Такова, как подчеркивает Святейший Патриарх, одна из главных задач курса «Основы православной культуры». В рамках XIV Международных Рождественских образовательных чтений будет работать секция «Основы православной культуры в системе образования».
На вопросы Пресс-службы Московской Патриархии отвечает председатель секции — член Союза писателей России, автор и разработчик курсов «Основы православной культуры» и «История религиозной культуры», президент Фонда «Основы православной культуры», главный редактор издательства «Основы православной культуры», кавалер ордена преподобного Сергия Радонежского Алла БОРОДИНА.
— Алла Валентиновна, расскажите, пожалуйста, о Вашей секции, какие проблемы на ней будут рассмотрены?
— Работа нашей секции, которую организуют Межрегиональный общественный фонд содействия образованию и культуры «Основы православной культуры», издательство «Основы православной культуры», Международный духовно-просветительский центр «Ортодоксия», Общественный комитет «За нравственное возрождение Отечества», средняя общеобразовательная школа № 979 г. Москвы, посвящена важнейшим вопросам образования, науки и культуры, а также правовым вопросам. Будет развернута выставка учебно-методических пособий по курсу «Основы православной культуры».
Почётный председатель секции — епископ Барнаульский и Алтайский Максим. Сопредседатели — настоятель храма Свт. Николая Чудотворца в Пыжах, глава Комитета «За нравственное возрождение Отечества», духовный руководитель нашего издательского проекта протоиерей Александр Шаргунов, председатель Международного духовно-просветительского центра «Ортодоксия», сотрудник Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви иерей Сергий Соколов.
В работе секции примут участие известные учёные, деятели искусства и культуры, руководители образования, предприниматели и политические деятели. Ожидаем мы и почётных гостей — архиепископов Владивостокского и Приморского Вениамина и Рязанского и Касимовского Павла, епископа Элистинского и Калмыкского Зосиму.
Секция начнет свою работу 1 февраля в общеобразовательной школе № 979 столицы. Здесь пройдет научно-практическая конференция «Основы православной культуры в системе образования».
2 февраля в Центральном доме литераторов состоится пресс-конференция и вечер «Основы православной культуры – концепция жизни и творчества». Ведущий вечера — Игорь Блудилин (Игорь Аверьян), член Союза писателей России, руководитель Клуба «Новая книга». А 3 февраля в Библиотеке Русского зарубежья — научно-практическая конференция «Основы православной культуры и связь поколений».
Какими будут граждане нашей страны, чем предпочтут заниматься, сохранится ли традиционная семья, как дети будут заботиться о своих родителях — все эти вопросы, как и многие другие, которые мы вновь поднимем на Чтениях, крепко связаны с прошлым России, с ее культурой и историей.
— Сегодня существуют силы, стремящиеся снизить значимость финансирования сферы образования и обновления содержания образовательных программ. В результате получается огромный разрыв между отечественным законодательством и реальным положением дел в системе образования.
— Как никто другой это понимают наши учителя. Несмотря ни на что, люди, преданные своей профессии, продолжают терпеливо, с любовью охранять образовательные и культурные традиции. Им приходится спасать детей от тех мощнейших ударов, которые в последние годы методично, с использованием всех рычагов государственной системы образования и средств массовой информации направляются на разрушение нравственного и физического здоровья молодёжи, на уничтожение их интеллектуального и творческого потенциала.
Именно учителя знают цену и понимают, насколько важны в вопросах образования системы воспитания, обучения, ценностей и знаний.
— Такую систему воспитания и образования имеет, в частности, курс «Основы православной культуры». Расскажите о нем, пожалуйста.
— Так сложилось, что именно с курсом «Основы православной культуры» многие родители, учителя, ученые и политики, а также Русская Православная Церковь связывают свои надежды на возрождение в обществе традиционных для нашей страны духовно-нравственных ценностей.
Этот курс также неразрывно связан с сохранением здоровья детей, с созданием стратегии выхода из социокультурного кризиса, с развитием национальной культуры и с сохранением единого образовательного и культурного пространства России.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II неоднократно подчёркивал необходимость введения этого нового курса в школьное образование. Вот, что он говорил в своем приветственном слове на XIII Международных Рождественских образовательных чтениях: «Выступая за введение школьного предмета «Основы православной культуры», который является <…> культурологической дисциплиной, Церковь напоминает о жизненной необходимости приобщения детей не только к знаниям, но и к нравственным основам российской и европейской цивилизации».
Святейший Патриарх считает, что предмет «Основы православной культуры» призван «посеять семена добра в детской душе, приобщить её к нравственному опыту прежних поколений. Для того, чтобы быть готовым бескорыстно помочь ближнему, отвергнуть преступные и бесчестные пути обогащения, отдать жизнь за Родину <…> нужно иметь твёрдые представления о добре и зле, грехе и добродетели».
Судя по опыту использования курса ОПК в государственных и муниципальных средних учебных заведениях, на сегодняшний день можно говорить о том, что он помогает наиболее глубокой мотивации к обучению и повышению качества базового образования. Таким образом, этот курс находит все более широкое применение в педагогической практике в России и даже за рубежом.
Все попытки введения в школах России курса «Религии мира» вместо или до изучения курса «Основы православной культуры» несостоятельны и ненаучны с точки зрения педагогики и психологии.
— Содержание и концепция курса уже представлена Вами в целом ряде учебных и методических пособий, не так ли?
— Их количество уже превысило десяток. Некоторые из книг по моей программе имеют по 3–4 переиздания. Пособия, изданные ранее и поданные в Федеральный экспертный совет, успешно прошли экспертизу и получили грифы Министерства образования и науки РФ «Допущено» и «Рекомендовано».
Курс представляет собой не отдельные размышления и соображения на тему нравственности, духовности, культуры и православия. Это — учебная и воспитательная система, которая опирается на мощный фундамент, состоящий из культурного, языкового, исторического, духовного, образовательного и нормативно-правового блоков. Она создана в непосредственной работе с детьми и апробирована в различных условиях.
Например, культурный блок — это вся великая русская культура. И литература, и изобразительное искусство, и музыка и прикладное творчество, и многое другое. Даже церковнославянский язык в рамках курса представлен, как часть не только исторической, но и современной культуры. В общем, все то, что веками формировало русского человека, его мировоззрение, образ жизни. Это также опыт жертвенной любви за Христа и со Христом.
Русский язык в России всегда был основным инструментом передачи культуры и образования. Его нынешнее разрушение — одна из наиболее острых проблем современности. А ведь это — важнейший фактор сохранения единого культурного, государственного и образовательного пространства России.
Позволю напомнить, что именно благодаря русскому языку многие народы приобщились к великой русской культуре. Именно на русском языке в советский период многие народы СССР начали активно и широко заявлять о своей самобытной культуре и развивать национальную литературу.
И здесь мы видим три пути решения данной проблемы средствами образования: ознакомление с лексикой духовного и историко-культурологического значения, расширение и активизация словаря, повышение грамотности.
Также последовательно рассматривается материал и в других блоках. История формирования культуры — определённая область знаний, уже сложившаяся, закреплённая в Библии, во всемирной истории, в церковном и светском искусстве, праздниках, традициях, преданиях… Православная культура раскрывает также историческую связь со всем православным миром, с другими народами мира.
Блок духовный представлен традиционным православием и также необходим: изучение основ православного учения позволяет расширить качество базового образования, углубить знания истории, литературы, москвоведения и других подобных региональных курсов.
Или вот — образовательный блок. У ученика должна быть закреплена лексика о Боге, нравственности, Родине, отечественной культуре. Только при наличии знаний и представлений о родном и близком ребёнок в состоянии постигать знания о других культурах, религиях, всемирной истории, философии.
И, наконец, блок нормативно-правовой. Поскольку речь идёт об учебном курсе для государственных и муниципальных средних учебных заведений, то материалы, используемые в качестве нормативно-правового основания для его введения, должны содержать ряд документов. Эти документы закрепляют и обеспечивают конституционные права, международные права человека в области культуры, образования и религии на территории России.
— Алла Валентиновна, итак, в заключение, хотелось бы подвести итог. Какие, на Ваш взгляд, основные задачи государства в сфере образования?
— В настоящее время, говоря об образовании в области религии, принято различать религиозно-познавательное (культурологическое) образование и собственно религиозное образование. Последнее имело место в дореволюционной педагогической практике в условиях православного государства в форме учебного предмета специального духовного содержания — традиционного Закона Божьего. Он существенно отличается от историко-культурологического курса «Основы православной культуры» по организации, отбору, систематизации и подаче учебного материала, методике, но главное — по целям и задачам. Ярким подтверждением этого является то, что воскресные школы и православные гимназии, имеющие в своём учебном плане Закон Божий, вводят курс «Основы православной культуры» не вместо Закона Божьего, а параллельно или независимо от него.
Религиозно-познавательный курс позволяет учителям, уважая право каждого человека на убеждения и свободу выбора вероисповедания, формировать в условиях светского образования осознанного отношения к вопросам веры, нравственности, духовности, воспитывать личную ответственность за окружающий мир, культуру, язык, государство.
Беседу вел Николай Головкин
Патриархия.ru