Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Патриаршее слово за Божественной литургией в день памяти святителя Иова, Патриарха Московского

Патриаршее слово за Божественной литургией в день памяти святителя Иова, Патриарха Московского
Версия для печати
2 июля 2009 г. 16:00

2 июля, в день памяти святителя Иова, Патриарха Московского и всея Руси, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию и молебен в Успенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно поздравляю с праздником — с памятью святителя и чудотворца Иова, Патриарха Московского и всея Руси.

В день, когда мы вспоминаем имя этого угодника Божия, возглавившего в Патриаршем достоинстве Русскую Православную Церковь и положившего начало Патриаршему служению на Руси, читаем удивительные слова Спасителя в Евангелии от Иоанна: пастырь добрый душу свою полагает за овцы, а наемник бежит, ибо не есть пастырь (см. Ин. 10:11-13). В этих словах содержится величайшая Божественная мудрость и одновременно констатация того факта, что многие из тех, кто именует себя пастырями, таковыми не являются.

Что такое наемник? Наемник — это тот, кто служит за вознаграждение. Наемник — это тот, кто живет своей собственной жизнью; кто личную, семейную жизнь, свои интересы и увлечения ставит в центр своего бытия, а работа, за которую он получает деньги, является для него лишь средством к существованию. Вознаграждение — это главное в том, что делает такой человек вне области своих интересов. Такой человек никогда не будет отдавать жизнь ради своего служения, он испугается опасности, он будет бежать.

Это имеет отношение не только к церковному, но и к любому другому служению, в том числе к служению Отечеству, которое требует полной отдачи сил. Есть работа, а есть служение; есть работа за вознаграждение, а есть служение, которое требует отдачи всей жизни.

Конечно, в первую очередь это касается Церкви: здесь нет работы, здесь есть только служение. И потому священнослужитель несет свое служение вне зависимости от того, вознаграждается оно достойно или нет, обеспечивает ли его служение материальную сторону жизни или обеспечивает не в полной мере, или, может быть, вообще не обеспечивает.

Наемничество — это признак того, что сердце человека, его жизнь — вне того делания, за которое он получает вознаграждение. Это имеет отношение не только к прямому материальному вознаграждению, не только к зарплате, которую получают люди. Наемник может убежать в другое место не только потому, что пребывание в данном месте сопровождается неким риском — он побежит в другое место, если там он будет получать больше, если там он будет окружен бóльшим почетом, если другое место будет даровать ему больший жизненный комфорт.

Все, что сказано, имеет отношение к особому роду служения — совершенно ясно, что Церковь существует потому, что люди, призываемые быть ее служителями, в абсолютном большинстве случаев таковыми и являются: они служат Богу, а не работают. Кстати, и народ это хорошо чувствует: к одному священнику идут и готовы ему помогать, в том числе материально, а от другого шарахаются, видя в нем наемника.

Мы живем в такое время, когда не должно быть наемников среди священнослужителей, потому что ответственность у священника — не только за его паству, но за весь народ, за страну. На великом перепутье наше Отечество, и от того, какие духовные силы соберет сейчас народ, от того, какую духовную мощь он будет иметь, будет зависеть его будущее, будет зависеть будущее Отечества нашего, всей исторической Руси.

Наемник может изменить своему призванию, и не только из-за страха или из желания иметь больше денег — он может изменить своему призванию незримо, негласно, как бы продолжая совершать свое дело, а сердцем принадлежа совершенно другому делу.

То, что справедливо в отношении служения Церкви, справедливо и применительно к служению Отечеству. Если человек поднимается на высокую ступень служения своему народу, если он входит в круг людей, ответственных за судьбу Отечества, то для него наемничество недопустимо; для него не может быть работы ради денег или ради личного успеха и благополучия. Здесь должно быть служение, а значит, отдача всех своих сил, содержание в центре своего бытия дела, на которое поставлен сей человек промыслом Божиим и изволением людей. Это справедливо также в отношении военачальников и в отношении всех тех, кто, надевая военную форму, приносит присягу — почему мы и говорим «военная служба», а не «военная работа».

Удивительно, что в нашем народе продолжается это жертвенное служение. В то время, когда средства массовой информации, весь уклад жизни навязывают нам совершенно другие ценности, есть люди, которые, принимая присягу, честно служат Отечеству за небольшую зарплату и в трудных условиях, мотивируя свое служение не материальным благом, а желанием и стремлением служить народу своему.

Неслучайно в день памяти святителя Иова мы читали слова Евангелия о пастыре добром, который душу свою полагает за овцы. Этот пастырь противопоставляется наемнику, который бежит. Святитель Иов был таким пастырем. Взойдя на Первосвятительскую Российскую кафедру, обретя высокое Патриаршее достоинство, он был пастырем для пастырей, он был пастырем для народа, он был великим светильником земли Русской. Никакого наемничества, никакой личной выгоды, никакой личной заинтересованности — жизнь, отданная Церкви и народу.

Ныне святитель Иов причислен к лику святых, и мы прославляем его как пастыря доброго. Сегодня мы возносим особую молитву о Церкви нашей, об архипастырях и пастырях, дабы они уподоблялись святителю Иову в своем служении народу Божию. Мы молимся сегодня о властях наших и о воинстве, дабы среди них не было наемников, но были труженики — в каком-то смысле тоже пастыри, потому что и они призваны вести наш народ. Дай Бог, чтобы народ шел и за этими пастырями в правильную сторону, дабы путь сей был путем спасения, но не гибели.

Если будем крепко молиться о всех, кому Господь вручил бразды светской и церковной власти, то, надеемся, Он будет совершать великое преобразование умов и сердец — и, может быть, даже тех, кто вступал на путь такового служения с мыслями обрести материальные блага, успех, почет. Может быть, и в их умах и сердцах силой молитвы произойдет преобразование, и наемник станет пастырем, радеющем об овцах своих.

Молитвами святителя и чудотворца Иова да хранит Господь землю нашу, народ наш, Церковь нашу, власти и воинство, укрепляя и наставляя каждого из тех, кому вручена великая ответственность нести свое служение со страхом Божиим и величайшей ответственностью. Аминь.

Пресс-служба Московской Патриархии

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Николая Мирликийского после Литургии в Никольском храме в Хамовниках г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Воскресения Словущего в Марьинском парке г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Живоначальной Троицы в Чертанове г. Москвы

Патриаршая проповедь в день памяти благоверного великого князя Александра Невского в Александро-Невском скиту близ Переделкина

Патриаршая проповедь перед молебном у раки святителя Тихона в Донском ставропигиальном монастыре

Патриаршая проповедь в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Филарета Московского

Патриаршая проповедь в Неделю 22-ю по Пятидесятнице после Литургии в храме святителя Николая Мирликийского в Бирюлеве г. Москвы

Патриаршее слово после богослужения в Александро-Невском скиту близ Переделкина

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, после Литургии в Донском ставропигиальном монастыре г. Москвы