Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Слово Святейшего Патриарха Кирилла за Божественной литургией в Вознесенском соборе Новочеркасска

Слово Святейшего Патриарха Кирилла за Божественной литургией в Вознесенском соборе Новочеркасска
Версия для печати
14 октября 2009 г. 15:12

14 октября, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Свято-Вознесенском кафедральном соборе Новочеркасска. После чтения Евангелия Предстоятель обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

***

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!

Сегодня великий праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Покров ― символ защиты, символ помощи, которую Царица Небесная дает каждому, кто обращается к Ней с верой в ответ на его труды и молитвы.

Это праздник любим в нашем народе, но особенно в казачестве, потому что с праздником Покрова связано одно из самых чудесных событий в истории казачества. В далеком 1641 году донские и запорожские казаки совместно как один народ, как одно казачье братство держали оборону Азова от турок. Почти четыре года длилась эта оборона. Силы врага в пятнадцать раз превышали силы казаков. Но это не надломило волю к победе, не породило страх перед смертью. Мужественно оборонялись казаки, защищая город и Отечество свое, и крепко молились, потому что знали, что по человеческому рассуждению один не может победить пятнадцати. И в канун праздника Покрова явлено было видение прекрасной Жены, в багряницу одетую, и уверовали казаки в то, что Покров Пречистой Царицы Небесной в ответ на их мужество, на их волю к победе, на их горячую молитву простирается над ними. И стали без боя отступать турецкие войска от Азова, прекратив его четырехлетнюю блокаду.

В истории казачества было много чудес. Чудо ― это когда Бог Свою силу и Свою энергию соединяет с человеческой силой и человеческой энергией, когда Свою Божественную волю по свободной воле человека соединяет с человеческими деяниями. Тогда умножаются силы и совершаются великие деяния.

Я хотел бы поздравить с великим праздником Покрова Пресвятой Богородицы все Всевеликое казачье войско Донское, а также всех казаков. Слово «казак» означает вольный человек, человек, любящий волю, любящий свободу. Собственно, так и возникло казачество, когда на эти южные земли стали переселяться те, кто любил свободу, кто любил волю. Поскольку земли были богатыми, то их надо было защищать. А потому с самого начала эти любящие волю и свободу люди вынуждены были силой оружия защищать свои дома и свои семьи. Но не все из них стали казаками. Любящие вольницу очень часто становились разбойниками. Известно, как много горя приносили эти люди, которые жили по своему разумению, по своему хотению и произволению, нередко употребляя ту же силу оружия для того, чтобы творить беззакония.

А чем же казак, вольный человек, отличался от разбойника, вольного человека? Почему казаки боролись с разбойниками? Ведь и те, и те любили волю, имели оружие, защищались. Почему одни стали называться казаками, а другие — разбойниками? Потому что казаки поняли, что одной свободы мало. Если человеку все дозволено, то человек становится зверем. Если не контролировать свою свободу, то начнешь жить по закону греха, творить беззакония и приносить зло. Казак ― это вольный человек, который свою свободу и свою волю подчинил Божиему закону. Вот почему без веры православной нет и казачества. Так было в древности, так и сейчас.  Если подставляет казак свою волю под волю Божию, если живет по закону, то тогда исполняет великие Божии слова.

Господь говорил о том, что Его учеником является тот, кто слово Его соблюдает. И именно таким ученикам открывается истина. И говорит Господь: «Познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32). Не человеческое понимание свободы, не раскрепощение греха, похоти и страстей, а свобода во Христе, свобода, подчиненная нравственному закону. Тогда свобода соединяется с ответственностью, тогда любящий свободу человек становится казаком, а не разбойником. А тот, кто подставляет себя под закон Божий, начинает жить этим законом. И возникает любовь в сердце к людям, к своим ближним, родным, к своему Отечеству. Вот почему казаки всегда служили Отечеству — потому что свою свободу соединяли с нравственным Божиим законом, жили по совести. А как же жить по совести и не любить народ свой? Как же жить по совести и не любить Отечество свое? Вот потому свободным произволением брались они за меч, за шашку свою казацкую, когда надвигалась опасность над народом и над страной, и жизни своей не щадили, отстаивая свободу Отечества, сохраняя его независимость, неколебимыми рубежи его.

За верность Богу, Церкви Православной, за жизнь по совести, за верность присяге и Отечеству пострадало казачество так, как, может быть, никто иной на земле нашей. И многим казалось, что память поги бе с шумом (см. Пс. 9:7). И никогда больше не наполнится этот казачий Новочеркасский собор народом. И никогда сотни и сотни облаченных в казацкую форму не преклонят больше колен перед Господом и не обратят свою молитву к Царице Небесной. Но совершилось и это чудо. И сегодня мы как народ, может быть, не так быстро, как хотелось бы, но поворачиваем лицо свое к Богу, начинаем понимать, что жизнь человека может быть счастливой и радостной только тогда, когда свободу свою, Богом ему дарованную, он соединит с верностью Божиему закону и когда будет любить свое Отечество и своих ближних.

Пробуждается и возрождается казачество наше. Много еще испытаний и, наверно, проблем, которые нужно преодолеть и решить, но самое главное должны помнить — и казаки, и все мы: если хотим, чтобы совершалось над нами чудо Божие, чтобы Бог приклонял к нам Свою милость, мы должны хранить веру в сердце, жить по совести, по Божиему закону, любя друг друга и любя Отечество наше. И тогда никакие соблазны, человеческие страсти, никакая борьба за власть, в том числе и в казачьем сообществе, не будут страшны, потому что будет являться Божия правда. И казачье сообщество будет сильным и неколебимым, будет мощной опорой государства Российского, поддержкой Церкви, примером для народа.

С большой радостью я прибыл к вам, мои дорогие, чтобы впервые в истории совершить в этом величественном соборе Всевеликого войска Донского Божественную литургию и в день Покрова вместе с вами горячо помолиться об Отечестве нашем, о народе нашем, о казачестве нашем, о Церкви нашей. И верим, что, как и в прошлом, Царица Небесная приклонит к нам Свою милость и явит нам великую победу, победу над грехом и злом, преодоление проблем и трудностей, встречающихся на нашем жизненном пути.

Пусть Царица Небесная покрывает Своим омофором казачество наше, храня его от всякого зла. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Патриаршая проповедь в Неделю 26-ю по Пятидесятнице после Литургии в московском храме равноапостольных Константина и Елены в Митине

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Николая Мирликийского после Литургии в Никольском храме в Хамовниках г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Воскресения Словущего в Марьинском парке г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Живоначальной Троицы в Чертанове г. Москвы

Патриаршая проповедь в день памяти благоверного великого князя Александра Невского в Александро-Невском скиту близ Переделкина

Патриаршая проповедь перед молебном у раки святителя Тихона в Донском ставропигиальном монастыре

Патриаршая проповедь в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Филарета Московского

Патриаршая проповедь в Неделю 22-ю по Пятидесятнице после Литургии в храме святителя Николая Мирликийского в Бирюлеве г. Москвы

Патриаршее слово после богослужения в Александро-Невском скиту близ Переделкина