4 августа 2009 года Предстоятель Русской Православной Церкви прибыл в Успенскую Почаевскую лавру.
У святых врат прославленной обители Святейшего Патриарха встречали Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир, наместник Лавры архиепископ Почаевский Владимир, архипастыри и клирики Украинской Православной Церкви, братия монастыря.
В обители и на склонах Почаевской горы собрались десятки тысяч человек — люди приехали со всех концов Украины, из России, Беларуси, Молдовы и других стран. Они встретили Предстоятеля Русской Православной Церкви приветственными возгласами, восклицаниями: «Наш Патриарх Кирилл». Шествуя к Успенскому собору, Святейший Владыка неоднократно останавливался, благословлял паломников, беседовал с ними.
В соборном храме в честь Успения Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поклонился главным святыням Лавры — цельбоносной Стопе Божией Матери, отпечатавшейся на скале, и чудотворной Почаевской иконе Царицы Небесной.
Со словами приветствия к Святейшему Патриарху обратился Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший митрополит Владимир.
В ответном слове Его Святейшество, в частности, отметил, что, приехав в Почаевскую лавру, с трепетом прикоснулся к сей великой святыни Руси. Патриарх поблагодарил братию обители за крепкое стояние в вере и призвал всех молиться о единстве Церкви.
Позже в Успенском соборе началось всенощное бдение. Этим богослужением открывается церковное празднование в честь 450-летия принесения на украинскую землю чудотворного Почаевского образа Царицы Небесной.
***
Успенская Почаевская Лавра занимает холм, поднимающийся над окрестностями на высоту около 70 метров и именуемый Почаевской горой. По преданию, еще в древние времена в здешних пещерах, представлявших собой природные скальные гроты, поселились иноки. Предание также гласит, что однажды на холме, где жили иноки, явилась в огненном столпе Божия Матерь. Старинная лаврская традиция относит это событие к 1240 или 1261 году. Пречистая Дева оставила на вершине холма отпечаток правой Стопы, из которого начала сочиться вода, наделенная благодатью исцелений. К благодатному источнику потянулись люди. Со временем на их пожертвования иноки возвели на южном склоне холма каменный храм Успения Пресвятой Богородицы.
О дальнейшей истории Почаева повествует еще одно лаврское предание. Согласно ему, в 1559 году через имение православной помещицы Анны Гойской, к чьим владениям относился и Почаев, проезжал греческий митрополит Неофит, который воспользовался приглашением хозяйки остановиться на время в ее доме, а в благодарность за гостеприимство подарил ей икону Божией Матери. Святыня долго стояла в замковой часовне. Однажды, став свидетельницей того, как от образа исходит дивный свет, Гойская уверовала, что икона имеет особую благодать, и велела зажечь перед святыней лампаду. Она посоветовала своему слепорожденному брату Филиппу усердно помолиться перед иконой об исцелении. Господь даровал Филиппу прозрение.
Пригласив духовенство, Гойская перенесла в 1597 году святыню крестным ходом в Почаев и вручила ее инокам. В том же году она наделила иноков землей и средствами для обустройства при храме общежительного монастыря, о чем свидетельствует сохранившийся текст дарственной грамоты. Событие это произошло через год после того, как вопреки соборному мнению Церкви в Бресте была заключена уния с католиками. Не случайно Гойская особо отметила в грамоте, чтобы новый монастырь хранил верность Православию.
Первым документально известным настоятелем обители является преподобный Иов Почаевский. Он родился в Покутье, в юные годы принял монашество и священный сан в Угорницком монастыре, стал знаменитым подвижником. Князь Константин Константинович Острожский, защитник Православия, пригласил преподобного Иова на игуменство в Дубенский монастырь. Со временем, тяготясь славой, преподобный тайно ушел в Почаев, но и там был избран игуменом. В 1651 преподобный Иов мирно почил 100-летним старцем.
С начала XVIII века до 1831 года обитель находилась в руках униатов. После возвращения Почаевского монастыря православным за ним было решено закрепить почетное звание Лавры, употреблявшееся еще униатами. В 1833 году данное решение получило окончательное утверждение.
Во время Первой мировой войны, с августа 1915-го по май 1916 года, Почаев был оккупирован австрийскими войсками. Накануне оккупации в Житомир перенесли чудотворную икону и мощи преподобного Иова, святыни пробыли там до 1918 года. Часть братии перешла в другие монастыри, но около 30 человек приняли мужественное решение остаться. Австрийцы отправили в лагерь для военнопленных всех, кроме одного: 80-летний старец архимандрит Николай категорически отказался подчиняться насильственному выдворению из кельи и в конце концов остался в обители. Таким образом, полного оставления Лавры монашествующими не произошло.
В XX веке монастыре подвизались ныне прославленные Украинской Православной Церковью в лике местночтимых святых преподобный Кукша Одесский (Величко, †1964) и преподобный Амфилохий Почаевский (Головатюк, †1971).
Несмотря на организованное в начале 1960-х годов сильнейшее давление на братию Лавры (отнятие земли и части зданий, непомерные налоги, принудительная доставка иноков в психиатрические больницы, отнятие паспортов с целью последующего ареста за нарушение паспортного режима, облавы на паломников и т.д.), гражданским властям не удалось закрыть обитель: о событиях в Почаеве стало известно за пределами СССР, и богоборцы отступили.
В 1991 году при Лавре было открыто духовное училище (с 1994 года — Почаевская духовная семинария).
С 1997 года монастырь имеет ставропигию Предстоятеля Украинской Православной Церкви. С 2000 года наместник Лавры пребывает в сане епископа с титулом «Почаевский», являясь викарием Киевской митрополии Украинской Православной Церкви.