27 ноября 2024 года в актовом зале Санкт-Петербургской духовной академии прошла презентация сборника «Consciousness and Matter. Mind, Brain, and Cosmos in the Dialogue between Science and Theology» («Сознание и материя. Разум, мозг и космос в диалоге между наукой и теологией»), вышедшего в свет в марте этого года в издательстве Pickwick Publications.
Книга содержит публикации исследовательской группы видных отечественных и зарубежных ученых, сформировавшейся в процессе работы в рамках международного исследовательского проекта «Наука и Православие в мире», поддержанного Темплтоновским фондом — самым крупным и наиболее авторитетным фондом, финансирующим исследования в пограничной области соприкосновения науки и религии.
В данном междисциплинарном исследовании была поставлена задача осмысления текущих исследований в области взаимодействия между наукой и теологией в контексте извечной психофизической проблемы «Сознание — тело». Особое внимание было уделено вкладу восточного православного богословия в диалог между религией и наукой, а также определению путей развития богословский мысли с учетом недавних достижений в квантовой физике, физиологии, медицинских науках.
В начале презентации с приветственным словом к слушателям обратился проректор по научно-богословской работе СПбДА протоиерей Константин Костромин: «Дорогие коллеги, дорогие друзья! Очень рад, что конференции кафедры богословия на сложные темы, темы взаимодействия естественных и когнитивных наук с богословием, стали традицией в нашей духовной школе. На них поднимаются острые вопросы, которые являются не только предметом богословского дискурса, но и дискурса философского, где обсуждается этика искусственного интеллекта и практические вопросы современных технологий. Этот стык всегда болезненный и образовывает пропасть между естественным и гуманитарным знанием, который долгое время перекрывался искусственными конструкциями. Сейчас смысловые связи между разными областями знаний стали более устойчивыми, более серьезными, для чего и существует когнитивная наука. Впрочем, сейчас и теология, вместе со светилами нашей кафедры, старается не отстать от современной научной повестки дня».
Продолжил приветственную речь директор Института теологии Санкт-Петербургского государственного университета профессор Д.В. Шмонин, рассказав о философских и схоластических предпосылках диалога между религией и наукой.
С первым докладом, посвященным процессу работы над сборником, выступил один из его авторов и организатор встречи кандидат физико-математических наук, кандидат богословия доцент протоиерей Кирилл Копейкин.
Продолжил презентацию заведующий лабораторией нейрофизиологии и нейрокомпьютерных интерфейсов факультета биологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова доктор биологических наук профессор А.Я. Каплан, который представил динамическую ментальную модель физического мира, рассказал о последних нейрофизиологических исследованиях религиозного опыта буддийских монахов, приобретаемых во время медитации, а также коснулся проблемы мышления и речи. В своем докладе он отметил существование громадного глубинного потенциала человеческого мозга, наличие которого невозможно объяснить лишь биологическими причинами.
Далее в дистанционном формате выступила директор Института когнитивных исследований СПбГУ академик РАО доктор биологических наук, доктор филологических наук профессор Т.В. Черниговская, которая продолжила рассуждения над проблемой речи и мышления, отметила особую необходимость метафизического знания для когнитивистики, а также коснулась социокультурных проблем, которые несет стремительное развитие искусственного интеллекта и цифровизация.
Затем слово взял директор Международного центра теоретической физики имени А.А. Абрикосова Московского физико-технического института, руководитель группы квантовой поляритоники Российского квантового центра, директор лаборатории оптики спина имени И.Н. Уральцева СПбГУ доктор физико-математических наук профессор А.В. Кавокин. Крупнейший отечественный специалист в области поляритоники и квантовой оптики рассказал собравшимся о феномене «жидкого света» как особом промежуточном состоянии между светом и веществом. С его точки зрения, сильно связанные состояния света и материи, такие как экситон-поляритоны, можно рассматривать как условную модель взаимодействия сознания и материи.
Далее выступил лингвист выпускник Оксфордского университета преподаватель кафедры перевода Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена PhD Тримбл Уолкер, который представил свою концепцию о взаимоотношениях между мозгом и высшим нравственным человеческим началом.
Завершил первую часть презентации директор Кольского научного центра РАН академик РАН, профессор кафедры богословия СПбДА доктор геолого-минералогических наук профессор священник Сергий Кривовичев, который коснулся научного наследия профессора МГУ имени М.В. Ломоносова доктора химических наук Н.И. Кобозева. Последний еще в советское время смог сформулировать и опубликовать термодинамическое доказательство необходимости существования Божественного начала.
После перерыва презентацию продолжил заведующий кафедрой богословия Тобольской духовной семинарии кандидат философских наук, кандидат богословия доцент протоиерей Димитрий Кирьянов, представивший различные естественнонаучные и теологические точки зрения на проблему соотношения мозга и души.
Далее выступил доктор философских наук, кандидат физико-математических наук профессор Портсмутского университета (Великобритания) А.В. Нестерук, который рассмотрел психофизическую проблему в космологическом дискурсе. Он показал, что, в некотором смысле, трудная проблема сознания становится иной формой экспликации того, что радикально непознаваемо: сотворение человека Богом из ничего, creatio ex nihilo.
Завершил презентацию сборника «Сознание и материя» доклад кандидата физико-математических наук, кандидата богословия доцента протоиерея Кирилла Копейкина, который продемонстрировал, что тщательный анализ процедуры квантовомеханического измерения показывает, что в квантовой теории не существует онтологической разницы между «субъективной» реальностью наблюдателя и «объективной» реальностью мира «материи», а это, в свою очередь, означает, что вся реальность, в определенном смысле, «психична». Столь парадоксальный, на первый взгляд, результат представляется, однако, вполне естественным, будучи рассмотрен в дискурсе естественной теологии.
После каждого доклада у слушателей была возможность задать вопросы докладчикам.
Пресс-служба СПбДА/Патриархия.ru