Новый 18-й номер посвящен феномену современности — многодетному отцу. На вопросы журнала отвечали отцы самых разных возрастов, профессий и педагогических концепций, но вот мировоззрение у них оказалось одно — все были верующими.
Оказывается, «случайной» многодетности в наше время не бывает, она всегда — плод ответственной жизненной позиции (которая может формироваться и вместе с ростом семьи), и именно потому, не опасаясь пафоса, тему многодетного отца журнал «Нескучный сад» заявил как «Отец-герой».
В рамках этой темы «НС» предлагает также мнения детей, выросших в больших семьях, интервью с отцом 7-х детей протоиереем Валерианом Кречетовым, и репортаж корреспондента «НС» из многодетной семьи, получившего задание пойти, увидеть и написать о том, как живет 34-летний папа 9-ти детей.
В рубрике «Место действия» несколько материалов. Чем можно помочь ребенку, у которого нет дома? Или на улице ему лучше, чем дома? Игумен Амвросий из подмосковной деревни Бывалино создал приют, где детей кормят, учат, играют с ними, а главное — любят. Идея создания приюта возникла у отца Амвросия после того, как воскресная школа при сельском храме в Бывалино стала переживать кризисные времена. В это же время стали поступать просьбы позаботиться о «трудных» детях. Так постепенно и родился приют, где недавно побывал корреспондент «НС».
Специальный репортаж посвящен немецкой овчарке Чен, работающей в кинологическом центре для детей инвалидов. Ветеран чеченской войны, персональный пенсионер ФСБ, семь из девяти лет жизни Чен отдал спецслужбам. Именно он раскрыл тайное убежище Салмана Радуева, и боевики пообещали за поимку Чена 10 тысяч долларов. Большинство подвигов Чена до сих пор засекречено.
Сегодня Чен — сотрудник кинологического центра «Ордынцы», где занимаются с детьми-инвалидами. Программа проста: детей учат ухаживать за собакой, различать породы, пробовать себя в качестве дрессировщика. Методика кинологов была изучена и одобрена учеными РАМН и ВНИИ.
В 2006 году готовится к изданию новая книга об афонском старце Паисии. «НС» предлагает отрывки из этой книги. Схимонах Паисий был не только смиренным, но и очень находчивым. На вопрос одного клирика, можно ли священнику не носить рясу, схимонах Паисий показал масличное дерево, с которого была содрана кора, и ответил: «Древа сбросили свой наряд, посмотрим, сколько уродят». А потом еще: «Поп безряственный — видать, безнравственный». О других примерах находчивости, а также рассудительности, доброты и смирения читайте сначала на страницах «НС», а потом и в самой книжке, когда она выйдет («Житие Старца Паисия Святогорца». Москва. Изд-во Святая Гора).
Что христиане знают об исламе, а мусульмане — о христианстве? И в чем наши представления друг о друге категорически неверны? Есть ли у мусульман понятия греха, покаяния, таинств? На эти вопросы просто, очень просто отвечает религиовед, преподаватель Московской духовной семинарии и ПСТГУ Юрий Максимов.
Свт. Григорий Богослов с уважением относился к философии, не смущаясь тем, что ее называли языческой мудростью, и призывал наполнить философию христианским содержанием, т.е. сделать философию христианской. Доктор психологических наук, профессор Борис Братусь считает, что христианской может быть и психология. В своей концепции он опирается на авторитет М.В. Ломоносова, говорившего, что «Господь дал людям две книги: Св. Писание и мир в натуре. Толкователи первой — богословы, второй — ученые». И задача психолога, как любого ученого, по мнению Б. Братуся, познание Божьего творения. О том, как начиналась отечественная христианская психология, читайте в интервью с профессором Братусем.
Сколько закатов у Европы? Освальд Шпенглер еще в начале XX в. говорил о духовном кризисе европейского мира. По наблюдениям русского путешественника Н.Т., побывавшего осенью прошлого года в Италии, кризис продолжается. Один из его признаков — принцип толерантности как руководящий принцип жизни европейца. Простой пример: в храмах Западной Европы христианские святыни и музейные экспонаты часто уравнены в своем достоинстве. А у культурного европейского человека появилась еще одна святыня — «общечеловеческие ценности», которую он предпочитает всем остальным. Это очень удобная «святыня», она позволяет сохранять равнодушие ко всему, кроме себя с чувством собственного достоинства. Заметки русского путешественника комментируют писатель Елена Чудинова, которая знает западную жизнь не понаслышке, и священник Василий Секачев.
Эти и другие материалы журнала «Нескучный сад» можно прочитать на сайтах: Miloserdie.ru и www.nsad.ru.
Патриархия.ru