Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Время для настоящей жизни

Время для настоящей жизни
Версия для печати
9 января 2025 г. 12:11

Почему Новый год не конкурент празднику Рождества Христова? Что русская зима добавляет в образ христианства? Что говорят священники бойцам в блиндажных храмах? Найдены ли все необходимые на СВО слова? Почему быть рядом иногда важнее слов? Как люди, воевавшие по разные стороны, войдут в один храм? Почему писатели и философы видят происходящее лучше журналистов? — на эти и другие вопросы в околорождественские дни «Российской газете» ответил председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ, заведующий кафедрой медиакоммуникаций МГИМО В.Р. Легойда.

Проповедь на новый год

— Один из самых светлых и радостных праздников, давно знакомых человечеству — Рождество Христово — за века своего существования оброс огромным культурным шлейфом обычаев, традиций, жанров. Какой момент этот праздник переживает сейчас? Как в нем соединяются сакральный смысл и обычная современная, часто не пронизанная христианством жизнь? Не конкурирует ли с ним Новый год?

— Думаю, что Новый год остается самым значимым праздником в большей степени для старшего поколения и нецерковных людей. Но я бы не устраивал войны праздников. И не поддерживал категоричную установку некоторых православных: мы Новый год не празднуем! В нем ведь нет ничего такого уж нехристианского. Просто из-за разницы светского и церковного календарей светский Новый год выпадает на время поста.

Патриарх на Новый год всегда служит молебен. В одном церковном издательстве недавно вышли «новогодние проповеди» известного митрополита Сурожского Антония. Так что в желании праздновать Новый год не надо искать что-то неправильное… Тем более, что в последнее время появилась традиция ночных Литургий в новогоднюю ночь. Причем никто никаких указаний не давал, инициатива возникла, что называется, «снизу» и на наших глазах.

Ярко выраженных тенденций западного мира, когда Рождество растождествляется с христианскими смыслами, у нас, к счастью, нет.

Вспоминаю, как в 90-х собирал материал для диссертации, посвященной американской культуре, и мне один православный американский священник рассказывал, что его позвали на Рождество в какой-то большой торговый центр с елкой. Он сначала согласился. Но после трех объявленных условий — не молиться, не говорить о Христе, не подчеркивать религиозный характер праздника — отказался. Слава Богу, у нас подобного нет. Хотя некоего растворения глубинно христианских смыслов праздника во всеобщем торжестве «потребительского общества» мы тоже избежать не смогли. (В скобках замечу, что в последнее время еще и наметилась весьма тревожная тенденция убирать в общественном пространстве кресты из визуальных образов.)

— Вернемся к этим смыслам…

— Рождество совершенно особый праздник. С богословской точки зрения это событие, в котором происходит… невероятное умаление Бога. Творец Вселенной приходит на землю совершенно беззащитным младенцем. Не в славе, не в образе всесильного громовержца… Христианские богословы всегда подчеркивают эту составляющую — беспомощный младенец, который больше всего мира. И этот особый, абсолютно уникальный характер Боговоплощения несет в себе и понимание, что перед нами Бог, который потом пострадает за нас на кресте.

Еще один из смыслов Боговоплощения и христианства вообще — ценность отдельной человеческой жизни. В замечательном фильме Фрэнка Капры «Эта прекрасная жизнь» в предрождественское время герой решает покончить с собой, посчитав, что все вокруг ужасно, а жизнь его бесполезна. Но посланный ему ангел показывает, какой бы она была, если бы он не родился.

В этом празднике масштабное и сверхмасштабное легко соединяется с личным измерением. Мераб Мамардашвили говорил: «То, что было философским двигателем моей юности, можно свести к такой идее: Иисус Христос мог родиться сколь угодно много раз, но если в один прекрасный день он не родится в тебе, ты погиб». Это тоже как раз про пересечение личного и вселенского измерения.

Даже во вселенской катастрофе, когда-то происшедшей с нами и определившей развитие человечества — грехопадении Адама и Евы (мы же понимаем, что это не история из жизни одного семейства, где что-то не то съели, и их за это взяли и выгнали «за периметр») есть это очень личное измерение: муж в жене, а жена в муже увидели «чужого». Потому брак благословляется и как преодоление этого чужого в другом.

Богородица, услышав пророчество, понимала, насколько это касается не только ее, но и всего человечества. Но это было и для нее очень-очень личным переживанием. Что, кстати, хорошо передает церковное искусство, особенно икона «Не рыдай Мене, Мати». Или западная Пьета.

Зимняя cказка Рождества

— Россия — зимняя страна. Тарковский в «Андрее Рублеве» недаром снял зимнюю Голгофу. Русская зима что-то добавляет в образ нашего христианства? Христианство что-то привносит в образ русской зимы?

— Думаю, что и русская зима придает празднику вселенское измерение. Христос родился зимой. И снег на Рождество для нас уже в каком-то смысле неразделим с этим праздником.

Рождественская зима со снегом (кстати, не только русская, но и американская, и канадская, и финская) сегодня, как и в былые времена, добавляет ожидание чуда в сложной ситуации (зима же, холодно).

Но с другой стороны, Рождество привносит в искристую русскую зиму ощущение обновления мира и человека. Происходящего именно потому, что Господь воплотился.

Ну и замечательная традиция колядок — это тоже привнесение зимы в Рождество или Рождества в зиму.

Праздник Рождества — храм, радостные лица — даже во время огромной личной трагедии все равно тебя обнимет и согреет. Наше богослужение, оно настолько ненасильственное… Вот в каком смысле: ты приходишь на литургию или на всенощную, и в каком бы состоянии ты ни пришел, ты в любом случае получишь опору и поддержку. Даже если у тебя трагедия, или что-то трагическое происходит в мире, Рождество не диссонирует с этим.

А радость о воплотившемся Спасителе тебя только поддерживает. Даже в самых страшных минутах. Могу это совершенно точно сказать, в том числе и на своем опыте.

Почему в окопах нет атеистов

— Главным событием в жизни страны остается специальная военная операция. И — в окопах атеистов нет — на ней резко возрастает вера. Кстати, не всегда христианская, на фронте есть и язычники. Но вера в людях поднимается, выявляется. На полигонах бойцы и священники говорят о чудесах. Наверное, это все надо отделять от нервных и психических миражей… Но что делает Церковь с этой новой возрастающей на наших глазах энергией веры? Она как-то собирается, исследуется, освидетельствуется, записывается?

— Думаю, что пока главным образом проживается… Всякий раз, разговаривая с военными священниками, волонтерами, врачами я слышу практически от всех, что главное там — это ощущение настоящей жизни. Конечно, дающееся очень высокой и страшной ценой… но так сказал мне один врач: там все настоящее.

Ну, а «В окопах атеистов нет» означает, что человек на фронте очень быстро понимает мимолетность жизни, переосмысляет (или пере-чувствует) страшнейшие ее вопросы. Не будем забывать, что вопрос «что такое смерть?» — главный религиозный вопрос. Поэтому и атеистов там нет. Но это не значит, что все там христиане или мусульмане. Боец может обращаться к чему угодно. Недаром Патриарх на самом высоком уровне заговорил об опасностях неоязычества. Конечно, скорее, это просто ситуативный, а не мировоззренческий выбор. И неоязычники там, на ЛБС, это же не те ребята, которые тут у нас через костры прыгают.

Александр Сергеевич Ходаковский, основатель донецкого батальона «Восток», воюющий с 2014 года, когда мы с ним обсуждали, для чего на фронте нужен священник, сказал: для того, чтобы остановить возможное расчеловечивание людей. С человеком на войне происходят разные метаморфозы, в том числе печальные. А священник не просто поддерживает людей, воюющих часто на пределе своих возможностей и в любой момент могущих погибнуть, но еще и помогает им в тяжелейших ситуациях остаться людьми.

— И все-таки есть ощущение, что самые главные слова Церковью не найдены и не сказаны. Ну, слава Богу, у Святейшего Патриарха на наше счастье не останавливается духовная и интеллектуальная рефлексия…

— Мы привыкли слушать Патриарха, высказывающегося на разные темы — много, ярко, глубоко, интересно и точно. Полагаю, что нам, тем, кто рядом с Предстоятелем, удается увидеть и в какую колоссальную внутреннюю работу — глубинную, душевную, сердечную, духовную — он погружен. Даже то мощное, приправленное солью слово, что мы слышим, кажется лишь верхушкой айсберга, а в глубине — невероятные внутренние переживания и духовная работа.

Все это, повторю, находит выражение и в Патриаршей проповеди, и в пастырском служении в целом. Но вся происходящая внутри огромная духовная работа Предстоятеля либо еще найдет свое выражение, либо навсегда останется между Богом и человеком.

— А кто еще говорит о происходящем на СВО? Церковь обратилась к главным людям, к воинам? Мы нашли христианский взгляд на происходящее? Кроме умильного: хорошо всех мирить и милосердствовать? Ага, с гранатометом-то в руках… Солдатский опыт требует собранности, ума, точности стрельбы, сверхнапряжения сил и молитвы — да, но не умиления же в бою…

Кто скажет солдату-штурмовику, которому завтра в бой: жалей врагов? Это же самоубийственные установки. Мне кажется, не проговорено, не артикулировано главное: воевать надо хорошо. И воевать нам есть за что… Ну и, наконец, еще раз ясно проговорить, что война это не убийство. Что в ситуации, когда тебя самого могут убить, твой выстрел перестает быть выстрелом убийцы…

— У меня друг воюет. Как-то сказал мне: мне очень нужен священник; я убивал людей и мне с этим жить. Как артиллерист он видел, что много людей гибнет после его точных ударов… Без истерики, без эмоций сказал, но видно, что это для него тяжелейший вопрос. И по признаниям врачей в госпиталях, многие бойцы хотят говорить со священником, даже те, кто не всегда готов говорить с психологом.

И насчет того, убийство или не убийство происходящее на войне, тоже не готов согласиться. По древним канонам воинов отлучали от причастия. На меньший срок, чем убийц-разбойников, но отлучали. Есть разные точки зрения на то, как это все возникало, и это все еще надо изучать.

Что касается ненайденных главных слов…

Я все-таки не думаю, что словесное свидетельство Церкви — главная ее миссия сегодня. Главное сегодня, как говорил когда-то отец Александр Ельчанинов, — утешить плачущих, плача вместе с ними.

Священник просто находится рядом. Может быть, не буквально в окопе, но в госпитале, в блиндажном храме. И не все они там фантастические риторы и находят такие слова, которые золотыми буквами отпечатываются в сердцах воинов. Но они очень много делают самим своим присутствием. Своей молитвой. Мы же верим в действенность молитвы? В то, что это все настоящее…

А какое-то универсально-пронзительное слово, о котором вы говорите, сейчас не первоочередная задача Церкви.

Тот же Ходаковский мне как-то сказал, что считать себя этаким белым паладином Господа, безошибочно выполняющим Его важнейшую задачу, — ну в жизни это конечно не так.

Правда войны страшная. Всегда страшная. Боевые действия трагичны. И не только потому, что люди убивают людей, но и потому, что братья убивают братьев. Этого никто не отменял.

Мы в рамках Всемирного русского народного собора проводили секцию с военкорами. У некоторых выступающих была и такая мысль: а точно в СМИ нужна вся правда войны? Может, и лучше: броня крепка и танки наши быстры?..

— Ну если учитывать, что мы еще находимся и на информационной войне, то, наверное, лучше, «броня крепка». Я из последней командировки привезла ощущение, что рассказ или религиозно-философское осмысление увиденного будет вернее правды журналистского репортажа.

Мои пути — не ваши пути

— Еще одна драма жизни и истории: по разные стороны фронта оказались люди одной веры и Церкви. Православные христиане, часто принадлежащие канонической Церкви. Мы нашли на это христианский взгляд? Я недавно прочитала поразившие меня слова одного священника, сказавшего, что если ты искренне верил в то, за что ты воевал, и не совершал военных преступлений, не добивал раненых, то Господь тебя примет. Мне показалось, что он сказал правду. Да, люди искренне верят в необходимость защищать свою страну и несмотря на то, что они люди одной веры, стреляют друг в друга. И тех, и других может принять Бог. Как насмерть поссорившихся, но своих детей.

— Я вообще думаю, что будет большой дерзостью судить за Бога, кого и как он будет судить.

Конечно, когда мы говорим о действиях украинского режима по отношению к своим же гражданам и особенно к верующим людям… Политический истеблишмент Украины навсегда вписал свои имена в историю гонений на христианскую веру, тут никаких сомнений быть не может.

Но когда мы говорим о конкретном человеке и его вечности, то тут, повторю, было бы большой дерзостью решать за Господа, говоря: те, кто по эту сторону, все, как один, молодцы, а всех тех, кто по ту, Господь никогда не примет. Конечно, Бог судит не нашим судом. «Мои пути — не ваши пути» сказано навсегда. И уж что там будет на весах…

Поэтому мне и понятны слова священника, которые вы привели.

И снова вспомню Александра Сергеевича Ходаковского, размышлявшего о том, а что с нами будет, когда все закончится. Как мы преодолеем ту нелюбовь, ту ненависть, которая сегодня есть по обе стороны фронта? И он сказал, что когда-нибудь, когда все закончится, возможно, в один храм зайдут люди, воевавшие по разные стороны, поставят свечи, перекрестятся… И это может стать неким залогом и некой надеждой на то, что они смогут обрести прощение, мир, успокоиться… По крайней мере, те, кто сможет зайти в один храм.

— Пока еще находясь в ситуации информационной войны, мы понимаем, что нам придется продвигаться к более объемному и честному пониманию реальности: не все враги пойдут в ад, не все они палачи и мошенники. Или об этом можно будет говорить лишь в условиях мира или перемирия?

— Да нет, почему…

Я думаю, что священник, находящийся рядом с бойцами, уже сейчас говорит им то, что считает нужным вот в этой конкретной ситуации. Священникам нередко приходится не просто поддерживать, но и вдохновлять и убеждать людей. Военкоры, с которыми мы встречались, вспоминали ситуации, когда вмешательство священника помогало выполнить боевое задание. Но главное, на мой взгляд то, что священник все-таки — некая преграда возможной потере человеческого облика. И на это тоже направлено его пастырское служение в боевых условиях. И поэтому слова — у Церкви, у священника — на фронте точно находятся. Но это слова, обращенные к конкретному человеку.

Не лозунги, не отчеты, не афористичные выраженные мысли, а, может быть, какое-то совсем простое слово, очень безыскусное и недлинное, потому что ведь еще и времени нет. Но оно обязательно находится. Потому что и Бог говорит с людьми через священников.

Что касается полноты видения и правды… Думаю, что существование человека на пределе возможностей, на границе добра и зла, конечно, в первую очередь предмет не журналистской, а художественной рефлексии и религиозно-философского размышления. Мы уже видим, что эта рефлексия началась. И понимаем, что она не имеет конца. Вон «Рай» Кончаловского — какое глубинное художественное исследование зла! Но, конечно, должно было пройти несколько десятилетий, прежде чем художник смог взглянуть на это вот так.

И к специальной военной операции — как к событию такого же масштаба — мы будем очень долго возвращаться. Столько, сколько будет держаться память о ней.

Ведь вот даже по поводу Смутного времени еще не закончилась художественная рефлексия: Эдуард Бояков совсем недавно поставил мультимедийный спектакль «Соборная площадь» в кинопарке «Москино». Искусство же не регулируется подходом: все, прошло 500 лет, закрываем тему…

Откровенно

Я бы еще хотел ответить на ваш вопрос о моих собственных высказываниях по главной теме. Категорически не приемля диванную экспертность, стараюсь не высказываться на темы, где не чувствую, что я — морально — вправе об этом говорить. Я же не сидел в окопах под обстрелами… И поэтому либо высказываю по должности официальную церковную точку зрения, либо ссылаюсь на кого-то, кто имеет на это право. Есть вещи, о которых нельзя говорить, если ты их не пережил.

А людям, которые способны об этом написать, мне кажется, сейчас пока еще не до этого. Они еще «там».

Конечно, художественное осмысление идет, и фильмы уже какие-то снимают. Стихи пишут, прозу… Очень сильные рассказы есть у Марины Ахмедовой — про то, что сейчас происходит… Но нас еще ждет продолжение этой темы и возвращение к ней.

Между тем

— Вы продолжаете на ТВ писать свои «Парсуны» на Спасе. Какие открытия делаете при этом?

— Мне не приедаются и не надоедают размышления моих героев над главными, выбранными нами темами — «Вера», «Надежда», «Терпение», «Прощение» и «Любовь». Не буду кривить душой, встречаются, к сожалению, иногда и какие-то поверхностные суждения, но есть и открытия. Например, как сказал один мой гость, понять, простил ты или не простил, сложнее, чем понять, любишь или не любишь. В «любишь» или «не любишь» сомнений вроде как нет. А вот простил или не простил…

Трогают, задевают и остаются в памяти и сердце у меня обычно люди, занятые служением милосердия. Стараюсь одну из четырех передач в месяц посвящать им.

Недавно у меня была в гостях замечательная кризисный психолог. При осторожном отношении к психологии, особенно из-за избытка ее коммерческого присутствия в нашей жизни, психология катастроф — это тоже работа на пределе.

А еще интересно писать парсуны людей из академического мира, философов прежде всего. Они помогают увидеть новые грани привычных тем, проблем, отыскать важные смыслы. Две-три фразы настоящего философа позволяют посмотреть на что-то совершенно иначе.

Ну и нашли новую форму диалога — в подкасте «Собрались с мыслями» на Первом канале. Там уже не парсунный, а экспертный разговор. Но тоже весьма глубокий, неспешный…

Беседовала Елена Яковлева

Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ/Патриархия.ru

Материалы по теме

Рождественское интервью Святейшего Патриарха Кирилла телеканалу «Россия 1»

Рождественское интервью Святейшего Патриарха Кирилла телеканалу «Россия 1» [Патриарх : Интервью]

Синодальный отдел по благотворительности организовал семинар по пастырской помощи вернувшимся с фронта

В Москве состоялось последнее в 2024 году заседание Священного Синода

Священный Синод Русской Православной Церкви принял ряд кадровых решений

Священный Синод Русской Православной Церкви принял ряд решений, касающихся внешних церковных связей

И.о. председателя Синодального отдела по тюремному служению посетил женскую исправительную колонию № 1 ГУФСИН России по Московской области

Издательский Совет провел рождественский праздник в Парке Горького в Москве

В праздник Собора Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Успенском соборе Московского Кремля

Другие интервью

Митрополит Курский Герман: В основе пастырского служения — благоговейное предстояние пред Богом

Протоиерей Максим Козлов: Система высшего духовного образования в Русской Православной Церкви свидетельствует о своем развитии, стабильности и жизнеспособности

В.Р. Легойда: Важно, от кого произошел человек, но еще важнее, что с ним произойдет

Митрополит Екатеринбургский Евгений: Мы боремся за то, чтобы жить в евангельской системе координат

А.В. Щипков: Смоленск — особый город в истории России

«Ортодоксия» на марше: православные миссионеры в тылу и в зоне СВО

Митрополит Наро-Фоминский Никандр: У нас высокая миссия — создавать архитектурные проекты, которые не уступают древним шедеврам по своей красоте и разнообразию

Протоиерей Михаил Потокин: Нужны добровольцы для помощи людям на Донбассе

Епископ Каменский и Камышловский Мефодий: «Церковь — самый эффективный помощник в избавлении от всякой тяги, в том числе и к наркотикам»