Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на пленарном заседании XXХIII Международных Рождественских образовательных чтений

Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на пленарном заседании XXХIII Международных Рождественских образовательных чтений
Версия для печати
28 января 2025 г. 20:00

28 января 2025 года в Государственном Кремлевском дворце в Москве состоялось торжественное пленарное заседание XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений «80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений». Мероприятие возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступивший с докладом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Уважаемые участники Рождественских чтений! Дорогие отцы, братья и сестры!

Сердечно всех вас приветствую. И всякий раз, когда мы все вместе собираемся в этом огромном зале, я как человек, заставший очень трудные времена для жизни нашей Церкви в Советском Союзе, не могу оторваться от воспоминаний. Потому что этот зал был связан с партийными съездами, на которых, в том числе, провозглашались всякие, простите, бредовые идеи о том, что произойдут радикальные перемены в жизни страны и мы достигнем какого-то особого уровня развития, который не предполагает присутствия религии в жизни народа. Именно здесь, с этих трибун, провозглашались подобного рода идеи, которые, будучи озвучены самыми высокими представителями власти, воспринимались народом и нижестоящими руководителями как прямое указание к действиям. Но вот могли бы представить представители власти и те, кто наполнял тогда этот зал, что наступят времена, когда именно здесь, в зале, где проходили партийные съезды, где, в том числе, строились планы по полной ликвидации Церкви, религии, веры в стране, будут проходить такие собрания, как Рождественские чтения? И как не вспомнить слова «Ты еси Бог творяй чудеса» (Пс. 76:14)? Наверное, в то время никто даже представить не мог этой картины, которую мы сегодня воспринимаем как торжественную, очень важную, но, в общем-то, практически обыденную. Здесь мы собираемся каждый год для того, чтобы обменяться мыслями, подумать о нашей работе, в первую очередь в области образования, воспитания, и, конечно, всем вместе помолиться. Помолиться о нашей стране, о наших властях православных, о народе нашем, о мире, дабы никакие силы не мешали поступательному развитию нашей страны и нашего народа.

Слово, которое я хотел бы обратить к вам сегодня, будет, конечно, связано с 80-летием Великой Победы, с памятью и духовным опытом поколений.

Мы с благодарностью вспоминаем подвиг наших предков, сумевших не только защитить родную землю и отстоять суверенитет страны, но и победить нацизм, дойдя до самого логова захватчиков, чья преступная идеология овладела умами миллионов людей. Однако выбранная для обсуждения тема затрагивает не только вопрос сохранения исторической памяти, что, безусловно, очень важно, и я об этом не раз говорил. Пять лет тому назад мы с особенным вниманием обратились к этой теме, отмечая 75-летний юбилей Победы[1]. С этой высокой трибуны мне довелось говорить о немалом вкладе Русской Православной Церкви в победу над нацизмом, о подвиге верующих, духовенства и епископата, о важности противостоять попыткам переписать историю и предать забвению страшные и вместе с тем славные страницы Великой Отечественной войны.

Да, несомненно, мы призваны к тому, чтобы хранить благоговейное отношение к подвигу нашего народа, к подвигу наших предков. Народ неблагодарный, впавший в историческое беспамятство и не помнящий родства, обречен на исчезновение. Об этом не думали наши атеистические лидеры, которые отсекали историю от настоящего, которые предавали историю даже не забвению, а сокрушительной критике. Они не понимали, что нельзя с нуля начинать историческое развитие, и ошиблись, потому что та духовная сила, та культура, которая была сформирована предыдущими поколениями, не переставала питать сознание и нравственное чувство и тех людей, которые были призваны партийным руководством к тому, чтобы уничтожить религиозное сознание, религиозную практику и построить атеистическое общество.

Но важно не забывать и о другой стороне вопроса, которая нередко остается в тени торжественных победных реляций. Сбережение памяти обеспечивается по-настоящему сохранением духовного опыта поколений, а этот опыт, в свою очередь, есть не что иное, как передача живой духовной традиции народа. Вот покуда есть эта передача духовной традиции, народ действительно сохраняет огромную духовную силу, способную противостоять самым грозным опасностям.

А почему это именно так, и почему мы задумываемся об этом? Немногим более 200 лет отделяет нас от победы в Отечественной войне 1812 года, и сейчас для многих из нас это в основном просто значимый факт истории. Но на протяжении многих десятилетий XIX и начала XX в. победа в Отечественной войне 1812 года была одним из ключевых культурных символов России. Эта тема оставила глубокий след в общественном сознании и нашла отражение во многих произведениях литературы[2], в живописи[3], в музыкальном творчестве[4], в архитектурных и скульптурных памятниках. Годовщины победы над Наполеоном торжественно отмечались на самом высоком государственном уровне. Всеобщей благодарностью за победу в Отечественной войне должен был стать, как вы знаете, Храм Христа Спасителя в Москве, который строился более 40 лет на народные деньги. В 1883 году храм в присутствии Императорской семьи был, наконец, освящен, что стало выдающимся событием в религиозной, культурной и общественной жизни страны. Но проходит менее 50 лет — и в 1931 году этот прекрасный символ великой победы великого народа был варварски разрушен пришедшими к власти большевиками, для которых народная святыня уже не имела никакого значения. Последующие 70 лет сие святое место пребывало в мерзости запустения.

Память, по словам академика Д.С. Лихачёва, «противостоит уничтожающей силе времени, преодолевает само время»[5]. Это так, однако память не живет изолированно, вне связи с живым духовным опытом поколений. Да, ее можно поддерживать какое-то время искусственно, запечатлевать и воспевать в произведениях искусства, но, утрачивая связь с духовной традицией, она постепенно меркнет и гаснет. Внешний пафос уходит, а на его месте обнаруживается незаполненная пустота.

Мы знаем, что, несмотря на декларируемый статус православного государства, каким себя, безусловно, считала Российская империя, Церковь, находившаяся под контролем государственной власти, была ограничена в своей деятельности. И хотя простой народ продолжал хранить преданность Христу и Его Церкви, значительную часть управленческих элит и интеллигенции поразила духовная болезнь — болезнь неверия и религиозного релятивизма, что и стало одной из причин революционных потрясений в России.

Очевидно, что успехи русской государственности и достижения русской культуры прежних веков были в значительной степени основаны на христианском духовно-нравственном фундаменте. Воспитанный и укорененный в православной вере народ вынес на своих могучих плечах грандиозные преобразования Петра I, масштабные начинания Екатерины II, Александра I и других Романовых.

Православная вера, христианская нравственность стали тем источником сил, благодаря которому сформировались ключевые качества национального характера, позволившие России и русской культуре стать по-настоящему великими: терпеливость, обостренное чувство справедливости, трудолюбие, выносливость, мужество, устремленность к высшим идеалам и ценностям.

Революция 1917 года и приход к власти атеистических сил ознаменовали строительство не только нового, исключительно материалистического государства, но и создание «нового типа человека». Кровавые репрессии в отношении Церкви и верующих были призваны искоренить всякие «религиозные предрассудки», окончательно разорвать связь времен. Но когда пришла беда и началась Великая Отечественная война, руководство страны обращается именно к христианским ценностям, к православному духовному наследию. Гонения на Церковь приостанавливаются, начинают популяризироваться образы героев прошлого: святых благоверных князей Александра Невского и Димитрия Донского, праведного адмирала Феодора Ушакова, генералиссимуса Александра Суворова и других подвижников, чей пример самоотверженного служения и любви к Отечеству действительно вдохновлял и продолжает вдохновлять людей.

Христианские качества самопожертвования и мужества, готовности людей отдавать самое дорогое — свою жизнь — ради ближних и высоких идеалов защиты Родины проявились в полной мере в годы Великой Отечественной войны. Неслучайно война была объявлена священной, что обращало сознание людей к религиозной идее святости. И этот духовный ресурс, несомненно, был одним из факторов, вдохновлявших народ на борьбу до победы. Само использование слова «священная» по отношению к войне в то самое атеистическое время уже свидетельствовало о некоем повороте в сознании, в том числе в сознании власть имущих. И ведь все это сработало! Люди действительно восприняли защиту своего Отечества как свой священный долг.

Однако очевидно, что любой ресурс, если его не восполнять, неизбежно исчерпывается. В синодальную эпоху, несмотря на сложное положение Церкви, мощная духовная сила прорывалась через служение русского старчества и деятельность выдающихся проповедников и духовных писателей. Но в советские годы, как мы помним, даже это служение было максимально ограничено. Церковь была поставлена на грань выживания, что затрудняло ее просветительскую миссию.

Тем не менее, с обретением внешней религиозной свободы люди заинтересовались Церковью, многие крестились, обвенчались. Мы помним впечатляющий энтузиазм, сопровождавший первые десятилетия церковного возрождения в странах исторической Руси.

Однако Господь ждет от нас большего — Он ищет прежде всего нашего сердца (Притч. 23:26), ждет крепкой и зрелой веры, подтверждаемой реальными делами. И здесь мы подходим, быть может, к самому главному вопросу: что такое вообще победа? От того, какой образ побед прошлых и будущих мы имеем, в каком-то смысле зависит нравственное состояние общества и во многом судьба народа. «Коня приготовляют на день битвы, но победа — от Господа», — свидетельствует премудрый Соломон (Притч. 21:31). Бог — истинный Победитель и Источник победы. Искренняя обращенность к Богу делает народ сопричастным не только победам внешним, но и — главное — внутренним, духовным победам. Следует помнить, что настоящей победы не бывает без исправления жизни и без нравственного изменения. Как писал святитель Николай Сербский, «Божия воля отдаст победу тому христианскому народу, который будет хранить самую чистую и самую крепкую веру в Бога и со всей серьезностью соблюдать Божий закон»[6]. Путь к победе лежит через нравственное преображение человека и всего народа. Здесь нам всем предстоит напряженно потрудиться, чтобы избежать ошибок прошлого. Еще раз повторю: путь к победе лежит через нравственное преображение человека и всего общества. Поэтому Церковь занимается не десятым, не двадцатым делом в государственной повестке дня. Она занимается самым важным — воспитанием таких людей, которые способны формировать потенциальную силу народа и реализовывать эту потенцию даже в самые страшные моменты, когда требуется отдавать жизнь за свою Родину или когда своим трудом необходимо исправлять то, что требует исправления.

Ключевая роль в воспитании и нравственном формировании личности принадлежит, несомненно, образованию. Именно поэтому Церковь с особой настойчивостью свидетельствует о важности преподавания в школах предмета «Основы православной культуры», который рассказывает о духовной традиции нашего народа, приобщает человека к сокровищнице христианской православной культуры.

Один год изучения предмета в начальной школе — это формат, который был предложен религиозным организациям в качестве эксперимента. Всё показывает успешность этого этапа. Так почему же формат так и продолжает оставаться ограниченным? При том что есть общественный запрос — есть классы и даже школы с углубленным изучением православной культуры. По заявлениям родителей такие классы формируются в разных уголках России. Это нисколько не противоречит нашему законодательству и, конечно, отвечает требованиям времени. И что еще важно — из года в год мы видим рост процента выбора модуля «Основы православной культуры» среди родителей и законных представителей обучающихся. Впервые в этом учебном году выбор модуля «Основы православной культуры» вышел на первое место среди прочих и составил почти 42%. Ну, а начинали мы с совсем других процентов, как вы помните.

Еще раз повторю: мы не стремимся наращивать процент ради процента. Это просто показатель и той большой работы, которая проводится во взаимодействии Церкви, родительского сообщества и системы образования, и того запроса, который реально существует в нашем обществе. Для продолжения этой работы считаю важным включение в образовательные программы педагогических вузов и колледжей таких дисциплин, как «Основы православной культуры», «Основы духовно-нравственной культуры народов России», «Нравственные основы семейной жизни» и др. Педагогическим вузам и колледжам может быть предоставлена свобода выбора из этих курсов, но важно, чтобы эти предметы, эти курсы были действительно внедрены в наше образование. Потому что, в конце концов, речь идет о самом главном. Речь идет о мировоззренческом, о нравственном выборе. Знания, которые человек в школе обретает, какое-то время сохраняются в памяти, а потом исчезают. Думаю, не все мы сейчас смогли бы сдать экзамен по алгебре, геометрии или физике. Но ведь то, что мы получили в школе, в значительной мере сформировало нас и помогло идти по жизненному пути.

Вот почему так важно, чтобы в школе преподавались Основы духовно-нравственной культуры народов России. По моему предложению была сформирована рабочая группа, которая в течение прошедшего года взаимодействовала с рядом государственных органов. Результатом ее работы стали договоренности о возвращении предмета в 5-е, 6-е, и 7-е классы. Предмет будут преподавать учителя истории. Считаю это возвращение важным для современной российской школы.

Еще 9 ноября 2022 г. Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным был подписан Указ № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», в котором говорится и об особой роли Православия в становлении и укреплении этих ценностей. За прошедшие два года реализован целый ряд проектов во исполнение положений этого Указа. Мы особенно рады тому, что в минувшем году депутаты Государственной Думы вместе с Правовым управлением Московской Патриархии разработали законопроект, направленный на дополнительную господдержку конфессиональных общеобразовательных организаций. Важно, чтобы эти школы получали государственную помощь в содержании и ремонте зданий, а также в обеспечении питанием младших школьников. К сожалению, многие конкретные механизмы реализации Указа до сих пор неясны и требуют продолжения рабочего взаимодействия представителей органов власти и религиозных организаций.

Еще раз подчеркну важность формирования личности, с детства осознающей свою причастность к великой культуре нашего народа. В основании этой культуры лежат традиционные духовные ценности; при этом, как сказано в Указе № 809, «особая роль в становлении и укреплении традиционных ценностей принадлежит православию». И ведь это действительно так. И всё же, несмотря на это, эти ценности не просто порой попираются, но даже и перечеркиваются. Стыдливо затираются кресты на изображениях храмов и даже в государственной символике. Хотя стыдиться нужно не креста, а своего безродства и беспамятства. Как заклинание повторяют мысль о том, что Россия «многонациональная и многоконфессиональная». И кто бы с этим спорил, если бы на практике эта формула не превращалась в попытку переформатировать наше государство в безнациональное и бесконфессиональное.

Обеспокоенность вызывают и факты, когда в высших учебных заведениях преподаватели гуманитарных дисциплин фактически подвергаются притеснениям за веру от своего руководства. Оказывается, даже в изложении истории России может быть «слишком много религии».

Большую обеспокоенность вызывает и распространение неоязыческих идей, в том числе и в образовательном пространстве. Но особенно опасно, когда эти идеи проникают в ряды военнослужащих. Нашим бойцам приходят письма и посылки с неоязыческой символикой, упоминаниями о каких-то диких псевдотрадиционных обрядах и талисманах, которые якобы призваны помочь. Усиление позиций разного рода тарологов, нумерологов и прочих мошенников от оккультизма, магии и псевдонауки на самых разных уровнях в нынешних условиях представляется как некая идеологическая диверсия.

Слава Богу, это заметили и начали соответствующую работу в этом направлении в Государственной Думе. Хочу выразить поддержку членам депутатской группы по защите христианских ценностей, занимающихся разработкой проекта Федерального закона «О запрете рекламы оккультно-магических услуг». Я уже говорил об этом на пленарном заседании Всемирного русского народного собора и еще раз хочу подчеркнуть — государство должно противодействовать массовому распространению оккультизма среди населения, публичному навязыванию через рекламу деструктивных религиозных учений и практик. Особенно внимательно необходимо отслеживать информацию о проведении новых псевдотрадиционных, а на самом деле неоязыческих мероприятий в образовательных организациях всех уровней.

Считаю важным поддержать инициативу о запрете в России сатанизма как экстремистского движения. Недопустимо, что до сих пор различные сатанинские секты, входящие в международное движение сатанистов, беспрепятственно проводят в нашей стране свои обряды, вербуют молодежь, открыто регистрируют свои группы и сообщества в социальных сетях. Задумаемся: в зоне проведения Специальной военной операции, на линии огня, наши бойцы готовы отдать свои жизни за ценности, которые явно попираются сатанистами! Это не просто какое-то волшебство, какая-то экзотика — это политически опасное явление, это идеология, которая разрушает наше национальное самосознание, а значит, ослабляет наш народ, провоцирует некое разделение в обществе. Причем во имя чего? Во имя поклонения идолам? Безумие!

Церковь несет в этом мире различные служения: пастырское, социальное, просветительское, молодежное, образовательное. Мне не хватит времени рассказать о каждом из них сколь-либо подробно. Надеюсь, что Высокопреосвященнейший митрополит Евгений представит нам сообщение о результатах работы за минувшее время.

Вести разговор о достижениях и успехах, с одной стороны, всегда приятно и легко. Но с другой стороны — это стезя опасная, полная искушений, главные из которых — самолюбование и высокомерие. Как сокрушался еще пророк Иеремия, люди все-таки с большей готовностью слушают возвещающих мир и благополучие, тешащих гордость и национальное самолюбие, нежели тех, кто справедливо указывает на ошибки и недостатки, желая вернуть трезвомыслие, рассудительность и укрепить нравственное чувство и совесть.

Церковь Христова как столп и утверждение Истины (1 Тим. 3:15) получила от Господа вместе со спасительной евангельской миссией и служение дерзновенного свидетельства о правде Божией. Наша задача — не изрекать легкомысленно «мечты сердца своего» (Иер. 14:14), потакая человеческим страстям и желаниям, но неустанно учить путям Господним, хотя бы это и встречало сопротивление мира сего. Этот голос не может умолкнуть. Мир, лежащий во зле (1 Ин. 5:19), хотел бы, чтобы голос Церкви был не слышен, чтобы мы стали солью, потерявшей силу (Мф. 5:13), чтобы мы перестали напоминать миру о вечных ценностях Евангелия. Но непреложно слово Писания: «Всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша» (1 Ин. 5:4).

Нас должно заботить вовсе не то, как мы сами себя называем или как мы выглядим, являемся ли мы неким ковчегом спасения в глазах окружающих народов. Нас должно волновать прежде всего то, какими мы предстаем в очах Божиих, насколько мы приблизились к исполнению Его заповедей, следуем ли мы Его словам в своей личной и общественной жизни. Сохрани нас Господь от того, чтобы, подобно ветхозаветному израильскому народу, мы услышали от Него слова: «Я устал миловать» (Иер. 15:6).

А потому будем усердно работать над самими собой и по мере сил и возможностей менять жизнь к лучшему, бережно хранить память о прошлом и с надеждой устремляться в будущее — к новым победам и свершениям, которые да благословит наш Господь и Спаситель!

Вот такими мыслями я хотел с вами поделиться сегодня, мои дорогие владыки, отцы, братья и сестры, как Предстоятель Церкви, на которого Промыслом Божиим возложена сугубая архипастырская ответственность за народ Святой Руси. Эту ответственность в полной мере сознаю и благодарю Бога за то, что эту ответственность вместе со мной разделяет епископат, духовенство и большинство православного народа Святой Руси.

Сердечно благодарю вас за внимание.

***

[1] — XXVIII Международные Рождественские образовательные чтения, проходившие с 26 по 29 января 2020 г., были посвящены теме «Великая Победа: наследие и наследники».

[2] — Например, в романах Г.П. Данилевского «Сожженная Москва», М.Н. Загоскина «Рославлев, или русские в 1812 году», Л.Н. Толстого «Война и мир», в поэме М.Ю. Лермонтова «Бородино» и др.

[3] — Например, цикл полотен В.В. Верещагина об Отечественной войне 1812 г.

[4] — Например, увертюра П.И. Чайковского «1812 год».

[5] — Лихачёв Д.С. Письма о добром и прекрасном. Письмо 40.

[6] — Святитель Николай Сербский (Велимирович). Война и Библия. Гл. XIX.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Версия: украинская

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла губернатору Рязанской области П.В. Малкову с 45-летием со дня рождения

Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на пленарном заседании XXХIII Международных Рождественских образовательных чтений

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Предстоятелю Сербской Православной Церкви с днем памяти святителя Саввы

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Предстоятелю Грузинской Церкви с днем памяти равноапостольной Нины

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла А.Г. Лукашенко с победой на выборах Президента Республики Беларусь

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Блаженнейшему Митрополиту всей Америки и Канады Тихону с годовщиной интронизации

Поздравления Святейшего Патриарха Кирилла по случаю Дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Святейшему Абуне Василию с избранием и возведением на престол Предстоятелей Эритрейской Церкви

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Блаженнейшему Митрополиту Варшавскому Савве с днем тезоименитства

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла по случаю 270-летия Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова