Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Воскресения Словущего в Марьинском парке г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Воскресения Словущего в Марьинском парке г. Москвы
Версия для печати
15 декабря 2024 г. 15:45

15 декабря 2024 года, в Неделю 25-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме Воскресения Словущего в Марьинском парке г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак. 4:6; 1 Пет. 5:5) — эти слова, может быть, одни из самых важных в Священном Писании. Гордость — то, что сопровождает человека, особенно когда он восходит по степеням своей карьеры, либо становится более богатым, более успешным. Другими словами, когда он начинает связывать свой успех исключительно с собственной личностью: «Это я такой! Выбился! Кем был, а кем стал! Какой же я крутой, какой умный, какой правильный!» И даже если эти слова человек не произносит, яд гордыни все равно входит в его сознание.

А мудрость заключается в том, чтобы человек умел правильно вести себя и в бедности, и в богатстве. Но для этого нужно никогда не забывать о Боге. Потому что бедный в одночасье может стать богатым, и богатый в одночасье может стать нищим, как часто и бывает; и самый богатый человек не может распоряжаться своей жизнью. Да, при помощи современной медицины можно продлить жизнь или облегчить страдания, но избежать смерти, часто преждевременной, никто не может, потому что рождение и смерть — в руках Божиих.

Эти слова — Бог гордым противится, а смиренным дает благодать — должны быть восприняты серьезно в первую очередь теми, кто во власти, у кого голова начинает кружиться: «Как же! Я достиг этого и этого! А может, еще и повыше смогу!» И начинается раздувание щек, самоуслаждение, восхищение своей собственной личностью. Как в евангельской притче о богаче, когда он рассуждает так: «Душа, все у тебя есть — пей, ешь, веселись!» А Господь отвечает: «Безумный! В сию ночь душу твою возьму — на что тебе все это богатство?» (см. Лк. 12:19-20).

Богатые люди должны вдумчиво относиться к своему положению и ложиться спать, вспоминая эти слова из Евангелия. А если в голову приходят дурные мысли: «это всё я сам! какой я крутой! как я всё правильно сделал! как я обошел других! это ж сколько у меня денежек?» — вот с этого и начинается погибель. И мы знаем страшные примеры самоубийств, особенно за рубежом. Богатейшие люди, миллиардеры, кончают жизнь самоубийством, да и в среде наших богачей всякое бывает, особенно в том, что касается семейной жизни — далеко не всегда она складывается.

Поэтому каждый человек, который приобретает материальные ценности, становится более обеспеченным, чем большинство окружающих, должен со смирением воспринимать то, что Бог ему дал, и понимать, что это не просто дар, которым нужно наслаждаться, а это испытание. Бог тебя испытывает богатством. Был бедным или средней руки — вроде как и неплохо все было, и Бога не забывал, и в храм ходил, и жену свою не обижал, и о детях беспокоился. А потом, что называется, сорвался. Почему? Да потому что денег стало много. Думаешь, что теперь можешь всё, забывая, что в сию ночь Господь может взять твою душу.

Богатство не должно быть тем, что надрывает нравственную, духовную жизнь человека, что обрекает его на вечную погибель. Напротив, богатство должно послужить его спасению. А для того чтобы было так, всегда нужно свое богатство разделять с другими. Нужно видеть тех, кто нуждается в деньгах, в каких-то средствах, и помогать — не в силу обязанности, а по совести, памятуя, что и ты в любой момент можешь оказаться нуждающимся.

Как же сейчас необходима такая этика, такая мораль богатого человека! Дело в том, что в нашей стране богатые люди появились недавно. Когда человек растет в богатой семье, когда из поколения в поколение, как это было у нас до революции или в аристократических кругах в других странах, люди воспитываются в богатстве, у них часто и нет желания им похваляться. А вот когда не было богатства и вдруг разбогател — голову сносит. Но Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.

Человек может быть счастлив, будучи богатым, если он понимает, что все в руках Божиих, что это Господь попустил так. «А для чего Он мне эти деньги дал, это положение, этот бизнес? Каков конечный смысл? Ведь не для того чтобы я на «Феррари» ездил и все время на заграничных курортах отдыхал!» Бог не может ради этого давать деньги — Он дает их для чего-то другого. То, что тебе Бог дал — а именно Он дал, Он попустил, — ты должен использовать, чтобы сделать что-то очень важное и доброе. Поэтому, как только у человека появляются свободные деньги — больше, чем нужно ему самому и его семье, — нужно обязательно подумать о добрых делах, потому что кому больше дано, с того больше и спросится (см. Лк. 12:48), и чем больше денег, тем больше спрос будет от Бога.

Счастье богатого человека, подлинное, не мнимое счастье — не плотские наслаждения и отдых в богатых местах. Подлинное счастье зависит не от количества денег на счету, а от состояния души. А состояние души — это результат воздействия на человека благодати Божией. Вот почему так важно богатым, да и бедным, помнить: жизнь наша в руках Божиих, сегодня Господь воздвиг, а завтра может низринуть, сегодня Господь попустил, а завтра может чего-то лишить. Вот в чем хождение пред Богом, как говорили святые отцы. Человек должен ходить пред Богом, то есть соизмерять свои мысли, свои поступки с волей Божией, подвергать себя постоянно суду Божиему и таким образом духовно возрастать. И тогда материальное богатство будет не в погибель, а в спасение.

И как же много таких богатых людей знала Русская земля! Она, собственно, и стала великой державой, сильным государством в первую очередь потому, что люди наши православные сумели соединить как будто несоединимое: глубокую веру в Бога, преданность Его воле и разумное использование средств, которые по воле Божией они обрели.

Да помогает Господь и современным богатым людям не забывать: чем больше денег, тем больше ответственности пред Богом, тем больше Господь спросит. Спросит совсем не о том, сколько богатств ты прирастил, сколько процентов прибыли получил. На Божием суде об этом и речи не будет! Будет речь вот о чем: а ты помог? а ты накормил? а ты приютил? а ты разделил свои возможности с другими людьми?

Если мысли об этом будут сохраняться в сознании состоятельных православных людей, то во многом изменится к лучшему их жизнь. А если такое мировоззрение, устроение мыслей станет распространяться среди тех, кто сегодня имеет рычаги материального воздействия на окружающий мир, то во многом изменится и жизнь нашего Отечества.

Кому больше дано, с того больше и спросится. Я бы очень хотел, чтобы эти слова навсегда запомнили те люди, которые обретают большую политическую власть или получают достаточные, а иногда даже сверхдостаточные материальные возможности. И да помогает Господь всем нам — и во власти сущим, и тем, у кого большие деньги, и тем, кто средне живет, и тем, кто живет очень скромно. Чтобы мы жили, не завидуя друг другу, не ущемляя друг друга, а это можно только тогда, когда мы все вместе принадлежим Церкви, потому что в Церкви мы все стоим равными, никто не выше другого. Вот если через участие в церковной жизни мы обретем мудрость, способность правильно распоряжаться материальными средствами, если таковые есть, и спокойно принимать условия, в которых живем, если таковых недостаточно, — вот тогда и отпадут всякие причины для междоусобной брани, для дикой конкурентной борьбы, для поедания друг друга, для совершения злых дел во имя личного благополучия, то есть всего того, что низвергает такое ясное и очень важное понятие, как подлинное человеческое счастье. А счастье — это и есть синоним спасения. Счастье — это и есть то, к чему нас призывает Господь.

И да помогает всем нам Господь наш и Спаситель идти именно таким путем по жизни, отвергая всякие соблазны, всякие искушения и совершая жизнь свою по Его спасительным заповедям. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Другие статьи

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Живоначальной Троицы в Чертанове г. Москвы

Патриаршая проповедь в день памяти благоверного великого князя Александра Невского в Александро-Невском скиту близ Переделкина

Патриаршая проповедь перед молебном у раки святителя Тихона в Донском ставропигиальном монастыре

Патриаршая проповедь в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Филарета Московского

Патриаршая проповедь в Неделю 22-ю по Пятидесятнице после Литургии в храме святителя Николая Мирликийского в Бирюлеве г. Москвы

Патриаршее слово после богослужения в Александро-Невском скиту близ Переделкина

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, после Литургии в Донском ставропигиальном монастыре г. Москвы

Патриаршая проповедь в Неделю 21-ю по Пятидесятнице после Литургии в Храме Христа Спасителя