11 декабря 2024 года в Православном Свято-Тихоновском богословском институте состоялся юбилейный пастырский семинар «Древние каноны в современной пастырской практике».
Семинар под председательством ректора Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета епископа Егорьевского Мефодия прошел в главном здании ПСТГУ. Для организатора мероприятия — портала «Пастырь» — семинар стал юбилейным, знаменующим 10-летие работы сайта и проведения пастырских семинаров.
В семинаре приняли участие в очном и дистанционном форматах около 45 клириков и студентов духовных учебных заведений Русской Православной Церкви.
Основной доклад представил протоиерей Димитрий Пашков, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы в Красном Селе г. Москвы, преподаватель ПСТГУ. Докладчик говорил о том, к ак древние церковные нормы соотносятся с современными реалиями, возможно ли подобное соотнесение, ведь в те эпохи, когда утверждались древние каноны, мир выглядел совсем иначе. Отец Димитрий предложил принять, что каноны — неотъемлемая часть Священного Предания, и необходимы они не только в повседневной церковной жизни, но и в правоустанавливающей деятельности Церкви: разрабатывая новые законы, церковный законодатель опирается в первую очередь на каноническое право. Утверждались канонические правила Вселенскими Соборами, значит, и отменить их мог бы только Вселенский Собор, подчеркнул докладчик.
Формальным образом многие каноны в настоящее время малоприменимы, отметил отец Дмитрий, однако они важны потому, что сохраняют фундаментальные нормы церковного права, говоря словами протопресвитера Николая Афанасьева, содержат в себе «догмат о Церкви». Наша цель — научиться бережно извлекать эти нормы и пользоваться ими, освобождая от внешней оболочки, которая часто является данью времени, культурной среде или историческим обстоятельствам, заключил докладчик, подчеркнув, что правильно уловить эту норму можно только живя церковной жизнью, пребывая внутри Церкви.
Важно адекватно интерпретировать обстоятельства, в которых и для которых создавалась та или иная норма: при ближайшем рассмотрении может оказаться, что в современных реалиях конкретная каноническая норма уже не актуальна. Отец Димитрий привел в пример 13-е правило Гангрского Собора, запрещающее женщинам носить мужскую одежду «из ложного аскетизма»: ясно, что сегодняшнее использование женщинами предметов мужского гардероба (например, брюк) вызвано соображениями совсем иного рода, прежде всего погодными условиями.
Главное, что смущает сегодня в древних канонах, с точки зрения пастырской практики, — это санкции за нарушения установленных правил, то есть епитимии, которые иногда кажутся чрезмерно строгими, констатировал отец Димитрий. Между тем санкции, по его словам, — самая необязательная и вариативная часть канона. Многие церковные правила (к примеру, все каноны Лаодикийского Собора) не предусматривают никаких санкций вовсе: отцы собора рассчитывали либо на то, что чада Церкви будут сами понуждать себя к соблюдению церковных правил, либо что конкретная община установит санкции по своему усмотрению. Докладчик сослался на пример святителя Григория Нисского, часто препоручавшего духовникам самостоятельно устанавливать меру строгости прещений: «…прежде всего смотреть дóлжно, каково расположение врачуемого, и ко уврачеванию достаточным почитать не время (ибо какое исцеление может быть от времени?), но произволение».
«Санкция не является частью догмата канона, она лишь обеспечительная мера, которая может быть эластичной», — подытожил отец Димитрий.
Участники семинара обсудили каноническую сторону многих современных ситуаций и явлений, а также поговорили об интерпретации отдельных канонических норм, актуальных в настоящее время. В частности, отец Димитрий привел пример решения Общецерковного суда, признавшего претензии епископа к клирику необоснованными по причине неверного истолкования Апостольского правила 55 (об извержении из сана пресвитера или диакона, «досаждающего епископу»). Суд пришел к выводу, что «досадить» значит не «вызвать чувство досады», а «оскорблять, клеветать, браниться».
В случаях, когда прямая каноническая норма не может быть применима, докладчик призвал использовать методы «аналогии закона» или «аналогии права». В пример он привел неправомерную, на его взгляд, ситуацию наложения епитимии на человека, не являющегося духовным чадом священника. «Процессуально правильная епитимья только та, которую духовник имеет возможность и собирается реально контролировать», — подчеркнул протоиерей Димитрий Пашков. Это вытекает, по его словам, из духа канонического права: в частности, 102-го правила Трулльского Собора, уподобляющего духовника врачу, который лично следит за состоянием больного и за ходом лечения.
Участники дискуссии пришли к мнению, что в церковной жизни по-прежнему много вопросов, не до конца разрешенных в каноническом поле: например, о возможности допускать к причастию христиан, не усвоивших как следует евангельских принципов жизни и совершающих тяжкие грехи. Суть проблемы изложил основатель и президент ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев: каноны писались во времена, когда люди приходили к Крещению чаще всего сознательно, сегодня же люди в подавляющем большинстве крестятся в младенчестве, а вырастая, становятся жертвами развращенных нравов. Церковь же часто призывает священников действовать в миссионерском духе, допуская к Чаше «всех, кто хочет причащаться».
Одним из важных тезисов, прозвучавших в ходе семинара, стал призыв ввести в семинарские учебные программы курс о том, как правильно применять нормы канонического права в современной церковной жизни.
Портал «Пастырь»/Патриархия.ru