5 декабря 2013 года председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий выступил с докладом «Духовно-нравственные ценности казачества и их идентификация в образовательном пространстве: опыт Донской митрополии» на открытии Первого большого съезда казачьих духовников «Православие — духовно-нравственная основа казачьего мировоззрения».
Ваше Святейшество! Уважаемый Александр Дмитриевич, высокое собрание!
Исторически сложилось так, что Донское казачье войско было самым многочисленным в России. Оно единственное располагало собственным территориально-административным образованием, включающим в себя части территорий Ростовской, Волгоградской областей, Краснодарского края, Республики Калмыкия, Украины. В настоящее время 2/3 исторической территории Всевеликого войска Донского входит в состав Ростовской области.
В течение последних 20 лет численность казачьего населения в Ростовской области колеблется от 11 до 43 процентов от общей численности населения региона. На 1 января 2013 года численность казачьих обществ Войска Донского на территории Ростовской области составила более 80 тысяч человек.
Потому, говоря о взаимодействии Донской митрополии и казачества. встречающихся сложностях и возможных путях их решения на Дону, можно сказать и об их проекции в масштабах всей страны.
Особо мне хотелось бы сказать об основополагающем, ключевом моменте становления казака — его религиозном образовании и духовно-нравственном воспитании в соответствии с казачьей традицией, укорененной в Православии.
Система казачьего образования
В настоящее время на территории Донской митрополии общими усилиями мы пытаемся сформировать целостную систему казачьего образования, основывающуюся на внедрении инновационных методик и технологий патриотического и гражданского воспитания, опирающихся на казачьи традиции и культурно-исторические особенности Донского края. Функционируют 212 образовательных организаций, численность обучающихся в которых достигает 30 тысяч человек. Изучение казачьего компонента начинается с детского сада, затем продолжается в общеобразовательной школе, имеющей статус «казачья».
В митрополии более 20 муниципальных «казачьих» детских садов, которые разработали и реализуют программы духовно-нравственного воспитания и патриотического воспитания.
Подчеркну — вступающий в действие с 1 января 2014 года Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает введение духовно-нравственного компонента в программы дошкольных образовательных организаций, и содержит такие понятия, как усвоение нравственных ценностей, развитие любви к Отечеству. Наша общая задача — обеспечить внесение лучших программ дошкольного образования с интегрированным духовно-нравственным компонентом в Реестр образовательных программ Министерства образования РФ для использования их другими дошкольными организациями.
Заканчивая первую ступень образования, ребенок имеет право выбора: продолжить обучение в общеобразовательной школе, либо поступить в кадетский казачий корпус.
Вообще, казачьи кадетские корпуса по праву являются ценностью Донского края. Шесть корпусов в Ростовской области и два в Волгоградской — это более 1500 воспитанников, которые составляют кадровый резерв Российской Армии и государственной службы.
С 2013 по 2020 год государство планирует увеличить сеть казачьих кадетских корпусов вдвое. В 2014 году планируется открыть казачий кадетский корпус в поселке Орловский Орловского района и морской казачий кадетский корпус в г. Таганроге.
Для более эффективной работы в казачьих кадетских корпусах между Донской митрополией и Департаментом по делам казачества и кадетских учебных заведений Ростовской области был подписан план совместных мероприятий в сфере духовно-нравственного воспитания на нынешний учебный год.
Введенный на федеральном уровне курс ОРКСЭ, преподаваемый в 4-х классах, явно не достаточен для воспитания казака. Во всех казачьих кадетских корпусах в качестве факультатива (по выбору учащихся) с 5 по 9 классы, расширенно преподается курс «Основы православной культуры».
В соответствии с новым Федеральным Законом «Об образовании в РФ» общеобразовательные организации, в том числе муниципальные и государственные, к которым относятся и кадетские корпуса, имеют право реализовывать курс ОРКСЭ на профильном, углубленном уровне, в рамках основных образовательных программ. Кроме того, в казачьих корпусах возможно преподавание не только религиозной культуры в расширенном варианте, но и вероучительных дисциплин вне рамок образовательных программ, что прямо подтверждается письмами Минобразования РФ. Кроме того, одной из форм обучения детей основам вероучения может стать дополнительное обучение кадетов в приходских воскресных школах, где они могли бы приобщиться к литургической жизни Церкви и получить начальные богословские знания. Таким образом, казачьи кадетские образовательные организации, используя закрепленную в законе самостоятельность при формировании образовательной программы школы, на основании решения коллегиального органа управления образовательной организации и с учетом согласия родителей, имеют все реальные возможности реализовывать полноценное православное образование и воспитание.
Конечно, при таком объеме работы остро стоит вопрос о подготовке квалифицированных преподавателей. Первой попыткой подойти к решению этого вопроса стали, специальные обучающие семинары для преподавателей Основ православной культуры, работающих в системе казачьего образования которые проводятся по инициативе Отдела религиозного образования и катехизации Ростовской-на-Дону епархии на базе Аксайского казачьего кадетского корпуса. Но, это капля в море. Вопрос полноценной подготовки специалистов по преподаванию Основ православной культуры и вероучительных дисциплин в казачьих кадетских корпусах необходимо решать целенаправленно, при полном понимании его важности и поддержки со стороны Департамента по делам казачества.
Еще одним направлением развития образовательных инициатив Церкви является привлечение воспитанников казачьих учебных организаций к участию в конкурсах и фестивалях: «Красота Божьего мира», в олимпиаде по Основам православной культуры; в региональных конкурсах: на Дону это конкурс творческих работ имени Святителя Димитрия Ростовского, смотр-конкурс «Свет Христова Рождества», фестиваль документальных фильмов духовно-нравственного содержания «Воинство Небесное и земное».
Донская духовная семинария: подготовка духовников и просветительские курсы для командного состава
Особое место в жизни казачьих обществ занимают духовники. Для того чтобы эффективно осуществлять свое служение в казачьей среде, священник должен знать и понимать традиции и обычаи казачества, ориентироваться в особой ментальности казаков, быть в курсе казачьих дел.
С 1 марта текущего года между Департаментом по делам казачества и кадетских учебных заведений Ростовской области, Донской духовной семинарией и войсковым казачьим обществом «Всевеликое войско Донское» было подписано Соглашение о сотрудничестве. Данное Соглашение закрепляет возможность совместного информационного, организационного и методического обеспечения для подготовки воспитанников кадетских корпусов, относящихся к ведению Всевеликого войска Донского, к поступлению в Донскую духовную семинарию для последующего их служения в качестве казачьих священников.
Донская духовная семинария совместно с Департаментом по делам казачества и кадетских учебных заведений Ростовской области организовывает специальные программы по подготовке казачьих священников. Специально для этого был разработан курс «История донского казачества с древнейших времен до начала XXI века». В основу этого предмета положен апробированный учебный курс «История донского казачества» под редакцией авторского коллектива, состоящего из сотрудников ряда ростовских вузов.
Благодаря данным инициативам Департамент по делам казачества и Донская духовная семинария имеют возможность осуществлять совместные духовно-просветительские проекты, проводить культурные, патриотические, духовно-воспитательные мероприятия.
Говоря о вопросах богословского образования будущих казачьих священников, мы обязаны обратить внимание и на еще одну, может быть самую острую проблему дня сегодняшнего — на религиозное образование командного состава казачьих округов. К сожалению, среди атаманов и казачьих командиров уровень знаний в области православного вероучения, а также степень их личного участия в литургической жизни Церкви далеки от идеала. Атаман всегда был примером для войска. Этот пример, как все мы понимаем, может быть либо высоко-нравственным, либо наоборот.
Пытаясь приблизиться к решению эту проблемы в рамках деятельности богословско-катехизаторских курсов при Донской духовной семинарии, был разработан специальный курс, занятия в рамках которого направлены на знакомство сотрудников Департамента по делам казачества, казачьих атаманов, а также представителей командного состава казачьих округов с основами православного вероучения, богослужения и духовной жизни. Программа курсов включает богословские, литургические и исторические лекции, а также практические семинары, которые проводятся силами профессорско-преподавательской корпорации семинарии и специально приглашенными специалистами Департамента по делам казачества и кадетских учебных заведений.
Строительство храмов и часовен
Важной задачей для духовников казачьих кадетских корпусов является строительство часовен на их территории. На сегодняшний день в Донской митрополии ведется строительство часовен в Аксайском и Белокалитвенском кадетских корпусах. В Шахтинском кадетском корпусе воздвигнут храм в честь страстотерпца цесаревича Алексия. Эта же задача решается в Новочеркасске и Азове. Казаки принимают посильное участие в восстановлении многих храмов на территории Донской митрополии. 11 ноября 2012 года в г. Азове был освящен казачий полковой храм в честь Азовской иконы Божией Матери, в этом же городе при поддержке казачества ведется подготовка к восстановлению соборного Успенского храма Азова. Но, и здесь есть определенные трудности. Согласно закону об образовании наличие религиозных или культовых сооружений на территории учебных заведений не допускается. И кадетские корпуса не исключение. Таким образом, мы сталкиваемся с отсутствием законодательной базы, которая бы позволяла возводить православные храмы и часовни на территории учебных заведений со статусом «казачий». Думается, что Ситнодальному отделу религиозного образования совместно с Советом при Президенте России по делам казачества необходимо задуматься о путях законодательного разрешения этого противоречия в воспитательном процессе казачества.
Заключение
Хотел бы отметить, что в деле религиозного образования казачества мы находимся только в начале пути. Для достижения поставленных целей необходимо тесное взаимодействие Церкви, общества и государства, а именно: действенная поддержка со стороны Совета при Президенте, Департаментов по делам казачества, профильных министерств и ведомств, зачастую и финансовая.
И в завершение своего доклада, не просто подчеркиваю, но голос возвышаю (!) — без религиозного просвещения на всех уровнях — возрождение подлинного казачества невозможно. Именно от выстроенной и наполненной православным содержанием системы образования зависит возрождение казачьей культуры и казачьих традиций, да и самого казачества, как такового.
Спасибо за внимание.
«Православное образование»/Патриархия.ru