Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Выставка «Путь Петра. От Руси до России» открылась в петербургском ЦВЗ «Манеж»

Выставка «Путь Петра. От Руси до России» открылась в петербургском ЦВЗ «Манеж»
Версия для печати
15 мая 2009 г. 18:09

Более тридцати музеев, архивов и библиотек Санкт-Петербурга, Москвы, Архангельска, Петрозаводска, Таганрога, Воронежа и других городов России предоставили экспонаты для масштабного выставочного проекта «Путь Петра. От Руси до России», открывшегося 14 мая в петербургском Центральном выставочном зале «Манеж».

Фигура царя-реформатора Петра I в истории России весьма противоречива. Авторы проекта не выставляли оценок его деятельности. «Мы просто хотели показать жизненный путь императора, чтобы каждый сам для себя решил, в какие цвета раскрасить его образ», — объяснила журналистам доктор исторических наук, старший научный сотрудник Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамеры) Маргарита Альбедиль.

Церковная реформа государя — одно из неоднозначных его деяний. О ней рассказывает целый раздел экспозиции. Вниманию посетителей представлен портрет митрополита Московского и Рязанского Стефана (Яворского), последнего в петровскую эпоху местоблюстителя Патриаршего престола, ставшего президентом Духовной коллегии Святейшего Правительствующего Синода.

Здесь же можно прочитать царские указы, касающиеся церковных дел. Петр Алексеевич, к примеру, заботился об устроении больницы и богадельни при Александро-Невском монастыре в Санкт-Петербурге. Казалось бы, документ незначительный, но он проливает свет на личность царя: Петр не понимал и не принимал никакой «созерцательности», отдавая предпочтение конкретным делам.

При этом объявлять самодержца человеком неверующим, как это делала советская наука, — недопустимое преувеличение. При входе на выставку бросается в глаза огромный крест, собственноручно вырезанный царем из цельного куска дерева в память своего чудесного спасения во время шторма в Белом море.

Державный строитель России верил в Бога и, несмотря на отчетливое влияние протестантизма, до конца дней был православным. Но недаром покойный академик Александр Панченко называл православие царя «бытовым» — его отношение к религии и Церкви было сугубо рациональным. В этом можно винить не только самого монарха, но и общий дух XVIII века.

Выставка включает в себя игровую программу «Детская ассамблея». Ее пространство организовано как «огромный корабль, плывущий по морю житейскому». Юные посетители через игру смогут лучше понять, чем была петровская эпоха для современников, проверить знания по истории России. Они сами могут расписать «изразцы» и облицевать ими «печку», составить «экспозицию» для «кунсткамеры» и даже найти «клад».

Выставка продлится до 10 июня.

«Вода живая»/Патриархия.ru

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие новости

В парке искусств «Музеон» в Москве открылась выставка «Потомки и наследники святых»

В XХIII Московском Пасхальном фестивале впервые примут участие артисты Большого театра

В Москве открылась фотовыставка священника Игоря Палкина «Потомки и наследники святых»

Представители Церкви приняли участие в совещании по вопросам реставрации объектов культурного наследия Пскова и Псковской области

Митрополит Минский Вениамин принял участие в открытии выставки художников Белоруссии и России «Союзное государство — единство через культуру»

Министр культуры России и глава Нижегородской митрополии обсудили вопросы реставрации храмов в Нижегородской области

Окончание строительства историко-археологического парка «Херсонес Таврический» обсудили на встрече председателя Патриаршего совета по культуре с представителями музейного сообщества

Святейший Патриарх Кирилл возглавил заседание Организационного комитета празднования 100-летия со дня кончины святителя Тихона, Патриарха Московского

Состоялось заседание комиссии Межсоборного присутствия по вопросам общественной жизни, культуры, науки и информации