Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Преподобный Симеон Новый Богослов

Преподобный Симеон Новый Богослов родился в 946 году в городе Галате (Пафлагония) и получил в Константинополе основательное светское образование. Отец готовил его к придворной карьере, и некоторое время юноша занимал высокое положение при императорском дворе. Но достигнув 25 лет, он почувствовал влечение к иноческой жизни, бежал из дома и удалился в Студийский монастырь, где проходил послушание под руководством знаменитого в то время старца Симеона Благоговейного. Основным подвигом преподобного стала непрестанная Иисусова молитва в ее кратком виде: "Господи, помилуй!" Для большей молитвенной сосредоточенности он постоянно искал уединения, даже на литургии стоял отдельно от братии, часто оставался один на ночь в церкви; чтобы навыкнуть в памятовании о смерти, проводил ночи на кладбище. Плодом его усердия были особые состояния восхищения: в эти часы Дух Святой в виде светящегося облака нисходил на него и закрывал от его глаз все окружающее. Со временем он достиг постоянной высокой духовной просветленности, что особенно обнаруживалось, когда он служил Литургию.
Примерно в 980 году преподобный Симеон был поставлен игуменом монастыря святого Маманта и пробыл в этом сане 25 лет. Он привел в порядок запущенное хозяйство обители и благоустроил в ней храм.
Доброта сочеталась у преподобного Симеона со строгостью и неуклонным соблюдением Евангельских заповедей. Так, например, когда его любимый ученик Арсений перебил ворон, которые поклевали размоченный хлеб, игумен заставил его нанизать мертвых птиц на веревку, надеть это "ожерелье" на шею и стоять на дворе. В монастыре святого Маманта замаливал грех некий епископ из Рима, нечаянно убивший юного племянника, и преподобный Симеон неизменно выказывал к нему доброту и внимание.
Строгая монашеская дисциплина, которую все время насаждал Преподобный, привела к сильному недовольству среди монастырской братии. Однажды после литургии особенно раздраженные из братьев набросились на него и едва не убили. Когда же Константинопольский Патриарх изгнал их из монастыря и хотел предать городским властям, Преподобный вымолил для них прощение и помогал им в жизни в миру.
Около 1005 года преподобный Симеон передал игуменство Арсению, а сам поселился при монастыре на покое. Там он создал свои богословские труды, отрывки из которых вошли в 5-й том "Добротолюбия". Главная тема его творения - сокровенное делание во Христе. Преподобный Симеон учит внутренней брани, способам духовного совершенствования, борьбе против страстей и греховных помыслов. Он написал поучения для монахов, "Главы богословские, умозрительные и практические", "Слово о трех образах молитвы", "Слово о вере". Кроме того, преподобный Симеон был выдающимся церковным поэтом. Ему принадлежат "Гимны Божественной любви" - около 70 поэм, полных глубоких молитвенных размышлений.
Учение преподобного Симеона о новом человеке, об "обожении плоти", которым он хотел заменить учение об "умерщвлении плоти" (за что его и назвали Новым Богословом), принималось современниками с трудом. Многие его поучения звучали для них непонятно и чуждо. Это привело к конфликту с высшим константинопольским духовенством, и преподобный Симеон подвергся изгнанию. Он удалился на берег Босфора и основал там обитель святой Марины.
Святой мирно преставился к Богу в 1021 году. Еще при жизни получил он дар чудотворения. Многочисленные чудеса были явлены и после его смерти; одно из них - чудесное обретение его образа. Житие его написано келейником и учеником, преподобным Никитой Стифатом.
*На русском языке издано:
1. Словеса зело полезныя. Изд. Козельской Введенской Оптиной пустыни. М., 1852.
2. Двенадцать слов в рус. пер. с эллино-греч. Изд. Козельской Введенской Оптиной пустыни. М., 1869.
3. Слова / Пер. на рус. яз. с новогреч. епископа Феофана (Говорова). Вып. I. Житие преподобного Симеона, составленное Никитою Стифатом. Слова 1-52. М., 1879. Вып. 2. Слова 53-92. Деятельные и Богословские главы // Подвижническое слово. М., 1882. То же. Изд. 2-е Афонского Русского Пантелеимонова монастыря. Вып. I. М., 1890. Вып. 2. М., 1892.
4. Деятельные и Богословские главы, 152. Слово о вере. - Слово о трех образах молитвы // Добротолюбие. Кн. I. Ч. I. Изд. 2-е. М., 1822. То же // Христианское чтение. 1823. XII. С. 3 слл.; 1821. I. С. 142 слл.
5. Отдельные изречения // Сборник отеческих изречений и извлечений из писаний некоторых церковных учителей и новейших православных богословов / Сост. иеромонахом Далматом. Вып. I. Сергиев Посад, 1897. Вып. 2. М., 1899.
6. Божественные гимны преподобного Симеона Нового Богослова . Перевод с греческого с изображением святого отца, вступ. статьей, предисл. к гимнам ученика преподобного Симеона Никиты Стифата / Пер. иеромонаха Пантелеимона. [Иеромонах Пантелеимон (в миру Димитрий Поликарпович Ясненский), 1-й магистрант 66 курса (выпуска 1911 года) Московской духовной академии, скончался 1(14) мая 1918 года на Новом Афоне от туберкулеза]. С рисунками М. В. Быкина. а) XXXIII С. + 280 С.+ IX С. Сергиев Посад, 1917; б) XXXII С. + 280 С. + XXXII С. + 68 С. + IX С. (с дополнительными указателями). Сергиев Посад, 1917.*

Иконописный подлинник


Россия. 2005.

Прпп. Максим Исповедник и Симеон Новый Богослов. Алёшин А.В. (Иконописная школа). Фреска Троицкого собора Троице-Сыпанова Пахомиево-Нерехтского женского монастыря Костромской епархии. 2005 г.

Москва. 1962-73.

Прп. Симеон Новый Богослов. Монахиня Иулиания (Соколова). Икона (на холсте) на обратной стороне иконостаса Покровского Академического храма. Сергиев Посад. 1962 - 1973 годы.

Греция. XX.

Прп. Симеон Новый Богослов. Икона Греция. XX в.

Израиль. 1990-е.

Прп. Симеон. Добрынин С.(Я.)Н. Роспись трапезной католического монастыря пустыни Иоанна Предтечи близь Горней. Израиль. 1990-е годы.

Оптина. Ок. 2000.

Прп. Симеон Новый Богослов. Фреска Казанского собора Оптиной пустыни. Около 2000 г.

Москва. 2002.

Прп. Симеон Новый Богослов. Науменко М. (выпускница Иконописной школы 2000 г.). Икона. Сергиев Посад. 2002 г.

Новый сводный иконописный подлинник, подготовленный Иконописной школой при Московской Духовной академии