2 декабря 2024 года, в день памяти святителя Филарета, митрополита Московского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня мы совершаем память святителя Филарета, митрополита Московского, одного из самых выдающихся святителей земли Русской. Святитель Филарет сочетал в себе множество даров. Он обладал очень сильным разумом, способностью к логическому мышлению, способностью к усвоению наук, и достиг очень высокого уровня знаний, чем поражал всех своих современников. А нужно сказать, что время было непростое — XIX век. Если уже в XVIII столетии началось влияние безбожия на русских людей, то в XIX веке поднялась настоящая борьба за души нашего народа, и веяния с Запада угрожали разрушить веру людей, их преданность Православной Церкви. И святитель Филарет, энциклопедически образованный человек, знаток многих языков, древних и новых, пользовавшийся огромным авторитетом в области науки, явился народу нашему в правильное время. Господь призвал его к служению именно тогда, когда началась борьба на умственном, рациональном уровне, когда не только благочестивые слова и даже не только благочестивая жизнь, но убедительные, разумные аргументы играло огромную роль в борьбе за человеческие души.
Святитель действительно пришелся ко времени и к месту, и неслучайно, что и Александр Сергеевич Пушкин, православный человек, который, конечно, в полной мере сознавал, что происходит с обществом и народом, обратился в своих восхитительных стихах к святителю Филарету. Многих он отвратил от безбожия, многих укрепил в вере православной, многим показал, как могут сочетаться энциклопедические знания, блестящая образованность с глубокой религиозной верой. Показал, что не только простецы, чистые сердцем, Бога узрят (см. Мф. 5:8), но и люди образованные могут и сердцем Бога узреть, и разумом своим воспринять Божественные писания и Божественную мудрость и, соединив в самих себе и чувства, и знания, явить образец веры и благочестия. Таким образцом был и сам святитель Филарет, который соединил веру и знания, величайшую энциклопедическую образованность — с подвигами иноческими, и, все это соединив, показал людям подлинный пример того, каким должен быть православный христианин, если Господь одарил его многими талантами.
Святитель Филарет занимает особое место в нашей церковной истории, и как замечательно, что он именно в то время прославлял Господа на земле нашей. Ведь это были трудные времена. Только что была осуществлена первая попытка — в виде декабристского восстания в Санкт-Петербурге — низвергнуть государственный строй, насадить безбожие. Многие, особенно интеллигенция, поддались на призывы о равенстве, братстве, свободе, не понимая, что в самих этих лозунгах содержится противоречие, что позднее прекрасно объяснил Николай Александрович Бердяев. Он говорил, что там, где свобода, не может быть равенства, потому что свобода бывает на лугу, где растут разные растения и каждое произрастает в меру своих сил. А равенство — на газоне, который искусственно подстригают. Поэтому равенство и свободу нельзя соединить в одно целое, и эти замечательные слова нашего выдающегося философа многим, я думаю, помогли понять, насколько губительна и лжива была вся эта революционная пропаганда. Но, конечно, не всех остановили даже эти мудрые слова, и мы знаем, что жизнь и страдания нашего народа стали доказательством того, что всё это ложь и обман, что всё это обольщение людей, с тем чтобы сбить народ наш с исторического пути, разрушить веру, разрушить подлинную любовь к Родине, которая основана не на идеологических схемах, а на глубоком чувстве, проистекающем из самого сердца человека.
Святитель Филарет в том трудном XIX веке, предшествовавшем катастрофам в жизни нашей страны, пытался всеми силами вразумить, в первую очередь, образованный класс. И на многих подействовал, как-то отложив, может быть, страшные события, которые грянули в нашей стране в начале века XX.
Кроме того, что святитель Филарет был энциклопедически образованным человеком, он был подвижником. Он действительно вел аскетический образ жизни, соединяя не только веру и знание, но и жизнь светского интеллигента — светского не в смысле личных убеждений, а имевшего признание в светском обществе, — с внутренним аскетизмом, самоограничением, духовными подвигами. Святитель указывает и нам, людям XXI века, что можно соединять и образование, и глубокую веру, и светскую жизнь с основами аскетизма, что и делаем мы, православные люди, соблюдая посты, не только ограничивая себя в пище, но и воздерживаясь от некоторых видов времяпрепровождения. Потому что через аскетическое воздействие на волю мы воспитываем самих себя в способности противостоять тому, что вредно и греховно.
Святитель Филарет действительно сделал очень многое для соединения веры и знания, для обращения людей мыслящих, но подвергнутых, к сожалению, безбожным влияниям, к Богу и к Церкви. И он вошел в историю как великий угодник Божий, не только силой ума своего, но силой веры и особенно примером жизни своей явивший возможность сочетать в себе земное и небесное, веру и знание, аскетизм и активное участие в жизни народа.
Пусть пример святителя Филарета будет примером для наших архипастырей, для нашего духовенства, да и для каждого верующего человека, которому приходится жить в миру и оставаться православным. Никогда не нужно стесняться своей веры! Может быть, не надо всякий раз бить себя в грудь кулаком и говорить «я православный», но бывает, что нужно и веру защитить, и показать пример того, что означает быть православным человеком.
Вразумляясь примером великих угодников, которые нам предшествовали, будем и мы в свое время, в свою эпоху пытаться соединить небесное и земное, оставаясь верными учениками Спасителя и верными чадами Святой Православной Церкви. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси