О направлениях и формах государственной поддержки религиозных организаций в России говорил в своем докладе заместитель председателя комиссии по вопросам религиозных объединений при правительстве РФ Андрей Себенцов, выступая 7 февраля на проходящей в РГГУ Международной конференции «Глобальные процессы и религиозное многообразие в России и мире», а также в интервью «Благовест-инфо» после выступления.
Расценивая традиционные религиозные объединения как важных участников процесса складывания гражданского общества в России, Андрей Себенцов отметил их слабые места, связанные с беспрецедентным «историческим перерывом» в их деятельности в советский период. Провозгласив курс на развитие гражданского общества, государство должно позаботиться и о религиозных сообществах. Во-первых, сам принцип их многообразия должен быть защищен государством. Далее, очевидно, что свободная деятельность религиозных организаций должна быть основана на их «экономической состоятельности». Чиновник констатировал, что в процессе передачи имущества религиозным объединениям уже накопился достаточный опыт, чтобы разработать концепцию и принять закон о безвозмездной передаче религиозным организациям не только культового имущества, но и других зданий и строений, необходимых для их благотворительной и социально-культурной деятельности.
Большое внимание А. Себенцов придает государственной поддержке религиозного образования: «Существует заинтересованность государства в том, чтобы богословы и священнослужители имели современную, широкую, качественную подготовку». Но тогда надо искать и формы поддержки: это может быть и оказание помощи в получении помещения для конфессионального учебного заведения, в создании библиотеки, в получении грантов на научные и методические разработки как в области богословия, так и в области религиоведения, и т.д. Первым шагом проявления такой заинтересованности зампред комиссии считает то, что «удалось преодолеть барьер, существовавший в министерстве образования» в отношении выдачи дипломов государственного образца выпускникам высших духовных учебных заведений. Как пояснил А.Себенцов, это решение пока не оформлено документально, но «министерство продемонстрировало свое понимание необходимости государственной аккредитации религиозного образования». Об этом свидетельствуют выступления министра образования Андрея Фурсенко на заседании правительственной комиссии по вопросам религиозных объединений и на XIV Рождественских чтениях. «Два года понадобилось, чтобы пробить такую очевидную вещь!» — подчеркнул А. Себенцов.
Отвечая на вопрос о возможности государственного финансирования религиозных учебных заведений, Себенцов отметил, что в законодательстве о свободе совести такая возможность предусмотрена в части преподавания общеобразовательного цикла в частных учебных заведениях. Однако закон 122 «О монетизации льгот» в большинстве регионов свел на нет это частичное финансирование, например, православных гимназий и лицеев. Позиция правительственного деятеля такова: «Если государство устанавливает образовательный стандарт, оно обязано обеспечить этот уровень, а не перекладывать это на частное финансирование в отношении некоторых категорий граждан».
Что же касается профессионального религиозного образования (подготовки богословов, священнослужителей), то А. Себенцов убежден, что религиозные организации «должны бы делать это сами». Но он понимает, что сейчас подобная система сохранилась только у Русской Православной Церкви (РПЦ), у остальных же «пока нет к этому ни финансовой, ни методической готовности; все рождается заново». Поэтому и здесь государство должно поддержать религиозные организации в период становления их образовательной структуры. «Если есть государственная система, давайте к поезду вагончик прицепим – глядишь, и приедет, чтобы все было как у людей», — говорит А. Себенцов.
Элементы такой поддержки уже существуют: для РПЦ — это подготовка по стандарту «теология» в государственных вузах. Для Себенцова очевидно, что, хотя в стандарте по этому предмету многократно упоминается его светский характер, «это типичное финансирование миссионерской деятельности, и государство делает это в больших масштабах». Мусульманам госбюджет пока помогает «в небольших масштабах», набирая по специальностям «регионоведение» и другим гуманитарным группы в несколько человек в госвузах. Подготовка таких широко образованных мусульманских деятелей необходима, чтобы «противостоять потоку, который идет из-за границы» и приводит к «появлению подрывных организаций» (имеется в виду получение российскими мусульманами религиозного образования в Саудовской Аравии и других арабских странах). Собеседник агентства убежден, что «надо поддержать наших собственных родных мусульман».
Однако при поддержке религиозных организаций как институтов гражданского общества необходимо соблюдать и некоторые ограничения. Так, поводом для «государственного воздействия» на религиозные сообщества должен стать «низкий уровень толерантности», «присваивание функций государства (например, исполнение наказаний по решению религиозных судов)». Религиозные организации, считает А. Себенцов, не должны также препятствовать получению своими членами общепринятого в стране образования.
Благовест-Инфо/Патриархия.ru