Преподобный Симеон Новый Богослов
Преподобный Симеон Новый Богослов родился в 946 году в городе Галате (Пафлагония) и получил в Константинополе основательное светское образование. Отец готовил его к придворной карьере, и некоторое время юноша занимал высокое положение при императорском дворе. Но достигнув 25 лет, он почувствовал влечение к иноческой жизни, бежал из дома и удалился в Студийский монастырь, где проходил послушание под руководством знаменитого в то время старца Симеона Благоговейного. Основным подвигом преподобного стала непрестанная Иисусова молитва в ее кратком виде: "Господи, помилуй!" Для большей молитвенной сосредоточенности он постоянно искал уединения, даже на литургии стоял отдельно от братии, часто оставался один на ночь в церкви; чтобы навыкнуть в памятовании о смерти, проводил ночи на кладбище. Плодом его усердия были особые состояния восхищения: в эти часы Дух Святой в виде светящегося облака нисходил на него и закрывал от его глаз все окружающее. Со временем он достиг постоянной высокой духовной просветленности, что особенно обнаруживалось, когда он служил Литургию.
Примерно в 980 году преподобный Симеон был поставлен игуменом монастыря святого Маманта и пробыл в этом сане 25 лет. Он привел в порядок запущенное хозяйство обители и благоустроил в ней храм.
Доброта сочеталась у преподобного Симеона со строгостью и неуклонным соблюдением Евангельских заповедей. Так, например, когда его любимый ученик Арсений перебил ворон, которые поклевали размоченный хлеб, игумен заставил его нанизать мертвых птиц на веревку, надеть это "ожерелье" на шею и стоять на дворе. В монастыре святого Маманта замаливал грех некий епископ из Рима, нечаянно убивший юного племянника, и преподобный Симеон неизменно выказывал к нему доброту и внимание.
Строгая монашеская дисциплина, которую все время насаждал Преподобный, привела к сильному недовольству среди монастырской братии. Однажды после литургии особенно раздраженные из братьев набросились на него и едва не убили. Когда же Константинопольский Патриарх изгнал их из монастыря и хотел предать городским властям, Преподобный вымолил для них прощение и помогал им в жизни в миру.
Около 1005 года преподобный Симеон передал игуменство Арсению, а сам поселился при монастыре на покое. Там он создал свои богословские труды, отрывки из которых вошли в 5-й том "Добротолюбия". Главная тема его творения - сокровенное делание во Христе. Преподобный Симеон учит внутренней брани, способам духовного совершенствования, борьбе против страстей и греховных помыслов. Он написал поучения для монахов, "Главы богословские, умозрительные и практические", "Слово о трех образах молитвы", "Слово о вере". Кроме того, преподобный Симеон был выдающимся церковным поэтом. Ему принадлежат "Гимны Божественной любви" - около 70 поэм, полных глубоких молитвенных размышлений.
Учение преподобного Симеона о новом человеке, об "обожении плоти", которым он хотел заменить учение об "умерщвлении плоти" (за что его и назвали Новым Богословом), принималось современниками с трудом. Многие его поучения звучали для них непонятно и чуждо. Это привело к конфликту с высшим константинопольским духовенством, и преподобный Симеон подвергся изгнанию. Он удалился на берег Босфора и основал там обитель святой Марины.
Святой мирно преставился к Богу в 1021 году. Еще при жизни получил он дар чудотворения. Многочисленные чудеса были явлены и после его смерти; одно из них - чудесное обретение его образа. Житие его написано келейником и учеником, преподобным Никитой Стифатом.
*На русском языке издано:
1. Словеса зело полезныя. Изд. Козельской Введенской Оптиной пустыни. М., 1852.
2. Двенадцать слов в рус. пер. с эллино-греч. Изд. Козельской Введенской Оптиной пустыни. М., 1869.
3. Слова / Пер. на рус. яз. с новогреч. епископа Феофана (Говорова). Вып. I. Житие преподобного Симеона, составленное Никитою Стифатом. Слова 1-52. М., 1879. Вып. 2. Слова 53-92. Деятельные и Богословские главы // Подвижническое слово. М., 1882. То же. Изд. 2-е Афонского Русского Пантелеимонова монастыря. Вып. I. М., 1890. Вып. 2. М., 1892.
4. Деятельные и Богословские главы, 152. Слово о вере. - Слово о трех образах молитвы // Добротолюбие. Кн. I. Ч. I. Изд. 2-е. М., 1822. То же // Христианское чтение. 1823. XII. С. 3 слл.; 1821. I. С. 142 слл.
5. Отдельные изречения // Сборник отеческих изречений и извлечений из писаний некоторых церковных учителей и новейших православных богословов / Сост. иеромонахом Далматом. Вып. I. Сергиев Посад, 1897. Вып. 2. М., 1899.
6. Божественные гимны преподобного Симеона Нового Богослова . Перевод с греческого с изображением святого отца, вступ. статьей, предисл. к гимнам ученика преподобного Симеона Никиты Стифата / Пер. иеромонаха Пантелеимона. [Иеромонах Пантелеимон (в миру Димитрий Поликарпович Ясненский), 1-й магистрант 66 курса (выпуска 1911 года) Московской духовной академии, скончался 1(14) мая 1918 года на Новом Афоне от туберкулеза]. С рисунками М. В. Быкина. а) XXXIII С. + 280 С.+ IX С. Сергиев Посад, 1917; б) XXXII С. + 280 С. + XXXII С. + 68 С. + IX С. (с дополнительными указателями). Сергиев Посад, 1917.*
Иконописный подлинник | |
Россия. 2005.Прпп. Максим Исповедник и Симеон Новый Богослов. Алёшин А.В. (Иконописная школа). Фреска Троицкого собора Троице-Сыпанова Пахомиево-Нерехтского женского монастыря Костромской епархии. 2005 г.
|
|
Москва. 1962-73.Прп. Симеон Новый Богослов. Монахиня Иулиания (Соколова). Икона (на холсте) на обратной стороне иконостаса Покровского Академического храма. Сергиев Посад. 1962 - 1973 годы.
|
|
Греция. XX.Прп. Симеон Новый Богослов. Икона Греция. XX в.
|
|
Израиль. 1990-е.Прп. Симеон. Добрынин С.(Я.)Н. Роспись трапезной католического монастыря пустыни Иоанна Предтечи близь Горней. Израиль. 1990-е годы.
|
|
Оптина. Ок. 2000.Прп. Симеон Новый Богослов. Фреска Казанского собора Оптиной пустыни. Около 2000 г.
|
|
Москва. 2002.Прп. Симеон Новый Богослов. Науменко М. (выпускница Иконописной школы 2000 г.). Икона. Сергиев Посад. 2002 г.
|
|
Новый сводный иконописный подлинник, подготовленный Иконописной школой при Московской Духовной академии |