедеятельность храмов вплоть до выдачи разрешений на колокольный звон. Возрождение такого государственного органа — свидетельство деградации украинского законодательства о свободе совести.

В целом, ставя вне закона Русскую Православную Церковь, украинские власти вступают в прямой конфликт со всей ее полнотой, забывая о том, что запретить деятельность Церкви как конфессии невозможно, поскольку ее статус определяется, прежде всего, Божественными установлениями, и уже во вторую очередь — государственным законодательством.

Патриархия.ru

Материалы по теме

Викарий Патриаршего экзархата Африки встретился с послом России в Египте Г.Е. Борисенко

Началась поездка Патриаршего экзарха Африки в Кению

Патриарший экзарх всея Беларуси совершил освящение отреставрированной древней Спасо-Преображенской церкви Спасо-Евфросиниевского женского монастыря г. Полоцка

В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений в Москве пройдет II Форум паломнических служб России

При захвате Успенского собора в Кременчуге рейдеры из «ПЦУ» выломали Царские врата

ООН: Украина не доказала законность действий по запрещению Украинской Православной Церкви

Святейший Патриарх Кирилл: Факты нарушения прав верующих Украинской Православной Церкви признаются в отчетах международных правозащитных организаций

В Албанской Церкви призвали отменить закон о запрете канонической Украинской Православной Церкви

При поддержке Патриаршей гуманитарной миссии в Кураховский район Донбасса доставили 7 тонн гуманитарного груза. Информационная сводка о помощи беженцам (за 28 декабря 2024 года — 15 января 2025 года) [Статья]

Митрополит Бачский Ириней: Разделение на Украине обернулось разделением и во всем Православии

Комментарий руководителя Правового управления по вопросу сроков размещения устава религиозной организации на информационном ресурсе Министерства юстиции РФ после ее регистрации [Документы]

Новый приказ Минздрава России по допуску священников в медицинские учреждения обсудили на онлайн-семинаре по больничному служению

Комментарий руководителя Правового управления относительно приказа Минздрава России «Об утверждении общих требований к организации посещения пациента священнослужителями централизованных религиозных организаций…» [Документы]

Комментарий руководителя Правового управления относительно законодательной инициативы, направленной на запрет совершения богослужений в жилых помещениях [Документы]

Другие документы

Комментарий руководителя Правового управления относительно принятия Госдумой поправки в законопроект о запрете «чайлдфри»

Заявление Правового управления Московской Патриархии в связи с вступлением в силу Закона Украины от 20.08.24 № 3894-IX «О защите конституционного строя в сфере деятельности религиозных организаций»

Комментарий руководителя Правового управления относительно законопроектов, устанавливающих административную ответственность за пропаганду отказа от деторождения

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно проекта приказа Минздрава России об утверждении общих требований к организации посещения пациента священнослужителями централизованных религиозных организаций

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно проекта приказа Минэкономразвития России «О внесении изменений в Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно принятия Государственной Думой в третьем чтении проекта Федерального закона «О внесении изменений в статьи 44 и 46 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно вступления в силу закона «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности"»