31 января 2025 года во Владимирском зале Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета в рамках ежегодной ХХХV Богословской конференции прошла работа секции «Актуальные проблемы истории Русской Православной Церкви в ХХ веке».
Организатор мероприятия — научно-исследовательский отдел новейшей истории Русской Православной Церкви. По многолетней традиции заседание вел доктор теологии, доктор церковной истории, профессор священник Александр Мазырин. Почетным гостем форума стал архиепископ Михаил (Донсков).
Конференция открылась выступлением кандидата исторических наук Г.И. Шевцовой (ПСТГУ). Она посвятила свой доклад малоисследованному вопросу организации церковного управления в Западной Европе в 1907-1911 гг. В частности, в докладе была затронута проблема создания особого викариатства для управления русскими приходами, которое возглавил епископ Владимир (Путята) — впоследствии известный раскольник, лишенный архиерейского сана.
Дореволюционному периоду также был посвящен доклад доктора теологии, кандидата исторических наук И.В. Воронцовой. На протяжении долгого времени И.В. Воронцова исследует вопрос «богоискательства» в среде русской интеллигенции начала ХХ века. В прозвучавшем докладе тема была продолжена. Исследовательница рассказала об очередном этапе эволюции церковной мысли в вопросе христианства и социализма. Эта проблема была затронута на IV Миссионерском съезде в 1908 году и вызвала большую дискуссию.
Кандидат исторических наук К.Г. Аристова (Пензенская духовная семинария) рассказала об участии будущего священномученика Иоанна (Поммера) в подготовке выборов в IV Государственную Думу от Минской епархии в 1912 году, показав его (латыша по национальности) огромный вклад в Русское дело.
Магистрант ПСТГУ А.А. Юрченко посвятил выступление проблемам народного представительства, но не в государственный, а в церковный орган. В своем докладе исследователь рассказал о крестьянах, принявших участие в Поместном Соборе 1917-1918 года (таковых среди членов Собора было 35 человек). Был сделан обзор их деятельности на Соборе и рассмотрена их последующая судьба.
Тема Поместного Собора 1917-1918 года была продолжена в докладе кандидата исторических наук диакона Константина Ковырзина (ПСТГУ). В сообщении была отражена история переговоров делегации Собора и представителей СНК весной 1918 года, когда Собор еще действовал, но власть с каждым днем все больше и больше укреплялась на своих богоборческих позициях.
Первые годы коммунистической власти были весьма непростыми для духовенства. Положению православных пастырей Москвы в этот период посвятил свой доклад кандидат исторических наук А.А. Борисюк.
На секции выступил с дистанционным докладом доктор исторических наук, профессор А.А. Корнилов (Нижегородский государственный университет). Свое выступление докладчик посвятил неисследованному вопросу организации церковной жизни во Французской зоне оккупации Германии в 1946-1950 годы. В докладе были отмечены заслуги в организации церковной жизни митрополита Серафима (Ляде). Особое место в докладе было уделено Архиерейскому Собору Русской Зарубежной Церкви 1946 года. Также докладчик рассказал о судьбах священнослужителей, выполнявших пастырский долг в этом регионе.
Кандидат исторических наук Л.Б. Милякова (ПСТГУ) рассказала о процессе закрытия монастырей в годы Гражданской войны. Как отметила докладчица, процесс начался в 1918 году с «национализации» монашеских обителей, что юридически (но еще не фактически) означало их ликвидацию. Получив контроль над недвижимостью, большевистская власть приступила к всевозможным мерам по уничтожению монастырей. В некоторых случаях практиковалось «уплотнение» — заселение в обитель светских лиц, например, солдат. В таком случае шло постепенное вытеснение монахов. Но нередко случалось, что монахов изгоняли, превращая монастыри в объекты для своих нужд. Нередко монастыри, окруженные стенами, было легко приспособить под концлагерь или тюрьму, что практиковалось повсеместно, в том числе и в Москве. В ходе дискуссии, последовавшей после выступления Л.Б. Миляковой, обсуждался вопрос, насколько формальная «национализация» означала закрытие монастыря.
Кандидат исторических наук, кандидат богословия Т.И. Шевченко (ПСТГУ) посвятила доклад о календарной реформе в Финляндии в 1920-е годы. Т.И. Шевченко обратила внимание, что необходимости для Церкви в замене юлианского календаря на григорианский не было, что подтверждал, например, Н.Н. Глубоковский. Причина реформы, по мнению докладчицы, состояла в усилении правого радикализма и русофобии в Финляндии. Среди организаций такого рода были например «Карельское академическое общество» и «Братья по ненависти», проповедовавшие идеи «Великой Финляндии», простирающейся вплоть до Урала. Влияние Российской Церкви националистам серьезно мешало. Чтобы оторвать финляндское Православие от России и была среди прочего навязана календарная реформа.
Доктор исторических наук А.А. Кострюков (ПСТГУ) в своем докладе рассказал о религии «Вечной истины», созданной бывшим иеромонахом Илиодором (Труфановым) в США в 1940-е годы. Хотя личность Труфанова хорошо известна исследователям, как известен и факт создания им нового культа, все же остается неизвестным, что представляло собой новое вероучение. Вопрос представляется важным среди прочего и потому, что даже в Московской Патриархии планировали принять меры против труфановского культа. В докладе прозвучали основные положения лжеучения, которое отвергало Божество Спасителя, Его Воскресение и сводило сотериологию к ряду этических норм. При этом Труфанов «пророчествовал» о гибели мира от атомной бомбы в случае отказа последовать за ним, а также обратился с письмом к президенту США Г. Трумэну с требованием немедленно нанести ядерный удар по Советскому Союзу.
В докладе кандидата исторических наук В.Г. Шароновой (ИРИ РАН) была рассмотрена тема Русской православной миссии в Китае. Докладчица рассказала об истории Православия в Китае, более подробно остановившись на событиях ХХ века. Проблемой стали гонения на Церковь в России, массовая эмиграция в Китай и организация в стране структур Русской Зарубежной Церкви. Однако она сосредоточилась на эмигрантах, в то время как священники-китайцы считали необходимым миссию среди коренного населения страны. Это приводило к конфликтам. Другой проблемой стало разделение русских приходов в Китае на подчинившиеся Московской Патриархии и оставшиеся в ведении Русской Зарубежной Церкви после Второй мировой войны. Проблемой тех лет стал отток русского населения. Наконец, самый сильный удар был нанесен в период «культурной революции», когда немало священников погибло от рук китайских коммунистов.
Конференция завершилась докладом доктора церковной истории, кандидата исторических наук иеродиакона Алексия (Очканова) (Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата). Доклад был посвящен теме диалога между Русской Церковью и Англиканской Церковью в 1956 году. В ходе переговоров обсуждалась, например, тема «филиокве». Англиканская сторона признала эту формулировку неканоничной, однако была вынуждена констатировать, что паства не примет удаления «филиокве» из Символа веры. Англикане заявили и о признании православного учения о Евхаристии, констатировали общее понимание таинства Крещения, однако не согласились принять православный взгляд на другие таинства. В ходе диалога обсуждались также вопросы о почитании Божией Матери, святых и молитв за умерших. В целом переговоры поспособствовали сближению сторон.
Конференция закончилась общей молитвой. Материалы форума будут опубликованы.
Пресс-служба ПСТГУ/Патриархия.ru