11-12 ноября 2024 года прошла конференция «Антиминсы и литургические ткани: история и образ», организаторами которой выступили Общецерковная аспирантура и докторантура имени равноапостольных Кирилла и Мефодия и Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева г. Москвы.
В начале конференции прозвучали приветственные слова ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры, председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерея Максима (Козлова), председателя Синодального отдела по делам молодежи, профессора кафедры Церковно-практических дисциплин ОЦАД доктора теологии епископа Истринского Серафима, по предложению которого проводилась конференция, а также ученого секретаря Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева М.И. Яковлевой.
В ходе форума епископ Серафим представил историко-археологическое описание печатного антиминса 1623 года митрополита Иова (Борецкого) в контексте восстановления православной иерархии в Западнорусской митрополии в 1620 году.
Специфика освящения престола и его покровов в Армянской Апостольской Церкви была отражена в дистанционном выступлении Г.С. Казаряна (Афинский национальный университет).
Научный сотрудник сектора тканей Музеев Московского Кремля М.В. Вилкова представила краткий обзор коллекции антиминсов в собрании Музеев Московского Кремля.
Кандидат исторических наук, доктор филологических наук, профессор А.Ю. Виноградов посвятил свое выступление повествованию о древнейшем русском антиминсе Новгородского архиепископа Нифонта и его загадках.
Специфика чина освящения антиминса в исторической перспективе была описана в выступлении секретаря комиссии Межсоборного присутствия по богослужению и церковному искусству иерея Михаила Желтова.
Кандидат филологических наук М.М. Бернацкий рассказал об особенностях эволюции литургического употребления антиминсов в XVI-XVII веках, отраженных в полемике Касьяна Саковича и митрополита Петра (Могилы).
Обзор чина освящения храма в латинской литургической традиции XIII века, изложенный в Rationale Divinorum Officiorum Гильома Дюрана, представил протодиакон Константин Маркович.
Неизвестные антиминсы братьев Ивана и Алексея Зубовых были описаны Ю.М. Ходько (Русский государственный музей).
О.А. Бачурина выступила с сообщением, посвященным гравюрам с композицией Положения во гроб Господа Иисуса Христа конца XVIII — первой трети XIX века из собрания Государственного исторического музея.
Инфорацию об антиминсах в собрании Научно-исследовательского отдела редких книг (Музея книги) Российской государственной библиотеки представила в свем выступлении Ю.Э. Шустова.
Мероприятия второго дня конференции прошли в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. В начале форума с приветственными словами выступили епископ Серафим и директор музея М.Б. Миндлин.
Об особенностях реставрации антиминсов из собрания Музея христианского искусства Московской духовной академии рассказала О.С. Воскресенская.
О.Р. Хромов представил описание антиминса церкви святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси, из собрания Музея христианского искусства «Церковно-археологический кабинет» МДА.
Особенности рукописных антиминсов в собрании Церковно-исторического кабинета Коломенской духовной семинарии были отражены в выступлении иеромонаха Георгия (Тавицкого).
Описание неизвестного антиминса в коллекции Ярославского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника было представлено в докладе иеромонаха Владимира (Муравьева).
Н.В. Лопато рассказала об антиминсах в коллекции Свердловского областного краеведческого музея.
А.Л. Краснова выступила с сообщением, посвященным исследованию редкой иконография греческого антиминса из ГМИИ им. А.С. Пушкина и символам евангелистов на антиминсе.
Вопрос символической связи антиминса и погребальных пелен Спасителя затронул в своем выступлении протоиерей Игорь Рогатенюк (Таврическая духовная семинария).
Иерей Кирилл Быков на примере антиминсов ризницы Псково-Печерского монастыря рассмотрел антиминс как источник исторических данных.
Особенности литургического аспекта иконографии «Се Агнец» в русском лицевом шитье XVI века были отражены в выступлении Е.И. Грицай.
В докладе О.В. Гришаниной были рассмотрены антиминсы ХIХ-XXI веков из коллекции Музея истории Саратовской митрополии.
Протоиерей Тимофей Морев и диакон Андрей Шильцин рассказали об исторических антиминсах в коллекциях Новосибирской митрополии.
В ходе конференции были затронуты вопросы историко-археологического описания антиминсов, выполненных в различной технике и их сохранности на протяжении веков, эволюции литургического употребления антиминсов, реставрации антиминсов из различных музейных собраний и коллекций. Также были представлены исследования специфики освящения храмового здания, алтарной части, престолов и церковной утвари в армянской и латинской литургической традициях и чина освящения антиминсов в литургической традиции Русской Православной Церкви.
В завершение форума участники, среди которых были представители духовных и светских вузов, высказали пожелания и в дальнейшем проводить подобные мероприятия.
В настоящее время в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева продолжает работу выставка «Русский антиминс», на которой представлены все иконографические варианты гравированных антиминсов с начала их появления в России в 1655 году и до середины XIX века. Среди экспонируемых произведений представлены редкие памятники иконописи, гравюры и литографии с видами монастырей и портретами церковных иерархов из собрания Музея древнерусской культуры и искусства и Музея христианского искусства «Церковно-археологический кабинет» МДА.
Пресс-служба ОЦАД/Патриархия.ru