На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 мая 2009 года принято решение о хиротонии наместника санкт-петербургской Свято-Троицкой Александро-Невской лавры архимандрита Назария (Лавриненко) во епископа Выборгского, викария Санкт-Петербургской и Ладожской епархии (журнал №52). В этот же день состоялось наречение архимандрита Назария в домовом храме исторического здания Святейшего Правительствующего Синода в Санкт-Петербурге.
При наречении архимандрит Назарий обратился к Предстоятелю Церкви и Преосвященным сослужителям Его Святейшества со ставленническим словом.
Ваше Святейшество, Святейший Владыко,
Ваше Блаженство,
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства,
Богомудрии Архипастыри!
Ныне с трепетом стоя пред Вами, могу только, следуя заповеди апостола Павла, благодарить Вас за призвание меня недостойного к высшему в земной Церкви служению.
Сейчас в моей душе смешались разные чувства. С одной стороны чувство радости, но при этом я всегда помню, что радость способна заслонить чувство долга и возбуждает самонадеянность. С другой стороны чувство страха. Чем больше я вчитывался в богодухновенные слова о Епископском служении, тем больше я осознавал свое недостоинство и даже утешительные слова апостола Павла о «силе Божией в немощех совершающейся» (Кор 12. 9) не совсем помогли мне преодолеть страх взойти на высокую свещницу и стать «светом миру».
Все Вы, Ваше Святейшество и дорогие Архипастыри, стояли на этом месте и легко можете понять и простить мои сомнения. То, что я не являюсь исключением, подтверждают слова святителя Григория Богослова: «Из предизбранных благодатию в звание Предстоятелей Церкви ни те не подвергаются осуждению — за свою боязнь, которые страшатся принимать дар, ни те — за свою ревность, которые с готовностью следуют избранию. Ибо одни страшатся величия служения, а другие повинуются — по вере в Призывающего».
Верю и надеюсь, что и я отношусь к тем, кого избрал Господь, так как избран был Святейшим Патриархом и Священным Синодом Русской Православной Церкви, а сказано: «...где двое или трое собраны во имя Мое — там Я посреди них» (Мф. 18.20). Значит, и ко мне грешному относятся слова Господа нашего Иисуса Христа: «не вы меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, что бы вы шли и приносили плод» (Ин. 15. 16). Знаю, что Господь избирая кого-либо, не оставит, а даст и силы осуществить Его заповедь, если только избираемый останется верным Господу и не угасит своей любви к Нему.
Последние годы моего служения проходят в Свято-Троицкой обители, и в день хиротонии в сан епископа я буду просить Всемогущего Бога о ниспослании в этом Святом Таинстве «...Духа Премудрости и Разума, Духа Совета и Крепости, Духа Ведения и Благочестия» (Ис. 11. 2). Смею прибавить к сим словам пророка Исайи — духа любви и мира. Ибо если я не буду иметь любви, то все остальные слова о вере и благочестии будут ложью, и я никогда не сумею постичь Бога, который есть Любовь, а если я не буду иметь духа мира, то, по слову преподобного Серафима Саровского, не сумею не только стать примером в спасении для тысящ, но и спастися сам.
Почти два с половиной десятилетия я являюсь пастырем для народа Божия и пытаюсь быть для него пастырем добрым. Но Епископское служение обязывает быть примером не только для паствы, но и для пастырей. Сознаю, что действенным и сильным мое слово может быть только в том случае, если я своей духовной и богоугодной жизнью буду подавать пример пасомым, и только тогда исполню завет апостола Павла своему ученику Тимофею: «образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою» (1 Тим. 4. 12). Твердо знаю, что в пастырстве можно настаивать и призывать исполнить других только лишь то, что исполняешь и чему следуешь сам. Только так твое слово будет весомым, а не лицемерным пред Богом и людьми.
Родился я в эпоху, когда жить было совсем «весело». Годы детства и юности прошли во времена суровой «оттепели» и дальнейшего построения «светлого коммунистического будущего». Рос в обычной большой крестьянской семье, и был в ней самым младшим. Молитвенницей за всех нас была наша мама, раба Божия Александра (Царство ей небесное). Она же стала моим «апостолом».
Вспоминаю один эпизод моего детства: 1961 год, Пасха. Мы с мамой идем в храм. Облава комсомольцев, и на другой день в школе мне выстригают крест на голове и запрещают стричься, чтобы зарастал долго и все имели возможность издеваться над «святошей». Теперь конечно можно относиться к этому с улыбкой и рассматривать как прообраз настоящего пострига через 24 года.
Моим первым Евангелием стали четыре листочка малого формата из Евангелия от Матфея с параллельным славяно-русским текстом. По ним же я учился читать на церковнославянском. И сейчас помню, что это была четвертая глава, где повествовалось о призвании Апостолов. Затем был Крымский сельскохозяйственный институт, работа в миру, одновременно с этим пение в церковном хоре.
Когда Господь призвал, через большие препятствия, но без колебаний и долгих раздумий, я приехал в город на Неве и поступил в Духовные Школы, где ректором был тогда Архиепископ Выборгский Кирилл, ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Даже после успешной сдачи экзаменов мне не давали прописку в Ленинграде, и только личное вмешательство Владыки Ректора позволило мне стать воспитанником Духовной Семинарии.
За два года мне удалось окончить полный семинарский курс. От рук Вашего Святейшества я получил первую степень церковнослужителя — чтеца. Па первом курсе Духовной Академии по благословению тогдашнего Митрополита Ленинградского и Новгородского Антония (Мельникова) я принял монашеский постриг, который совершил архимандрит Мануил, ныне Архиепископ Петрозаводский и Карельский.
Всегда молитвенно поминаю Высокопреосвященнейшего Митрополита Антония, который совершил мою хиротонию сначала в иеродиаконы, а затем в иеромонахи, причем первая хиротония была совершена в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры. В этом же соборе я нес послушание после смерти Владыки Антония и был первым монахом в клире Лавры после долгих десятилетий перерыва монашеского служения в ее стенах.
С глубокой благодарностью вспоминаю почившего Первосвятителя Московского и Всея Руси Алексия II, который, будучи Митрополитом Ленинградским и Новгородским, доверил мне, тогда еще студенту Духовной Академии, стать настоятелем очень сложного и важного прихода в городе Выборге. Именно он на выпуске Академии в 1988 году возвел меня в сан игумена, а в первый свой визит в Санкт-Петербург уже в качестве Патриарха Московского и Всея Руси вручил крест с украшениями. Он же назначил меня начальником подворья Валаамского монастыря, процесс возрождения которого тогда только начинался.
Собственно, с того времени начались мои «строительные университеты», на все последующие годы до сего дня ставшие моим основным послушанием в Церкви. Валаамское подворье, Коневский Рождество-Богородичный монастырь, Александро-Невская Лавра разруха и запустение. Эпоха «игуменов-мусорщиков» выпала на самые активные годы моего церковного служения. Смею надеяться, что эти труды хотя бы частично будут зачтены Господом вместо молитвенных подвигов, которые надлежало бы нести мне как монаху.
Отдельное и особое слово благодарности я должен сказать Вам, Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка Владимир. Вы оценили результаты моих трудов в Коневской обители и доверили потрудиться вместе с Вами над восстановлением Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры. Благодарю Господа, Вас, Владыко, и всю братию за долготерпение к моим немощам. В истории Александро-Невской Лавры только несколько наместников исполняли это послушание около десяти лет. Меня же Вы терпели и терпите уже почти тринадцать лет. С 1996 года по Вашему благословению я являюсь благочинным монастырей и подворий Санкт-Петербургской епархии. Нижайший поклон Вам за доверие, всегдашнюю помощь и отеческое отношение ко мне.
Двадцать четыре года я несу церковное послушание в монашеском чине. И если Святая Церковь призывает меня сегодня на высшее служение, то я рассматриваю это как продолжение послушания с еще большей ответственностью и ревностью и новую возможность быть максимально полезным Церкви Божией и народу Ея.
Надеюсь, что в помощь мне в предстоящем апостольском служении к осуществлению этих обещаний и чаяний будут молитвы святителя и чудотворца Николая, с именем которого я был крещен, мученика Назария — моего небесного покровителя в монашеском постриге, преподобного Арсения Коневского, чудотворца, мощи которого я обретал из поругания; святого благоверного великого князя Александра Невского, нашего небесного покровителя и молитвенника. И конечно, уповаю на предстательство Матери Божией о мне грешном и недостойном пред Ее Сыном и Спасителем нашим Иисусом Христом.
Молю и мили ся дею и Вас, Ваше Святейшество, дорогие богомудрые Архипастыри о Ваших молитвах о мне, дабы благодать Божия уврачевала мою немощь и восполнила мою скудость, чтобы быть делателем непостыдным, твердо стоящим на Божественной страже и право правящим Слово Господней Истины, и чтобы мое Архипастырское служение принесло пользу Святой Церкви, Отечеству нашему и на Страшном Судищи Христовом не было бы мне в осуждение.
Аминь.
Архимандрит Назарий
27.05.2009 г.