Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры в праздник преставления преподобного Сергия Радонежского

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры в праздник преставления преподобного Сергия Радонежского
Версия для печати
8 октября 2009 г. 15:28

8 октября, в праздник преставления преподобного Сергия Радонежского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры. После чтения Евангелия Предстоятель обратился к молящимся с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Сегодня мы торжественно прославляем день кончины святого преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, чудотворца.

Память о преподобном Сергии живет в народе и жила всегда, даже в самые трудные времена. Потому что он был духовным светочем, примером, и даже от памяти его истекала великая сила, помогавшая людям сохранять веру, помогавшая людям сохранять живым нравственный евангельский идеал.

Преподобный стал великим именно потому, что он Евангелие воплотил в своей жизни. Он жил не по закону, а по благодати, был водим Духом Святым, потому что всего себя отдал в руки Божественного Духа. И как замечательно звучат сегодня слова апостола в послании к Галатам, которые помогают понять, что есть жизнь в Духе: плод же Духа — любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5:22-23). Плод — это результат. Значит, результатом жизни в Духе Божием являются такие ценности, с которыми люди связывают свое счастье: любовь, радость и мир. А что же нужно еще человеку, чтобы чувствовать полноту жизни? И любовь, и радость, и мир являются самыми важными человеческими ценностями, даже если люди этого и не осознают. Даже если они устремляются в жизни своей к ложным ценностям, подлинными являются только эти, и тогда человек имеет жизнь и, по слову Божиему, имеет ее с избытком, имеет ее в полноте (ср. Ин. 10:10).

Итак, жизнь по Духу, в Духе, есть жизнь полная, с избытком, жизнь счастливая. А почему же тогда апостол говорит, что жизнь в Духе есть «долготерпение, милосердие, кротость, воздержание, вера»? Разве есть какая-то связь между терпением и радостью, между добродетелью, милосердием и счастьем? Значит, есть. Мы не связываем со своим счастьем такие понятия, как терпение, как милосердие, но именно все это вместе связано.

Жизнь по Божиему закону — это не жизнь в сплошном наслаждении и веселье, это человеческая жизнь с ее радостями и скорбями. И когда приходят к нам скорби, не нужно воспринимать это как нечто, что разрушает нашу жизнь, что мешает нашей жизни. Христианское отношение к скорби должно быть проникнуто пониманием того, что и скорбь включена в эту человеческую жизнь и для преодоления скорби даются нам и силы, и долготерпение, и благость, то есть способность творить добро, и милосердие, и кротость, и воздержание, и, конечно, вера. Все это связано с самоограничением человека. Не с раскрепощением страстей, инстинктов, как к тому призывает нас современный стиль жизни, а к некоему самоограничению, через которое только и может являться подлинный дар Духа в любви, радости и мире.

Почему мы так почитаем святого преподобного Сергия? Именно потому, что он прошел и через долготерпение, и через благость, и через милосердие; и кротким был, и воздержанным, и веру сильную имел, и потому в его личности расцвел плод Духа в любви, радости и мире. И он делился этим плодом с другими, устрояя мир не только вокруг себя, но и в стране нашей. Радостью и мирным сердцем он притягивал к себе людей, и именно через это притяжение и стяжал славу великого угодника и игумена земли Русской.

Вот какими замечательными словами заканчивается сегодняшнее чтение послания от Галатов — перечисляя дары Святого Духа, о которых мы только что говорили, апостол говорит: На таковых нет закона (Гал. 5:23). То есть на тех людях, которые в себе самих формируют эти ценности Духа — на них нет закона. А что означает «нет закона»? «Нет закона» — означает нет и суда. И вспоминаются другие слова апостола о тех умерших, которые не придут на суд, но перейдут от смерти в жизнь (см. Ин. 5:24). Что же означают эти апостольские слова в послании к Галатам и в только что процитированном месте? Означают вот что: что люди, которых Дух Святой ведет по жизни, те, кто отдает самих себя благодати Божией, через долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание достигающие любви, радости и мира, — те люди не пойдут на суд, потому что над ними нет закона. Они от этой жизни через смерть перейдут в жизнь вечную, в Царствие Божие.

Для святого человека уже нет границы между земной жизнью и Божиим Царствием, потому что святой живет в единой Божественной реальности, формируемой, созидаемой и ограждаемой Духом Святым. Ведь в Церкви Божией мы тоже питаемся Святым Духом. Вот и Церковь Божия едина: и земная, зде пребывающая, и небесная, торжествующая, в которой праведники, в которой наши предшественники, те, кто пришел от смерти к жизни, — мы единая Церковь. И у нас нет мертвых, но, по слову Божиему, только живые. И сегодня мы все — и на небе, и на земле — прославляем имя святого преподобного Сергия, над которым не было закона, но который перешел от смерти в жизнь. Вот путь, который указывает нам Господь, — путь к жизни, жизни вечной через полноту земного бытия, через жизнь не по закону ветхому, а по благодати, дарованной нам через Господа Иисуса Христа силой Духа Святого.

Вот почему так важен для нас пример святых угодников. Слова апостола оживают в их личностях, они являют нам реальный пример этого прехождения от смерти к жизни, они являют нам пример полноты человеческой жизни, полноты человеческого счастья. И что по сравнению с этой захватывающей дух перспективой человеческого бытия наш мятущийся мир с его ложными ценностями, с его сиюминутными проблемами, с его скорбями, которые разрушают только слабого, но никогда не способны разрушить сильного, живущего по закону Божиему, живущего по Божественной благодати?

Нас многому учит святой преподобный игумен земли нашей Сергий, Радонежский чудотворец. И припадая к его мощам, вознося молитву к нему, будем просить великого предстателя пред Богом, чтобы дал нам силу и мудрость прожить жизнь так, чтобы хотя бы частица благодати преобразовала и наши жизни, наши души, давая нам надежду на прехождение от смерти к жизни. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Материалы по теме

В Казанской Амвросиевской ставропигиальной женской пустыни прошла аттестация слушателей курсов для монашествующих

Представители Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению посетили Калужскую епархию

Начался визит делегации монашествующих Русской Православной Церкви в Египет

Председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству совершил Литургию в Троице-Одигитриевском ставропигиальном монастыре Зосимова пустынь в день памяти ее основателя

Иерарх Иерусалимской Церкви возглавил престольный праздник на подворье Русской духовной миссии в Яффе

Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви и временно управляющий Патриаршими приходами в США и Канаде возглавили торжества престольного праздника Казанского храма в Ньюарке

В Зачатьевском ставропигиальном монастыре г. Москвы молитвенно почтили память священномученика Владимира Амбарцумова

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Патриаршая проповедь в праздник Казанской иконы Божией Матери после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Патриаршая проповедь после Литургии в Успенском кафедральном соборе Смоленска

Патриаршее слово в день памяти святителей Московских после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Слово Святейшего Патриарха Кирилла по случаю 95-летия со дня рождения митрополита Никодима (Ротова)

Патриаршая проповедь после Литургии в Иоанновском ставропигиальном монастыре на Карповке

Патриаршая проповедь в день памяти преподобного Сергия Радонежского после Литургии в Троице-Сергиевой лавре

Патриаршая проповедь после Литургии во Владимирском кафедральном соборе Сочи

Патриаршая проповедь в праздник Воздвижения Креста Господня после Литургии в храме преподобной Евфросинии Московской в Котловке

Патриаршая проповедь после Литургии в Преображенском соборе Салехарда

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после молебна на площади Александра Невского в Санкт-Петербурге