Иоаким, Патриарх Московский и всея Руси (Савелов Иван Петрович)
- Дата рождения:
- 6 января 1621 г.
- Дата смерти:
- 17 марта 1690 г.
- Дата хиротонии:
- 22 декабря 1672 г.
- Страна:
- Россия
- Биография:
Иван Петрович Савелов Большой родился 6 января 1621 г.; был старшим сыном можайского помещика, царского кречетника Петра Ивановича Савелова, принадлежавшего к можайской ветви рода Савеловых — потомственных мастеров соколиной охоты, служивших государевыми сокольниками. В семье Савеловых был еще один ребенок по имени Иван, в документах он упоминается как Иван Савелов Меньшой.
Вероятно в середине 30-х гг. И.П. Савелов занялся фамильной профессией или стал одним из дворцовых служителей. В конце 30-х гг. взял в жены Евфимию, в браке с которой имел четырех детей. В 1649 или в 1650 г. поступил на рейтарскую службу. Осенью 1653 г. в числе особо отличившихся рейтаров получил чин поручика, с этого момента его служба связана с полками «нового строя» и Иноземским приказом, в ведении которого находились офицерские кадры тех полков.
После смерти жены и детей (вероятно, во время эпидемии чумы, охватившей летом-осенью 1654 г. центральные уезды России) оставил военную службу и принял монашеский постриг в Киевском Межигорском в честь Преображения Господня мужском монастыре. В сентябре 1657 г. указом Патриарха Никона переведен в Новгородский Иверский монастырь, около 1663 г. — в Ново-Иерусалимский Воскресенский монастырь, где руководил сооружением Воскресенского собора. Вскоре переведен в Москву, где подвизался в Андреевском монастыре, затем в Новоспасской обители.
19 августа 1664 г. в московском монастыре Донской иконы Божией Матери рукоположен митрополитом Новгородским Питиримом (впоследствии Патриархом Московским) в сан пресвитера (ранее митрополит Питирим поставил его «в священосцы, четцы, иподияконы и диаконы»). В конце августа 1664 г. поставлен архимандритом Московского Чудова монастыря, вошел в ближайшее окружение царя Алексея Михайловича и стал одним из главных исполнителей планов царя в устройстве церковных дел: в разрешении «дела Никона» и в борьбе с набиравшим силу старообрядчеством. Играл важную роль на Большом Московском Соборе 1666-1667 гг., осуществляя постоянные контакты между царем и отцами Собора и информируя царя о ходе работы заседаний. 21 января 1671 г. (единственный из настоятелей монастырей) был на обручении Алексея Михайловича с Н.К. Нарышкиной, 29 июня 1672 г. крестил в Чудовом монастыре новорожденного царевича Петра I Алексеевича.
22 декабря 1672 г. хиротонисан во митрополита Новгородского и Великолуцкого. Вскоре ввиду болезни Патриарха Питирима митрополит Иоаким был вызван в Москву и привлечен к делам Патриаршего управления, 26 июля 1674 г. был возведен на Первосвятительскую кафедру.
Время управления Патриарха Иоакима Русской Церковью характеризуется активной деятельностью Первосвятителя по укреплению центральной власти в России, как духовной, так и светской, в условиях углублявшегося церковного раскола и борьбы придворных группировок при молодых и слабых правителях.
Патриарх был одним из наиболее влиятельных государственных деятелей того времени. После кончины Алексея Михайловича (29 января 1676 г.) он благословил на царство Феодора Алексеевича; исследователи считают, что Предстоятель сразу же позиционировал себя одним из центров высшей власти в государстве наряду с царем. Он сыграл важную роль в разрешении политических кризисов 1682 и 1689 гг. 27 апреля 1682 г., в день смерти бездетного Феодора Алексеевича, Патриарх возглавил избирательный cобор, на котором царем избрали Петра. Во время стрелецкого восстания в мае 1682 г. Патриарх Иоаким встал на защиту царевичей и вдовствующей царицы, 25 июня венчал на царство Иоанна и Петра Алексеевичей. Во время противостояния Софии и Петра летом-осенью 1689 г. находился в Троице-Сергиевом монастыре вместе с юным царем.
В сфере церковного управления прилагал активные усилия к консолидации русского епископата и укреплению своей власти в условиях углублявшегося церковного раскола и нараставшей социальной напряженности в стране, последовательно боролся с враждебными Православной Церкви явлениями. При Патриархе Иоакиме регулярно собирались Архиерейские Соборы, основными задачами которых были проведение в жизнь решений Собора 1666-1667 гг., в первую очередь борьба с расколом, укрепление авторитета духовенства (преимущественно епископата) и меры по обособлению духовенства в особое сословие; Предстоятель добивался, чтобы духовные дела подлежали ведению только духовных лиц.
Усилия Святейшего Владыки были направлены на борьбу против иностранного влияния на русское общество, которое шло в то время в основном через Польшу. Патриарх Иоаким сумел добиться принятия указа о строгом таможенном «допросе» иностранцев. По его настоянию были высланы из Москвы иезуиты, успевшие уже основать в столице свою школу. Незадолго до кончины он составил духовное завещание с наказом не вводить в России иноземных обычаев.
Для утверждения в России просвещения, ориентированного на греческую традицию, при активной поддержке Святейшего Владыки в 1681 г. на Печатном дворе была устроена школа «греческого чтения, языка и письма» (Типографская школа). По благословению Патриарха Иоакима в 1685 г. братья Иоанникий и Софроний Лихуды основали в Москве духовное училище при Заиконоспасском монастыре. Это училище положило начало Славяно-греко-латинской академии, которая в 1814 г. была преобразована в Московскую духовную академию.
При Патриархе Иоакиме состоялся переход Западнорусской митрополии под власть Московского Патриарха. 24 октября 1685 г. новоизбранный митрополит Киевский Гедеон (Святополк-Четвертинский) прибыл в Москву и принес присягу Патриарху Московскому, в 1687 г. переход Киевской митрополии в юрисдикцию Русской Церкви был признан Константинопольским Патриархом.
Первосвятитель отличался ревностью к строгому исполнению церковных канонов. Он пересмотрел чины Литургии святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста, устранил некоторые несоответствия в богослужебной практике, исправил и издал Типикон, который употребляется в настоящее время в Русской Православной Церкви почти в неизменном виде.
Скончался Патриарх Иоаким 17 марта 1690 г. и был погребен в Успенском соборе Московского Кремля.