Положение о Межсоборном присутствии Русской Православной Церкви утверждено на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, проходившем 27 июля 2009 года под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Киеве (журнал № 55).
Полнота власти в Церкви принадлежит собору епископов. Собор епископов принимает решения в силу полномочий, данных от Бога архиереям как преемникам апостолов: «Епископу вверены люди Господни, и он воздаст ответ о душах их» (39-е Апостольское правило).
Осуществляя церковное управление, епископы пребывают в единении с клиром и возглавляемым ими народом Божиим: «Где является епископ, там да будет народ». Святитель Киприан Карфагенский утверждал: «Епископ в Церкви, и Церковь в епископе, и кто не с епископом, тот и не в Церкви». Он же подчеркивал, что «Церковь заключается в епископе, клире и всех стоящих в вере», а своим пресвитерам свидетельствовал о принятом им правиле «ничего не делать по одному своему усмотрению, без совета вашего и без согласия народа». «Смиренномудрие, и учение, и самая жизнь наша, — говорил святитель, — требуют, чтобы предстоятели, собравшись с клиром в присутствии народа... могли распорядиться во всем по общему соглашению».
Таким образом, Предание Церкви свидетельствует о важном значении соборности и советования епископата с полнотой церковной, ибо «кто слушает совета, тот мудр» (Притч. 12. 15; 24. 6).
Одной из форм такого советования в Русской Православной Церкви является Межсоборное присутствие.
I. Цели и задачи Межсоборного присутствия
1. Межсоборное присутствие является совещательным органом, содействующим высшей церковной власти Русской Православной Церкви в подготовке решений, касающихся наиболее важных вопросов внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви.
2. Межсоборное присутствие призвано к обсуждению актуальных вопросов церковного бытия, в частности относящихся к сфере богословия, церковного управления, церковного права, богослужения, пастырства, миссии, духовного образования, религиозного просвещения, диаконии, взаимоотношений Церкви и общества, Церкви и государства, Церкви и иных конфессий и религий.
3. Задачей Межсоборного присутствия является предварительное изучение вопросов, рассматриваемых Поместным и Архиерейским Соборами, а также подготовка проектов решений по этим вопросам. Решения по предложениям Межсоборного присутствия могут приниматься также Священным Синодом.
II. Состав Межсоборного присутствия
1. Председателем Межсоборного присутствия является Патриарх Московский и всея Руси.
2. Члены Межсоборного присутствия избираются Священным Синодом из числа архиереев, клириков и мирян Русской Православной Церкви.
3. Состав Межсоборного присутствия пересматривается Священным Синодом по представлению Патриарха Московского и всея Руси раз в четыре года.
III. Структура Межсоборного присутствия
1. Священный Синод избирает президиум Межсоборного присутствия. В составе президиума избирается секретарь Межсоборного присутствия.
2. Межсоборное присутствие или его президиум образуют комиссии и рабочие группы и избирают их состав из числа членов Межсоборного присутствия, а также председателей и секретарей. Председатели комиссий входят по должности в президиум Межсоборного присутствия. К своей работе комиссии могут приглашать экспертов, по согласованию с президиумом.
3. Межсоборное присутствие имеет свой аппарат. Руководителем аппарата является секретарь Межсоборного присутствия.
4. При Межсоборном присутствии действует экспертный совет. Состав экспертного совета утверждается и изменяется Священным Синодом по представлению Патриарха Московского и всея Руси.
IV. Регламент Межсоборного присутствия
1. Решение о включении вопроса в повестку дня Межсоборного присутствия принимается Поместным или Архиерейским Собором, либо Священным Синодом.
2. Вопросы, включенные в повестку дня Межсоборного присутствия, направляются в комиссии и рабочие группы по резолюции Патриарха Московского и всея Руси. Патриарх может также принять решение о направлении отдельных вопросов на отзыв предстоятелям, синодам или соборным органам самоуправляемых Церквей, епархиальным архиереям или учреждениям Русской Православной Церкви, а также на обсуждение епархиальных собраний (съездов).
3. Комиссии готовят заключения по порученным им вопросам.
Заключение комиссии должно содержать конкретные предложения по решению обсуждаемого вопроса и, в качестве приложения, сводку мнений, выраженных в ходе обсуждения.
4. Заключения комиссий сообщаются в президиум, который может:
— передать их на обсуждение пленума Межсоборного присутствия;
— представить их на рассмотрение Священного Синода.
Президиум также обсуждает текущие вопросы деятельности Межсоборного присутствия и принимает по ним решения либо представляет их на рассмотрение Священного Синода.
5. Протоколы заседаний президиума и пленума Межсоборного присутствия подписываются секретарем и утверждаются Патриархом Московским и всея Руси. Заключения пленума Межсоборного присутствия подписываются Патриархом.
6. Священный Синод, рассмотрев представленные ему заключения, передает их на рассмотрение Архиерейского или Поместного Собора, либо принимает по ним собственное решение.
7. Отзывы предстоятелей, синодов или соборных органов самоуправляемых Церквей, епархиальных архиереев или учреждений Русской Православной Церкви, заключения епархиальных собраний (съездов) направляются Патриарху Московскому и всея Руси, а затем, по его резолюции, передаются на обсуждение Межсоборного присутствия. В отдельных случаях эти отзывы и заключения могут быть представлены Патриархом непосредственно Священному Синоду.
8. Аппарат Межсоборного присутствия:
— осуществляет делопроизводство Межсоборного присутствия и ведет его архив;
— обеспечивает практическую подготовку заседаний пленума и президиума Межсоборного присутствия, а также ведение протокола этих заседаний.
V. Обеспечение деятельности Межсоборного присутствия
Межсоборное присутствие и его аппарат финансируются за счет средств общецерковного бюджета.