29 января 2025 года участники работы направления «Древние монашеские традиции в условиях современности» XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений по традиции собрались в Центре оперного пения Галины Вишневской рядом с Зачатьевским ставропигиальным женским монастырем г. Москвы, принимавшем в этот день игуменов и игумений монастырей Русской Православной Церкви.
В президиум пленарного заседания вошли: митрополит Каширский Феогност, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству, наместник Донского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы; митрополит Крутицкий и Коломенский Павел, Патриарший наместник Московской митрополии; митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, председатель комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества; митрополит Саранский и Мордовский Зиновий; епископ Лидский и Сморгонский Порфирий, председатель Синодального отдела по делам монастырей и монашеству Белорусского экзархата; архимандрит Стефан (Тараканов), заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, председатель Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих Русской Православной Церкви, наместник Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря; игумения Иулиания (Каледа), заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря.
Открывая работу монашеского форума, митрополит Павел передал участникам благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и напомнил, что Рождественские чтения стали удобной площадкой для братского общения и обсуждения важных проблем монашеской жизни. Затем Патриарший наместник передал слово митрополиту Нижегородскому и Арзамасскому Георгию.
Председатель комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества отметил, что тема созидания монашества является одной из важнейших тем в жизни Церкви и пожелал плодотворной работы всем участникам собрания.
Епископ Лидский и Сморгонский Порфирий в своем приветственном слове отметил, что 80-летие Великой Победы, которое отмечается в наступившем 2025 году, имеет для братских народов России и Белоруссии колоссальное значение. Каждая годовщина Победы, по словам владыки Порфирия, это время для выражения благодарности, для размышлений и осознания ответственности за будущее. «Мирное и безмолвное житие», за которое пришлось заплатить высокую цену, епископ Порфирий назвал Божиим благословением. В годы Великой Отечественной войны Белоруссия была одной из наиболее пострадавших республик Советского Союза, и Церковь, будучи верной своему народу, не оставляла своих чад без попечения. В условиях войны храмы и монастыри стали центрами духовной поддержки для белорусов. Верующие активно участвовали в богослужебной жизни, приобщались церковным таинствам. «Сегодня, с благодарностью вспоминая тех, кто сохранил монашество на Белорусской земле, важно помнить уроки подвига этих людей, стремление к добродетели в любых обстоятельствах», — сказал в своем приветственном слове епископ Порфирий, пожелав участникам монашеского направления Рождественских чтений, отдаляясь во времени от своих дедов и прадедов, не отделяться духом от тех, кто пролил кровь за народ, веру и Отечество.
В докладе, посвященном 100-летию преставления святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, архимандрит Тихон (Затекин), игумен Нижегородского Вознесенского Печерского мужского монастыря, председатель епархиальной комиссии по канонизации святых, рассмотрев различные периоды жизни святителя, показал, как проявлял себя будущий Предстоятель Церкви в общении с людьми, исполняя церковные послушания.
Исключительную доброту, сердечную простоту и любовь к ближним отмечали многие современники, лично знавшие Патриарха Тихона. Глубокие богословские знания, мягкий, доброжелательный характер расположили к молодому преподавателю сотрудников и учащихся Псковской семинарии, а также жителей патриархального Пскова, куда приказом обер-прокурора Святейшего Синода был назначен Василий Беллавин после Санкт-Петербургской духовной академии преподавать основное, догматическое и нравственное богословие. Не строгостью, а любовью и глубоким знанием предмета, умением преподнести его в интересной форме вдохновлял будущий святитель осваивать дисциплины.
Позднéе его служение в епископском сане неизменно оставляло самые добрые чувства в сердцах людей, где бы ни нес свои послушания Святейший Владыка. Так, прослужив девять лет в Северной Америке, в 1905 году он был удостоен сана архиепископа за миссионерские труды, в 1913 году награжден орденом святого князя Александра Невского за любовь к пастве и труды по благоустроению приходской жизни.
Когда в 1907 году владыка Тихон стал архиепископом Ярославским и Ростовским, митрополит Флавиан в беседе с чиновником Святейшего Синода А.П. Роговичем, назвал его наиболее подходящим кандидатом на Патриарший престол. Примечательным представляется и тот факт, что по прибытии в Ярославль архиепископ Тихон распорядился напечатать в епархиальных ведомостях извещение, в котором просил не присылать ему анонимные доносы, в прошениях не писать «кавалеру орденов», при представлении не делать земные поклоны.
Служение святителя в Ярославле (владыка прослужил на Ярославской кафедре с 1907 по 1914 год) было отмечено избранием его Ярославской городской Думой почетным гражданином города. Это решение было утверждено императором Николаем Александровичем. Архиепископ Тихон стал первым русским архиереем с таким званием.
Период служения архиепископа Тихона на Виленской земле совпал с началом Первой мировой войны. Владыка неутомимо посещал лазареты и воинские части, раздавая все свои личные сбережения нуждающимся. 21 июня 1917 года он был избран на Московскую митрополию, произведя на всех собравшихся наилучшее впечатление своей простотой и сердечностью.
30 октября 1917 года Всероссийский Поместный Собор Русской Православной Церкви вынес предложение о восстановлении Патриаршества в России, а 5 ноября в Храме Христа Спасителя митрополит Московский и Коломенский Тихон был избран Патриархом. 21 ноября по старому стилю, в день празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы, в Успенском соборе Московского Кремля нареченный Патриарх Тихон был возведен на престол Первосвятителей Московских. Современники отмечали, что, несмотря на высокое положение, он остался доступным, жизнелюбивым и добрым человеком. «Своей мягкостью, кротостью, снисходительностью, своим тихим и любовным отношением к людям Святейший Патриарх умел всех примирить и успокоить. Умел победить своим незлобием все враждебное Церкви и внутри, и вне Ее. Своим исключительно высоким нравственным и церковным авторитетом он собрал воедино распыленные и обескровленные церковные силы. В черную ночь церковного безвременья его незапятнанное имя стало светлым маяком, указывающим путь к истине Православия», — сказал в заключение докладчик.
Комментируя выступление архимандрита Тихона, игумения Иулиания отметила, что работа монашеского направления Рождественских чтений проходит рядом со зданием, где располагалась больница, в которой окончил в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы свой земной путь святитель Тихон, Патриарх Всероссийский. Матушка Иулиания также рассказала, что Патриарх Тихон служил в Зачатьевском монастыре и молился перед иконой Благовещения, которую передали ему сестры Зачатьевской обители.
Заседание секции «"За други своя" — подвиг монашествующих во время Великой Отечественной войны» открыл председательствующий — митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий. Предваряя выступления докладчиков, он сказал, что Великая Отечественная война совершила переворот в отдельных судьбах и в истории России в целом и выразил надежду, что свидетельства о том, как монахи вместе со всем народом несли тяготы войны и полагали души свои за друзей своих, будут для слушателей полезным уроком, в том числе в осмыслении нашего непростого времени.
Выступления начались с доклада митрополита Псковского и Порховского Матфея, наместника Успенского Псково-Печерского мужского монастыря, «Подвиг монашествующих Свято‑Успенского Псково‑Печерского монастыря и православной миссии на Псковщине во время Великой Отечественной войны». Владыка Матфей подробно рассказал об обстоятельствах, в каких оказался древний монастырь в 1941 году во время оккупации, и об отце настоятеле игумене Павле (Горшкове). Во многом благодаря стойкости отца Павла, твердости его веры и сострадательности в монастыре продолжались богослужения, обитель помогала престарелым, больным, военнопленным. Также важна была позиция настоятеля, когда насельники принимали решение остаться в монастыре при отступлении немцев в 1944 году. В августе 1944 года игумен Павел ходатайствовал о принятии монастыря в каноническое общение с Московской Патриархией. Лично для него желание не покидать родную обитель обернулось трагедией: в том же 1944 году он был арестован по обвинению в измене Родине, в свои 77 лет приговорен к 15 годам лагерей и спустя шесть лет умер в заключеннии в Сиблаге.
В свой доклад владыка Матфей также включил много других сведений — о деятельности Псковской миссии, о фронтовиках, ставших насельниками обители и о ее легендарном настоятеле архимандрите Алипии (Воронове). Было рассказано также о судьбе монастырских святынь и церковных ценностей, вывезенных из ризницы немцами и возвращенных спустя много лет.
Следующее выступление — игумении Сергии (Вотриной), настоятельницы Спасского монастыря города Ульяновска Симбирской епархии, — было озаглавлено «"Они приблизили Победу". Роль Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны — ульяновский период» и посвящено знаменательному эпизоду в истории старинного Симбирска (Ульяновска), когда он в 1941-1943 годах стал центром духовной жизни страны благодаря пребыванию в городе руководства Русской Православной Церкви. Митрополит Сергий (Страгородский) и другие церковные иерархи, избежавшие на тот момент репрессий, были вывезены в эвакуацию и, не доехав до Оренбурга, из-за болезни владыки остановились в Ульяновске, где к тому времени уже не осталось ни одного действующего храма. Матушка Сергия рассказала о том, как церковное руководство вдохновляло народ на борьбу с врагом, как собирались средства на нужды фронта. Из Ульяновска митрополит Сергий обратился к пастве с 14 воззваниями, осуждая фашизм и призывая верующих помогать русскому воинству. 30 декабря 1942 года митрополит Сергий инициировал сбор средств на танковую колонну имени Димитрия Донского, на средства Церкви была построена эскадрилья самолетов имени Александра Невского. Всего за годы войны верующие внесли в Фонд обороны более трехсот миллионов рублей и большое количество драгоценностей. Было в докладе отведено место и подвигу простых верующих, благодаря духовной стойкости которых стала возможна Победа.
Епископ Можайский Иосиф, наместник Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь, в докладе «Братия Оптиной пустыни — защитники Отечества» рассказал о подвиге оптинских монахов во время войн XIX и XX веков, а также о том, как осмысливали Оптинские старцы современные им войны. Старцы Оптиной пустыни считали, что войны и социальные потрясения являются духовными испытаниями для народа. Они видели причину военных конфликтов в нравственном разложении общества. Однако старцы также считали, что войны могут служить поводом для духовного пробуждения общества, так как трудные времена заставляют людей задуматься о Боге и вечности.
Будучи одним из важнейших духовных центров России XIX — начала XX века, Оптина пустынь занималась не только духовным окормлением воинов, помогая им исцелить душевные раны, нанесенные войной. Среди ее насельников было немало участников боевых действий. О судьбах некоторых владыка Иосиф рассказал, основываясь на Летописи Иоанно-Предтеченского скита Оптиной пустыни. Это, например, генерал-майор А.А. Петровский (1786-1867), принявший участие в 11 военных кампаниях, последние два десятилетия своей жизни проведший в монастыре монахом, переписчиком книг. Отдельный раздел доклада был посвящен участию преподобного старца Варсонофия в Русско-японской войне в качестве военного священника. Здесь были приведены замечательные слова отца Варсонофия: «Только в тяжкие годины войн познается воочию, что вера Христова есть дыхание и жизнь русского народа, что с утратою и оскудением этой веры в сердце народа неминуемо прекратится и жизнь его. Каждый народ ставит те или иные задачи, которые и составляют сущность, содержание его жизни, но у русского народа одна задача, которая коренится в глубине его души. Это — вечное спасение его души, наследие вечной жизни, Царства Небесного».
Далее владыка Иосиф перешел к теме Первой мировой войны, когда только в июле 1914 года из Оптиной были мобилизованы около 50 братий, а в самом монастыре, несмотря на нарастающие бытовые трудности и нехватку рабочих рук, все годы войны продолжали отзываться на нужды пострадавших — раненых, инвалидов, беженцев, осиротевших детей.
Современная Оптина, унаследовав традиции своих предшественников, продолжает дело духовной защиты Отечества через молитву и предстательство перед Богом, сказал в заключение епископ Иосиф.
Воспоминаниями о митрополите Калининском и Кашинском Алексии поделился с собравшимися игумен Дамаскин (Леонов), наместник Старицкого монастыря Тверской епархии. Осветив в своем выступлении духовный путь владыки Алексия (в миру Виктора Александровича Коноплева), получившего в 20-летнем возрасте (в 1930 году) клеймо «врага народа», прошедшего ссылку, а в октябре 1941 года мобилизованного на Северо-Западный фронт, отец Дамаскин рассказал и том, как за выполнение приказов командования и руководство ротой после гибели командира Виктор Александрович получил звание старшего сержанта и медаль «За боевые заслуги», а в 1945 году был награжден грамотой маршала Говорова. Вернувшись в Павловск, он работал преподавателем игры на скрипке, но был вынужден уволиться из-за религиозных убеждений. Трудился уборщиком и иподиаконом в Никольском кафедральном соборе Воронежа, в 1947 году поступил в Московскую духовную семинарию, был рукоположен в сан диакона, а затем иерея. На протяжении пяти лет служил в московских храмах. В 1955 году окончил Московскую духовную академию и был пострижен в монашество с именем Алексий.
Епископское служение будущий владыка принял с глубоким смирением и послушанием. На Калининскую (Тверскую) кафедру был назначен в 1978 году. Владыка часто совершал богослужения и обрел уважение прихожан, ходатайствовал об установлении дня памяти Собора Тверских святых, который впервые отпраздновали 15 июля 1979 года. В переломный для советского государства период празднования тысячелетия Крещения Руси, 9 мая, в Вышнем Волочке было принято решение об участии священника в торжествах по случаю Дня Победы. Владыка Алексий, надев медали и ордена, привлек к себе особое внимание, после чего местная власть стала регулярно приглашать его на мероприятия, посвященные Великой Победе над фашизмом. В 1981 году епископ Алексий был возведен в сан митрополита, в 1988 удостоен права ношения второй панагии. Митрополит Алексий скончался 7 октября 1988 года и был погребен у алтаря Успенской церкви в селе Завидово. Он был человеком святой жизни, преданным Церкви и своей пастве.
Игумения Мария (Гурвич), настоятельница Покровского женского монастыря в поселке Колывань Новосибирской епархии обобщила в своем докладе свидетельства заступничества и помощи святых в Великую Отечественную войну.
Матушка Мария начала с утверждения, что история России полна примеров, когда молитвы святых решали судьбу страны, напомнив, в первую очередь, конечно, о преподобном Сергии Радонежском, о подвижниках, вымоливших Русь в эпоху Смуты. Обратившись ко времени Великой Отечественной войны, игумения Мария рассказала о случае чудесного возвращения к жизни отца писательницы Олеси Николаевой благодаря покровителю их семьи преподобному Серафиму Саровскому. Святитель Василий Рязанский в декабре 1941 года несколько раз являлся своим землякам, благословляя город, который в результате не был сдан фашистам. Матушка вспомнила о великом молитвенном подвиге преподобного Серафима Вырицкого, молившегося на камне у своего дома о спасении России. Схиархимандрит Софроний (Сахаров) в годы войны молился в пещерах Афона за мир, особенно за Россию, и таких молитвенников в русском зарубежье, ежедневно совершавших молебны за Родину, было немало. Среди выдающихся подвижников того времени, возносивших сугубые молитвы о России и ее народе, можно назвать святителей Луку Крымского, Афанасия Ковровского, Зиновия Тетрицкаройского, прославленных Глинских старцев, Матрону Московскую, а также непрославленных, но почитаемых служителей Господа, таких как схиархимандрит Серафим (Соболев), протоиерей Николай Гурьянов, и многих других, чьи имена остались неизвестны. Отнюдь не случайны были и совпадения многих ключевых событий войны с самыми значительными церковными праздниками и памятными датами — снятие блокады Ленинграда 27 января 1944 года, в день равноапостольной Нины, и Пасха 1945 года в день великомученика Георгия, и День Победы на Светлой Седмице.
Последний доклад секции — об уральской монахине, которая прошла сквозь огонь войны и явила пример веры, мужества и упования на Бога, — представила монахиня Евстафия (Морозова), насельница Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря Екатеринбурга.
Жизнь схимонахини Николаи (в миру Галины Андреевны Засыпкиной) — пример христианской стойкости и преданности Промыслу Божию. В юности она приобрела этот духовный фундамент под руководством последней в советский период игумении Ново-Тихвинского монастыря Магдалины (Досмановой). Матушка Магдалина настояла на том, чтобы Галина окончила курсы медсестер, прозорливо уверив ее, что в испытании войной она останется жива. Монахиня Евстафия подробно, на основе рассказов самой матушки Николаи и знавших ее людей, описала все, что довелось испытать будущей старице во фронтовой жизни, в коротком, но страшном немецком плену. Эти испытания, не сломив, лишь укрепили ее преданность воле Божией. Неся крест неизлечимой болезни, матушка Николая до самой кончины была деятельным и светлым человеком, многих наставила в вере, многих утешила и спасла от отчаяния.
Доклад епископа Сергиево-Посадского Кирилла, наместника Свято-Троицкой Сергиевой лавры, «Отечество Небесное и Отечество земное: духовное осмысление патриотизма монашествующими» зачитал насельник Лавры иеромонах Нектарий (Соколов). Докладчик обратил внимание участников собрания на бытующее в христианской среде ошибочное представление о монашествующих как о сторонниках уранополитизма, иначе говоря, гражданах Небесного Отечества, для которых все земное не имеет особого значения. Подобный взгляд отражает непонимание самой сути православного монашества, в основе существования которого, как и в основе существования самой Церкви, лежит принцип соборности. Любовь к Богу неотделима для христианина от любви к ближнему. По этой именно причине для монаха не может быть безразлична как жизнь Церкви, так и жизнь Отечества земного. Эта любовь соединяет ныне живущих не только друг с другом, но и с теми, кто уже ушел из этого мира. Созидание Церкви и российской государственности, а именно условий, в которых могут совершать свое спасение граждане, и является деланием святых. Люди, приходя в этот мир, становимся сопричастниками, продолжателями их дела. Патриотизм в своем самом верном понимании — это форма приобщения к святости. Это связь с предшественниками, которые завещали потомкам свое делание, и люди должны продолжать дело святых в той мере, которая им дана.
Для монашествующих, как было сказано в докладе, доступна вся гамма проявлений патриотизма — кто-то молится за весь мир и свое Отечество, кто-то несет пастырское служение, не разрывая при этом духовной связи со страдающим миром. Монахи идут в госпитали к раненым, окормляют воинов на поле боя, кому-то, возможно, придется взять в руки оружие, как это сделали иноки Троице-Сергиевой лавры при осаде монастыря в Смутное время.
Отец Нектарий напомнил, что многим из присутствовавших в зале посчастливилось застать насельников Лавры, которые вполне органично перешли от защиты Отечества с оружием в руках в годы Великой Отечественной войны к духовной защите Родины молитвенным деланием. И в этом выразилась вся доступная для монаха полнота патриотизма. Подытоживая выступление, докладчик пожелал каждому найти свое место среди сонма совершавших созидание земного Отечества и быть достойными их наследия.
Далее в рамках работы монашеского направление состоялось обсуждение проекта документа «О неисходном пребывании монашествующих в обители своего пострижения и о принятии в монастырь братий/сестер, уже имеющих постриг», разработанного комиссией Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества совместно с Синодальным отделом по монастырям и монашеству; были заслушаны вопросы и комментарии участников. Документ представил митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий.
Затем архимандрит Стефан (Тараканов) вручил представителям монастырей свидетельства об аккредитации и представления на право реализации программы подготовки в области богословия для монашествующих.
После перерыва под председательством архиепископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта состоялась тематическая дискуссия «"Венец без победы, победа без подвига, подвиг без брани, брань без врагов не бывает" (свт. Тихон Задонский). Духовный подвиг монашествующих как путь к победе».
Епископ Сергиево-Посадский Кирилл в своем выступлении «Опыт духовного окормления воинов в условиях СВО» отметил, что минувший 2024 год был ознаменован качественным и количественным ростом присутствия военного духовенства в зоне боевых действий. Порядка 1500 священнослужителей вовлечены в это важное дело, 35 000 бойцов приняли Крещение. Владыка Кирил также напомнил, что в начале спецоперации в церковной среде звучало мнение, что на фронт в качестве военных священников следует отправлять тех, кто принял монашеский постриг, однако запрет на то, чтобы посылать семейных клириков, в настоящее время отсутствует, и на поле брани несут свое служение как монашествующие, так и представители белого духовенства. Далее епископ Кирилл остановился на проблемах, с которыми сталкивается военное священство в зоне конфликта. В силу того что среди бойцов значительную часть составляют люди невоцерковленные, военным священникам необходимо, не превращаясь в замполитов, в кратких беседах и проповедях разъяснять солдатам смысл страданий и войн, издавать и иметь на фронте литературу, благодаря которой люди могли бы узнавать о судьбоносном значении России для всего человечества. Владыка Кирилл отметил низкий уровень как религиозного, так и патриотического воспитания бойцов. Среди особенностей при общении с командирским составом докладчик заострил свое внимание на осознании того, что возможность достучаться до сердец офицеров имеет последствия, распространяющиеся на все военные подразделения. Для бесед с офицерами важно выделить темы борьбы со сквернословием, уважения к подчиненным, молитвы за подопечных. Владыка также отметил необходимость дружелюбного общения священнослужителей с представителями других религиозных конфессий. Нисколько не принижая значения и истинности православного вероучения, важно напоминать о том, что всех воинов объединяет одна Родина — Россия и одно общее дело — служение делу защиты родной земли. Далее в своем выступлении докладчик описал, с чем именно предстоит столкнуться духовенству и насельникам монастырей при общении с ветеранами боевых действий и их близкими, подчеркнув особое значение деликатного и терпеливого обращения с людьми, чьи души подверглись разрушительному воздействию агрессии.
Далее слово было предоставлено архимандриту Варлааму (Максакову), наместнику Георгиевского мужского монастыря Уфимской епархии. Отец Варлаам предложил размышление на тему «Последствия отступления от Бога и отсутствия духовного подвига», сразу задав высокую точку отсчета утверждением: «Духовный подвиг каждого монашествующего в отдельности и всех монашествующих в целом влияет на ход событий всей мировой истории». Богословское обоснование этого утверждения архимандрит Варлаам видит в словах апостола Павла: "Страдает ли один член — страдают с ним все члены; славится ли один член — с ним радуются все члены" (1 Кор. 12:26). Суть же монашеского подвига состоит в усвоении монахом навыков добродетели. Где был духовный подвиг, там рождались святые. Можем ли мы сейчас подражать святым, и в чем? Справедливо было бы, чтобы именно монашествующие показали людям красоту церковности, так, чтобы все прониклись ею до душевного трепета, сказал отец Варлаам, но повсеместный упадок духовности, десятилетия гонений, стремившихся искоренить монашество, оставляют мало надежды на такую возможность. Отсюда горькое замечание: «Когда монашество теряет свое достоинство, народ начинает терять веру в Бога». А жизнь без Бога влечет за собой войны и попущение иных бедствий. И сегодня сложная политическая ситуация в мире, конфликты, несущие глобальную опасность, порождаются отпадением от веры. Выход — в покаянии, в глубоком личном осознании своего нарушения Божественных законов, и прежде всего — закона любви. «Каждый человек, исправив свою жизнь, исправляет частичку этого враждующего мира. Установив мир в своих помыслах, он приобретет мир души и сердца, и это будет самый главный вклад в дело установления мира во всем мире», — сказал в завершение своего выступления архимандрит Варлаам.
Игумен Дионисий (Шлёнов), наместник Андреевского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы, в докладе «Подвиги, победа и венцы в византийской и патристической традиции» в качестве эпиграфа привел слова святителя Тихона Задонского: «Венец без подвига, подвиг без брани, брань без врагов не бывает». Отец Дионисий предложил проследить цепочку, которую в своих рассуждениях выстраивают многие святые отцы: враги провоцируют брань, брань сопровождается подвигом, подвиг приводит к победе, а победа приводит к венцу. Соотношение подвига, победы и венца встречается еще в греческой традиции. Так, на Олимпийских играх подвиг неизменно предваряет победу и венец. Но, согласно святоотеческой мысли, отправной точкой борьбы, победы и венца является Христос Спаситель. Христиане стремятся к тому, чтобы одержать победу, которую одержал Спаситель, и сподобиться Его венцов. Духовные подвиги описываются святыми отцами как лучи солнца, как возможность реализовать Царствие Небесное в монашеской юдоли: «Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни» (Тим. 6: 12). Отцы призывают в самом подвиге увидеть победу, а в самой победе — венец и совершать свой христианский подвиг как аскетическое служение. «Бодрствуй хорошо» — слышим мы призыв, обращенный к тем, кто стремится к духовной награде. Святитель Иоанн Златоуст отождествляет сам подвиг веры с вечной жизнью. «Подвизайся добрым подвигом веры», — говорит монах Евфимий Зигабен. Добрый подвиг веры — это путь подвижничества, путь богопознания, путь богословия и жертвенности. Вечная жизнь заключается в добром подвиге веры. «В самом подвиге важно увидеть победу, а в победе — венец и совершать свой аскетический подвиг как христианское служение», — этим пожеланием завершил свое выступление наместник Андреевского монастыря.
Иеромонах Мелхиседек (Скрипкин), насельник Иоанно-Богословского мужского монастыря Рязанской епархии, начал свое выступление, опираясь на название дискуссии: наша победа состоит в одолении собственных грехов и страстей с Божией помощью, венец же победы — приобщение благодати Святого Духа, которое способствует преображению окружающего мира, о чем есть известное высказывание преподобного Серафима Саровского. Далее отец Мелхиседек рассмотрел препятствия, которые нужно преодолевать, и невидимых врагов, с которыми необходимо вступать в битву, совершая подвиг стяжания благодати, а также «оружие», помогающее в этой борьбе. Это прежде всего молитва о помощи Божией в преодолении страстей и обращении самих «инструментов» страсти, например гнева, — на пресечение вражеских прилогов. Это и искренность в покаянии. Был также дан совет: приобретя покаянное расположение усердной и подробной молитвой, глубоко усвоив ее содержание, впоследствии нужно вкладывать его в слова краткой Иисусовой молитвы, благодаря чему «плод Иисусовой молитвы — ощущение присутствия Бога в своей жизни, видение собственных изъянов — приобретается быстрее».
Игумения Смарагда (Зыкова), настоятельница женского монастыря преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны Алапаевской епархии представила развернутый доклад «Духовная брань. Что пишут святые отцы о доспехах, оружии и броне для монашествующих». Отметив вначале, что тема духовной брани, столь тщательно разработанная отцами, особенно актуальна для нашего времени с его изощренными искушениями и соблазнами, матушка Смарагда привела многие высказывания преподобных подвижников древности и более близких времен, содержащие ценные советы о смирении, молитве, внимании к внутренней жизни, отношении к помыслам.
Настоятельница Успенской Николаевской обители игумения Анна (Морозова) рассказала о том, как живет монастырь, основанный схиархимандритом Зосимой (Сокуром) в селе Никольское Донецкой области. С марта 2022 года по сентябрь 2024 года обитель находилась на линии боевого соприкосновения — до тех пор, пока российскими войсками не была отодвинута линия фронта. За это время монастырь регулярно подвергался обстрелам противника, были разрушены все помещения, разбиты коммуникации. В течение лета и осени 2022 года большая часть насельников была эвакуирована, в обители остались 50 человек братии и сестер (монастырь по благословению старца изначально объединял две обители — ныне они носят наименования Успенский Николаевский женский и Успенский Васильевский мужской) для того, чтобы ежедневно совершать суточный круг богослужений. По словам игумении Анны, несмотря на то, что поменялись бытовые условия монастырской жизни, ее уклад остался прежним. Насельники остались в монастыре ради совершения богослужений, чтобы на первой линии фронта, в месте смерти и скорби, не угасала молитва. Со временем ситуация усугубилась с появлением над обителью FVP-дронов, дронов-камикадзе, из-за которых стало еще опаснее подниматься на поверхность (службы совершались в нижнем храме, насельники жили в подвальных помещениях). В июле 2024 года противник заминировал магнитными минами все дороги, ведущие к монастырю, на несколько месяцев обитель оказалась в блокаде, лишившись возможности получать хлеб и топливо. Однако, преодолевая внешние лишения, а вместе с тем и страх насилия, смерти, потери близких, насельники продолжали вести монашескую жизнь в разрушенной обители. Монастырь стал местом, где многие военные находили поддержку и утешение, ведь они могли в любое время прийти в храм, чтобы помолиться о своих боевых товарищах, принять таинство Крещения, исповедаться и причаститься Святых Христовых Таин перед тем как идти в бой, который мог стать последним в их жизни. В завершение своего выступления матушка выразила надежду на возрождение монастыря и воссоединение всех насельников, которые были вынуждены эвакуироваться. Монахини верят, что с Божией помощью обитель будет восстановлена, и в ней снова воцарятся мир и покой, и именно эта вера, по словам матушки, дает силы жить и молиться, несмотря на все испытания.
В.Г. Каледа, доктор медицинских наук, заместитель директора Научного центра психического здоровья Российской академии наук по развитию и инновационной деятельности, предварил свое выступление словами благодарности в адрес митрополита Каширского Феогноста. В.Г. Каледа напомнил, что много лет назад владыка Феогност благословил преподавать курс пастырской психиатрии в Московской духовной академии. Далее в своем выступлении докладчик привел примеры из врачебной практики, подтверждающие необходимость соработничества Церкви и научного сообщества верующих врачей-психиатров, рассказал об опыте проведения на церковных площадках международных конференций, посвященных проблеме пастырского окормления душевнобольных. Болезни психические, как и все прочие, нуждаются в лечении. И если в монастырях насельники помогают нести крест болезни тем, кто болен физически, то лишать медицинской помощи тех, кто страдает душевными расстройствами, тоже было бы неправильно. Порядок церковной жизни последних лет требует предоставления документа, подтверждающего отсутствие психических заболеваний у человека, поступающего в монастырь. Но ведь болезнь может проявить себя и после того, как монах принял постриг и много лет прожил в монастыре. В связи с этим В.Г. Каледа призвал руководителей монашеских общин не оставлять без внимания особенности поведения своих братьев и сестер. А одним из важнейших критериев психического здоровья назвал отношение к послушанию. «Для выздоровления нужно бывает потрудиться, — сказал в завершение Василий Глебович, — но как врач могу сказать, что часто, когда за больного молятся, когда его принимают в монашеской общине, лечение приносит хорошие результаты».
По окончании выступлений архиепископ Феофилакт предложил участникам собрания задать вопросы президиуму. На вопросы из зала ответил митрополит Луганский Пантелеимон.
В завершение игумения Иулиания (Каледа) выразила от имени собравшихся благодарность Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу за возможность соборного обсуждения важных тем монашеской жизни, а также поблагодарила участников за плодотворную работу.
По данным регистрации, на мероприятиях направления присутствовали 504 участника, в том числе 22 архиерея, 99 архимандритов и игуменов монастырей, 49 иеромонахов, 109 игумений, а также 67 насельников монастырей и 38 мирян из 143 епархий Русской Православной Церкви, в том числе Белорусского экзархата, Среднеазиатского митрополичьего округа, епархий новых территорий.
Синодальный отдел по монастырям и монашеству/Патриархия.ru