Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры в праздник преставления преподобного Сергия Радонежского

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры в праздник преставления преподобного Сергия Радонежского
Версия для печати
8 октября 2009 г. 15:28

8 октября, в праздник преставления преподобного Сергия Радонежского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры. После чтения Евангелия Предстоятель обратился к молящимся с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Сегодня мы торжественно прославляем день кончины святого преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, чудотворца.

Память о преподобном Сергии живет в народе и жила всегда, даже в самые трудные времена. Потому что он был духовным светочем, примером, и даже от памяти его истекала великая сила, помогавшая людям сохранять веру, помогавшая людям сохранять живым нравственный евангельский идеал.

Преподобный стал великим именно потому, что он Евангелие воплотил в своей жизни. Он жил не по закону, а по благодати, был водим Духом Святым, потому что всего себя отдал в руки Божественного Духа. И как замечательно звучат сегодня слова апостола в послании к Галатам, которые помогают понять, что есть жизнь в Духе: плод же Духа — любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5:22-23). Плод — это результат. Значит, результатом жизни в Духе Божием являются такие ценности, с которыми люди связывают свое счастье: любовь, радость и мир. А что же нужно еще человеку, чтобы чувствовать полноту жизни? И любовь, и радость, и мир являются самыми важными человеческими ценностями, даже если люди этого и не осознают. Даже если они устремляются в жизни своей к ложным ценностям, подлинными являются только эти, и тогда человек имеет жизнь и, по слову Божиему, имеет ее с избытком, имеет ее в полноте (ср. Ин. 10:10).

Итак, жизнь по Духу, в Духе, есть жизнь полная, с избытком, жизнь счастливая. А почему же тогда апостол говорит, что жизнь в Духе есть «долготерпение, милосердие, кротость, воздержание, вера»? Разве есть какая-то связь между терпением и радостью, между добродетелью, милосердием и счастьем? Значит, есть. Мы не связываем со своим счастьем такие понятия, как терпение, как милосердие, но именно все это вместе связано.

Жизнь по Божиему закону — это не жизнь в сплошном наслаждении и веселье, это человеческая жизнь с ее радостями и скорбями. И когда приходят к нам скорби, не нужно воспринимать это как нечто, что разрушает нашу жизнь, что мешает нашей жизни. Христианское отношение к скорби должно быть проникнуто пониманием того, что и скорбь включена в эту человеческую жизнь и для преодоления скорби даются нам и силы, и долготерпение, и благость, то есть способность творить добро, и милосердие, и кротость, и воздержание, и, конечно, вера. Все это связано с самоограничением человека. Не с раскрепощением страстей, инстинктов, как к тому призывает нас современный стиль жизни, а к некоему самоограничению, через которое только и может являться подлинный дар Духа в любви, радости и мире.

Почему мы так почитаем святого преподобного Сергия? Именно потому, что он прошел и через долготерпение, и через благость, и через милосердие; и кротким был, и воздержанным, и веру сильную имел, и потому в его личности расцвел плод Духа в любви, радости и мире. И он делился этим плодом с другими, устрояя мир не только вокруг себя, но и в стране нашей. Радостью и мирным сердцем он притягивал к себе людей, и именно через это притяжение и стяжал славу великого угодника и игумена земли Русской.

Вот какими замечательными словами заканчивается сегодняшнее чтение послания от Галатов — перечисляя дары Святого Духа, о которых мы только что говорили, апостол говорит: На таковых нет закона (Гал. 5:23). То есть на тех людях, которые в себе самих формируют эти ценности Духа — на них нет закона. А что означает «нет закона»? «Нет закона» — означает нет и суда. И вспоминаются другие слова апостола о тех умерших, которые не придут на суд, но перейдут от смерти в жизнь (см. Ин. 5:24). Что же означают эти апостольские слова в послании к Галатам и в только что процитированном месте? Означают вот что: что люди, которых Дух Святой ведет по жизни, те, кто отдает самих себя благодати Божией, через долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание достигающие любви, радости и мира, — те люди не пойдут на суд, потому что над ними нет закона. Они от этой жизни через смерть перейдут в жизнь вечную, в Царствие Божие.

Для святого человека уже нет границы между земной жизнью и Божиим Царствием, потому что святой живет в единой Божественной реальности, формируемой, созидаемой и ограждаемой Духом Святым. Ведь в Церкви Божией мы тоже питаемся Святым Духом. Вот и Церковь Божия едина: и земная, зде пребывающая, и небесная, торжествующая, в которой праведники, в которой наши предшественники, те, кто пришел от смерти к жизни, — мы единая Церковь. И у нас нет мертвых, но, по слову Божиему, только живые. И сегодня мы все — и на небе, и на земле — прославляем имя святого преподобного Сергия, над которым не было закона, но который перешел от смерти в жизнь. Вот путь, который указывает нам Господь, — путь к жизни, жизни вечной через полноту земного бытия, через жизнь не по закону ветхому, а по благодати, дарованной нам через Господа Иисуса Христа силой Духа Святого.

Вот почему так важен для нас пример святых угодников. Слова апостола оживают в их личностях, они являют нам реальный пример этого прехождения от смерти к жизни, они являют нам пример полноты человеческой жизни, полноты человеческого счастья. И что по сравнению с этой захватывающей дух перспективой человеческого бытия наш мятущийся мир с его ложными ценностями, с его сиюминутными проблемами, с его скорбями, которые разрушают только слабого, но никогда не способны разрушить сильного, живущего по закону Божиему, живущего по Божественной благодати?

Нас многому учит святой преподобный игумен земли нашей Сергий, Радонежский чудотворец. И припадая к его мощам, вознося молитву к нему, будем просить великого предстателя пред Богом, чтобы дал нам силу и мудрость прожить жизнь так, чтобы хотя бы частица благодати преобразовала и наши жизни, наши души, давая нам надежду на прехождение от смерти к жизни. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Материалы по теме

Патриарший экзарх всея Беларуси освятил Введенский храм в Ляденском мужском монастыре в честь Благовещения Пресвятой Богородицы

Председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству совершил Литургию в престольный праздник Амвросиевского храма Новодевичьего монастыря столицы

Открыты курсы базовой подготовки монашествующих в области богословия в Благовещенске, Йошкар-Оле, Нижнем Тагиле, Сургуте и Петропавловске-Камчатском

Издательство Московской Патриархии выпустило книгу «Имей Бога пред очами всегда»

В день памяти святителя Николая Мирликийского начальник Русской духовной миссии принял участие в Литургии в Бейт-Джале

Митрополит Волоколамский Антоний возглавил торжества в честь 25-летия московского Представительства Православной Церкви Чешских земель и Словакии

В день памяти святителя Николая Чудотворца Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в храме святителя Николая в Хамовниках г. Москвы

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Николая Мирликийского после Литургии в Никольском храме в Хамовниках г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Воскресения Словущего в Марьинском парке г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Живоначальной Троицы в Чертанове г. Москвы

Патриаршая проповедь в день памяти благоверного великого князя Александра Невского в Александро-Невском скиту близ Переделкина

Патриаршая проповедь перед молебном у раки святителя Тихона в Донском ставропигиальном монастыре

Патриаршая проповедь в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Филарета Московского

Патриаршая проповедь в Неделю 22-ю по Пятидесятнице после Литургии в храме святителя Николая Мирликийского в Бирюлеве г. Москвы

Патриаршее слово после богослужения в Александро-Невском скиту близ Переделкина

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, после Литургии в Донском ставропигиальном монастыре г. Москвы