Новый выпуск авторской программы Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «Слово пастыря» вышел в эфир 28 сентября 2024 года.
Приветствую всех, кто смотрит программу «Слово пастыря», и в этой программе мы вернемся к ответам на вопросы, которые вы направляете в наш адрес.
Мария Павловна Лузгова из города Оренбурга спрашивает: «Скажите, пожалуйста, Ваше Святейшество, почему так важны дела милосердия? Ведь Господь их особенно выделяет в Евангелии: «Если не накормите и не оденете бедного, то, значит, и Меня не накормите» (цитирую по памяти). Можно спастись одними этими делами?»
Приведу другой текст: «Благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф. 2:8-9). Вот этот текст отвечает на тот, который Вы мне привели как смущающий Вас. Никакими делами человек спастись не может. Каждый человек грешит, и нам даже трудно представить, какие горы греха мы формируем в течение всей своей жизни. И что? Думаем, что какие-то добрые дела, которые мы совершаем, могут полностью уравновесить все то плохое, неправильное, греховное, что мы за всю свою жизнь совершили? Да никогда!
И потом, как это все подсчитывать, на каких весах взвешивать — сколько добра, сколько зла, сколько правды, сколько неправды? Невозможно ни взвесить, ни проанализировать. Все это составляет нашу жизнь. Мы живем, совершаем добрые дела и, к сожалению, недобрые дела тоже. Мы совершаем иногда дела действительно праведные, а иногда и прямо греховные. И никакая человеческая калькуляция неспособна вывести нас на результат, чтобы мы точно сказали, что нас ждет после смерти — заработали мы своей жизнью Царство Небесное или не заработали.
Текст, который я только что процитировал, свидетельствует о том, что мы спасаемся не нашими делами, а благодатью Божией. Это не значит, что благодать автоматически нас спасает: мол, мы можем делать все, что хотим, а некая благодать нас спасает, так что можно не думать о делах. Это было бы совершенно неправильное толкование библейского текста, потому что человек не может привлечь к себе Божественную благодать, если совершает беззаконные, грязные, страшные, греховные дела. Благодать не может прикоснуться к такому человеку. Не может белое соединиться с черным, не став черным. Не может добро соединиться со злом, не заразившись от этого зла. Поэтому, действительно, ничто не может нас спасти, как только благодать Божия, но если благодать Божия наталкивается на человеческий грех, на наше сознательное отвержение Бога, на нашу неспособность совершать добрые дела, то никакая благодать автоматически не сработает.
Поэтому нужно ясно понимать, что никто нас не может спасти, кроме Бога. Это Он совершает дело нашего спасения, начиная от крестной Жертвы Сына Своего, начиная от подвига мучеников, исповедников, которые являются для нас великим примером, начиная от множества святых угодников, которые молитвами своими за нас пред Богом вымаливают, в том числе, прощение наших грехов. Поэтому наше участие в деле собственного спасения не является решающим. Еще раз хочу сказать: никакими добрыми делами мы не можем спастись. Мы не можем войти в Божие Царство, если Сам Господь нас в это Царство не примет, если благодать Божия не испепелит наше беззаконие и не простит наши грехи.
«Благодатью вы все спасены через веру». Вот эти слова Священного Писания каждый должен понимать, особенно те люди, которые говорят: «Знаете, я в церковь не хожу, да и в Бога не особенно верю, но я стараюсь ничего плохого не делать, я живу по закону своей совести. Надеюсь, если Бог есть, то я не буду наказан за свой жизненный выбор». Но это неверно! Человек, отвергающий Бога, отвергает и Божественную благодать, которая может действовать даже когда не хватает нашей веры. Даже тогда Господь милостью Своею может поддержать нас и укрепить.
Как это чувствуют наши воины — те, кто на передовой, кого Господь часто спасает, вытягивая из страшных жизненных обстоятельств! И не был человек святым угодником, и грехов, может быть, насовершал, как все мы, а Господь ему помогает и на поле брани спасает. Верим, что благодатью спасет и нас к жизни вечной.
«Ваше Святейшество! Мой позывной «Цыган», выполняю боевую задачу в зоне специальной военной операции. Противник использует нечеловеческие методы ведения войны. Он использует мины–«лепестки» против мирного населения, так что подрываются дети. Он использует прямую наводку, чтобы уничтожить спасательные ресурсы, например, уничтожает кареты скорой помощи, автомобили спасательных служб. И у меня вопрос: как не уподобиться врагу? Как самого себя настроить, чтобы не было желания сделать то же самое? Потому что очень-очень много накипело на сердце. Библия нас учит, что не должно быть ненависти в сердце. Я нахожусь в зоне боевых действий. Я не могу с любовью относиться к своим врагам; у меня иногда возникает ненависть к ним. Как ее можно угомонить, и как относится к этому Церковь, если я, бывает, ненавижу?»
Господь не осуждает воинский долг. Господь никогда не осуждал воинов. А почему? А потому что воин не по своей злобе и ненависти убивает человека, а по долгу. Нередко этот долг сопровождается и ненавистью к врагу, что естественно, так мы устроены. Эмоциональный уровень человека таков, что он не может в условиях военных действий быть совершенно отстраненным от своих эмоций; поэтому присутствуют и злоба, и ненависть к врагу.
Но что хотелось бы все-таки сказать? То, что существуют определенные правила поведения на войне. Например, существует такое понятие, как военные преступления. А разве война не преступление? А разве любое убийство не преступление? С точки зрения чистой морали — да, преступление. А вот с точки зрения законов — не преступление. Даже и с точки зрения того, как совесть наша реагирует на те или иные деяния. Разве является преступлением защита Родины, в результате которой один убивает другого? Разве является преступлением защита слабого, на которого нападает сильный? И так далее.
Другими словами, не каждое насилие является грехом. Но вот тут очень важен критерий. Если человек, идущий на войну, будет считать, что ему все дозволено, то где он проведет грань между приемлемым применением насилия и военным преступлением? Существует, конечно, юридическое определение военных преступлений. Но это где-то на юридическом уровне. А там, где кипят страсти, где один выступает против другого — «либо я тебя, либо ты меня», — там все эти человеческие правила уходят в сторону. И что там работает? Работает только то, что у нас в уме и сердце. Исполняя долг, военные наносят урон своему противнику.
Само по себе участие в военных действиях словом Божиим не осуждается, как не осуждается и ратное служение. А за что Господь осуждает воинов? А там есть перечисление: вы не должны брать чего-то лишнего, наносить, выражаясь современным языком, несопоставимый, неоправданный ущерб другим людям (ср. Лк. 3:14). Есть какие-то правила ведения войны. Но самое важное, что нужно помнить, — это то, что даже в условиях ведения боевых действий человек не должен переставать быть человеком. Он не может превращаться в зверя, тем более если он на стороне правды.
Конечно, легко в таких условиях рассуждать на эту тему, и, наверное, совсем иначе все это реализовывать на поле брани, когда и нервы не выдерживают, и напряжение колоссальное, и угроза смерти невероятно высокая. Там, конечно, действуют, какие-то другие эмоциональные факторы. Но, тем не менее, все-таки нужно помнить, что даже при ведении военных действий каждый христианин должен помнить свою ответственность пред Богом и не допускать действий, которые на человеческом языке называются военными преступлениями.
Таких слов в Священном Писании нет, но, исходя из всего того, что мы знаем из Священного Писания в отношении воинского служения, такие правила непременно существуют. Даже в условиях боевых действий воин должен сохранять себя от того, что называется военными преступлениями.
«Уважаемый Святейший Патриарх! Меня зовут Елена, я медик, нахожусь на передовой. К нам привозят погибших бойцов. И меня интересует вопрос: с точки зрения Православной Церкви, если человек некрещеный отдал свою жизнь за Отечество, за други своя, ради защиты нашей Святой Руси, что будет с такими душами?»
Не знаю, знать не могу. Знаю только, что блажен тот, кто душу свою положит за други своя (Ин. 15:13). Это Слово Божие. И будем надеяться, что те, кто отдает свою жизнь за Родину, за своих ближних, за родных, будет прощен Господом и принят в Его обители.
На этом я заканчиваю нашу передачу. До новых встреч!
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси