Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Протоиерей Максим Козлов: Система высшего духовного образования в Русской Православной Церкви свидетельствует о своем развитии, стабильности и жизнеспособности

Протоиерей Максим Козлов: Система высшего духовного образования в Русской Православной Церкви свидетельствует о своем развитии, стабильности и жизнеспособности
Версия для печати
7 ноября 2024 г. 15:25

На сайте Учебного комитета Русской Православной Церкви опубликовано интервью председателя Учебного комитета протоиерея Максима Козлова, посвященное завершающемуся процессу получения государственных аккредитаций высшими духовными учебными заведениями страны.

— На сегодняшний день в системе высшего духовного образования проходит процесс получения государственных аккредитаций. На каком он этапе?

— В 2024-2025 году завершается процесс получения государственной аккредитации всеми высшими духовными учебными заведениями Русской Православной Церкви. На сегодня решительное их большинство уже таковой обладает, как по отношению к уровню бакалавриата, так и по отношению к уровню магистратуры. К концу 2024 года Ярославская и Таврическая семинарии финальными вышли на процедуру получения государственной аккредитации. Согласно решению Священного Синода, Пермской духовной семинарии дана отсрочка на один год, и в этом случае также ведется целенаправленная работа. Очень надеемся, что эти результаты будут положительным, так же как и у всех тех духовных школ, которые прошли это испытание прежде.

— Какие цели имел перед собой процесс получения государственных аккредитаций высшими духовными учебными заведениями?

— Процесс получения духовными школами государственной аккредитации, инициированный и благословленный Святейшим Патриархом, прежде всего направлен на то, чтобы высшее духовное образование нашей Церкви, при сохранении всего своего своеобразия как духовного образования и подготовки священно- и церковнослужителей, было и частью высшего российского образования. Чтобы дипломы, которые получают выпускники духовных школ, котировались в качестве дипломов о высшем образовании не только внутри институций Русской Православной Церкви, но и вовне, будь то среднее образование, будь то высшее образование, будь то какие-то иные учреждения или институты, что дает возможность выпускникам предлагать свои дарования и плоды полученного образования в самых различных областях жизни.

Кроме того, получение государственной аккредитации дает право на участие в конкурсе на бюджетные места, то есть на получение соответствующей финансовой поддержки на том основании, что претендовать на эту финансовую бюджетную поддержку могут любые вузы, будь то государственные, будь то частные. И должен сказать, что на сегодня те наши аккредитованные школы, которые в этом конкурсе участвуют, как правило, в большинстве случаев свои заявки имеют удовлетворенными. Но получение таковых средств одновременно и дисциплинирует как по отношению к исполнению финансовых требований и обязательств, так и по отношению к общему устроению жизни вуза. Таким образом, сама по себе практика и церковного и государственного контроля за жизнью высшего духовного учебного заведения, конечно, поддерживает вуз в тонусе, что можно и нужно только приветствовать. И более очевидной все же видится область среднего образования, где присутствие Церкви по-прежнему нуждается в укреплении и расширении.

Этот длительный и ответственный путь был пройден безусловно благодаря твердой и бескомпромиссной позиции Святейшего Патриарха. Тогда, когда необходимости и желательности получения аккредитации духовными школами не понимал почти никто, именно здесь Патриарх был тем человеком, который во всех ситуациях изначально указывал на то, что следует идти этим путем, и мы теперь видим, насколько правильным было это решение Предстоятеля нашей Церкви.

— Что представляет собой сейчас деятельность семинарий, не завершивших этап получения государственной аккредитации?

— В рамках этого процесса часть наших духовных школ, которые до того давали высшее образование, перешли в категорию Центров подготовки церковных специалистов. Это весьма нужные учреждения, которых на сегодня по России уже больше сорока. Центры подготовки церковных специалистов готовят тех людей, которые очень востребованы в Церкви, — приходских специалистов, которые будут заниматься молодежной, социальной, миссионерской, катехизической работой в рамках приходов и благочиний. Некоторые из таких центров параллельно готовят церковных чтецов и певцов, иконописцев — все это весьма и весьма актуально для реалий церковной жизни. И поэтому — обращу на это особенное внимание — решение Священного Синода об изменении статуса духовной школы в том или ином регионе было именно решением не об упразднении, не о закрытии семинарии, а о преобразовании там, где его не было, в новый Центр приходских специалистов или в продолжение формы деятельности в рамках существующего Центра приходских специалистов. Следует отдельно указать, что выпускники таковых Центров, удовлетворяющие и соответствующим каноническим требованиям к студентам духовных школ, имеют право на дьяконскую хиротонию, и, кроме того, имеют право на продолжение образования в высших духовных учебных заведениях, при этом с перезачетом тех дисциплин, которые были освоены, то есть с фактическим началом обучения с третьего года бакалаврского курса.

— Какие учебные заведения и направления образования входят в систему высшего духовного образования России сегодня?

— Следует отметить, что системой высших духовных учебных заведений —семинарий и академий — не ограничивается все высшее образование в нашей Церкви. Существуют также церковно учрежденные университеты и институты открытого типа — наиболее известными из таковых являются Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет и Российский православный университет святого Иоанна Богослова.

Но тут нужно иметь понимание, что целеполагание у духовного образования, даже в том случае, когда оно осуществляется по государственному образовательному стандарту «Теология», и у вузов, связанных с изучением теологии в рамках богословских отделений и факультетов, разное. Главной целью духовного образования — не единственной, но главной, — является подготовка церковно- и священнослужителей, будущих пастырей и диаконов нашей Церкви. Поэтому, например, из ПСТГУ был выделен в качестве религиозного вуза ПСТБИ, требования к поступающим в который приравнены к требованиям к поступающим в семинарии. А ПСТГУ и РПУ, будучи гуманитарными вузами, готовят специалистов не только в области теологии, но и в таких научных отраслях как юриспруденция, религиоведение, история, филология и иных. Таким образом, они служат важной цели — подготовке кадров просвещенной православной интеллигенции, но не дают право на рукоположение. То есть их выпускники могут трудиться как в светских институциях, так и в Церкви в качестве сотрудников епархиальных учреждений, преподавателей духовных школ, но полученные в этих вузах дипломы не дают право на то, чтобы быть претендентом на рукоположение.

Подводя итог вышесказанному, важно отметить, что система высшего духовного образования в Русской Православной Церкви, с одной стороны, свидетельствует о своем развитии, стабильности и жизнеспособности при постоянной волатильности в целом высшего российского образования, которому остается пожелать как раз большей устойчивости. Не раз повторял слова, сказанные сто лет назад, о том, что нам бы пять-десять лет без реформ, переиначивая фразу великого российского министра Петра Аркадьевича Столыпина, и тогда бы высшее образование российское было бы в куда более лучшем виде, чем какое оно есть при постоянных изменениях. Однако это зависит не от нас. С другой стороны, конечно, проблемы как демографического кризиса, так и поколенческих изменений, связанных с влиянием современных средств коммуникации и электронных приборов, сказываются на наших студентах. Мы бы хотели видеть даже не обязательно количественно больше абитуриентов, чем сейчас, но абитуриентов, более подготовленных в общеобразовательном плане и более церковных по жизни к моменту поступления в духовную школу. Часто приходится эти недоработки покрывать действующим сейчас пропедевтическим курсом, с одной стороны, и, с другой стороны, завершать процесс созревания личности в рамках всей образовательно-воспитательной системы духовных школ. И не все получается просто, и не на все вопросы найдены ответы, но я крепко верю в то, что принципиальные установления высшего духовного образования и в целом богословского образования в Русской Православной Церкви дают нам основание с оптимизмом смотреть в будущее.

Учебный комитет/Патриархия.ru

Материалы по теме

В Санкт-Петербургской духовной академии прошла презентация сборника «Сознание и материя. Разум, мозг и космос в диалоге между наукой и теологией»

В издательстве Общецерковной аспирантуры вышло новое учебное пособие «Русская религиозная философия»

На Седьмом профессорском форуме обсудили вопросы методологии теологии

Таврическая духовная семинария получила государственную аккредитацию

Патриарший экзарх всея Беларуси возглавил актовый день Минской духовной академии

В Нижнем Новгороде прошла конференция «Духовно-нравственная культура в высшей школе. Великая Победа: вклад педагога и священника»

Патриарший экзарх Западной Европы принял участие в Глобальном форуме Альянса цивилизаций ООН

На международной секции ВРНС названа одна из главных угроз цивилизационной целостности России

Ответственный секретарь Синодального комитета по взаимодействию с казачеством принял участие в заседании постоянной комиссии по развитию государственной политики в отношении российского казачества

Состоялось заседание рабочей группы Организационного комитета по подготовке празднования 100-летия со дня блаженной кончины святителя Тихона, Патриарха Московского

В Нижнем Новгороде прошла конференция «Духовно-нравственная культура в высшей школе. Великая Победа: вклад педагога и священника»

В Смоленске прошла всероссийская конференция «Вопросы церковно-государственных отношений в СССР в 1950-х — 1960-х гг.»

Представители высших духовных учебных заведений и центров подготовки церковных специалистов обсудили реализацию проекта «Память Церкви»

В Нижнем Новгороде состоялась международная конференция «Сохранение исторической памяти: к 80-летию преставления Святейшего Патриарха Сергия (Страгородского)»

Другие интервью

Протоиерей Максим Козлов: Система высшего духовного образования в Русской Православной Церкви свидетельствует о своем развитии, стабильности и жизнеспособности

В.Р. Легойда: Важно, от кого произошел человек, но еще важнее, что с ним произойдет

Митрополит Екатеринбургский Евгений: Мы боремся за то, чтобы жить в евангельской системе координат

А.В. Щипков: Смоленск — особый город в истории России

«Ортодоксия» на марше: православные миссионеры в тылу и в зоне СВО

Митрополит Наро-Фоминский Никандр: У нас высокая миссия — создавать архитектурные проекты, которые не уступают древним шедеврам по своей красоте и разнообразию

Протоиерей Михаил Потокин: Нужны добровольцы для помощи людям на Донбассе

Епископ Каменский и Камышловский Мефодий: «Церковь — самый эффективный помощник в избавлении от всякой тяги, в том числе и к наркотикам»

Митрополит Калужский Климент: Лауреаты Патриаршей литературной премии и традиция семейного чтения

Протоиерей Максим Козлов: Постарайтесь прикоснуться к Пасхе в Светлую неделю